РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Суханова Ираида Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей» г.о.г. Арзамас
Что такое мышление, логическое мышление и с чем мы сталкиваемся, когда дети приходят в 1 класс.
Слайд 2.Мышление — это процесс осознанного восприятия окружающего мира во всех его проявлениях, создание представлений о предметах и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.
В своём развитии мышление проходит определённый путь.
Никто не рождается с готовым и высоким уровнем мышления.
Сначала ребёнок овладевает наглядно-действенным видом мышления (
манипулирование игрушками, затем наглядно-образным ( познание с
помощью представлений предметов явлений)
Когда ребёнок приходит в 1 класс, мы надеемся на то,
что у него уже сформировано наглядно - образное мышление.
Если это не так ,то нам приходится тратить много времени на то, чтобы
сформировать наглядно-образное мышление, так как без него словесно-
логическое мышление не формируется.
Слайд 3. Зачем нам нужно логическое мышление?
Способность логически мыслить позволяет:
-понимать происходящее вокруг:
-определять существенные признаки:
-делать умозаключения:
-доказывать, опровергать точку зрения.
Слайд 4. В чем особенности мышления младших школьников. Во первых дети не всегда приходят к нам со сформированным
НО мышлением, но именно в начальной школе
мышление становится доминирующим, выходит на первый план. Ребёнок в 1 классе опирается на наглядные образы и представления. Мы сталкиваемся с тем, что когда мы изучаем грамматические понятия, а ребёнок оперирует конкретным лексическим значением слова, никак не может отойти от лексического значения слова. Для маленького ребёнка мама - это конкретный объект, и только позже он начинает понимать, что мама-это та, у которой есть дети.
В начальной школе происходит активный переход от наглядно-образного мышления к словесно - логическому. Конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственными наблюдениями, уже подчиняется логическим принципам. Но отвлечённые, формально-логические рассуждения детям ещё не доступны.
Для первоклассников характерен феномен Пиаже. Из двух одинаковых по длине верёвок ребёнок укажет как на длинную на ту, которая расправлена. А про одинаковом количестве предметов укажет большим то, где фигуры расставлены шире.
Слайд 5. Без логического мышления невозможно овладение ни математическим, ни естественно-научными, ни лингвистическими понятиями. Логическое мышление происходит в форме рассуждений, является обоснованным, последовательным, не имеет противоречий. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Т.Е. такие формы мышления, которые отражают связи между предметами, позволяют делать выводы.
Слайд 6. Кроме того формирование логического мышления предполагает формирование определённых мыслительных операций, связаны по стандартам с логическими УУД включают в себя: анализ, синтез, абстракцию обобщение, сравнение и конкретизацию. Это те мыслительные операции, которые позволяют нам вывести детей на уровень логических УУД.
Слайд 7. Согласно ФГОС базовые логические УУД обеспечивают формирование:
-умение сравнивать объекты, устанавливать аналогии;
- объединять части по определённому признаку;
-определять существенный признак для классификации;
- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, наблюдения на основе предложенного учителем алгоритма;
-выявлять недостаток информации для решения учебной задачи на основе предложенного учителем алгоритма; Пример: Серёжа и Таня склеили фонарики. Таня склеила 7 фонариков, Алёша 3. Сколько всего фонариков склеили дети? Куда делся Серёжа? Важно понимать, что у задачи может быть недостаточно данных для её решения, поэтому решить её не получится.
-Устанавливать причинно-следственные связи (в ситуациях, когда их можно наблюдать или они знакомы по опыту), делать выводы.
Слайд 8. На данном слайде вы видите этапы развития логического мышления. Их 5. В 1-2 классах, дети проходя 3 этапа:
1.Знакуомство с признаками понятий.
2. Формирование умений оперировать существенными признаками (абстрагирование)
3. Формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки.
В 3-4 классах 2 этапа:
4.Формирование умений выстраивать иерархию понятий, вычленять широкие и более узкие понятия.
5.Развитие аналитической деятельности.
6. Развитие внимания, памяти, логического мышления.
а) Прочитай считалочки.
ЁЛШ РААБН ОН МЫТУРК МАГОР, ЛАВРЫВ КУВРАТ, ЖИЛОПОЛ АН КУЛАВ, ТОК ЁЕ МЁЗЬВОТ – ОТТ И НОВ ДОЙТЁП.
ЛЫЛП ОП ЮРМО МОАНЧЕД, В НЕЧАЕДОМ ЛБЫ ВАНИД, А В НАДИВЕ РЯНПТАС НСОЛ. ЫТ ЕН ШЕРИВЬ? ЫДВИЙ ОНВ!
б) Среди букв отыщи 10 слов и подчеркни их.
ДЕНТМСОКРВЛУСЫМНЛОАДЛВДЫВЬСРМЛУЬОРЕФЭЩИОМЯЧ
ЦЖЫЧШЫГВАМЫЛОДКРЫЧТАЕТЧАВЖЕУЛЕНЬЖАГМИЫЛЩЦ
РПТСДЫНКИШУБАЛОШЗЫМРПМАМАУЫЗЧДХЫЮАЛНГАИЫД
БУРАНПИПООЕЛВТСРЧЛЕДЫФЖНОЧППАЛКАБЧТРСРАГКОЫЫ
ЗКМЦЫМНМЕТЛАУЦЬМРОВЛЕИМАВТОБУСДИРОЧЫВНМЖЬЫЛ