СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие логического мышления младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В 1 классе нам приходится тратить много времени и сил на то, чтоюбы сформировать у ребёнка наглядно- образное мышление, так как без него словестно-логическое мышление не формируется.

Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления младших школьников»





РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Суханова Ираида Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей» г.о.г. Арзамас



Что такое мышление, логическое мышление и с чем мы сталкиваемся, когда дети приходят в 1 класс.

Слайд 2.Мышление — это процесс осознанного восприятия окружающего мира во всех его проявлениях, создание представлений о предметах и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться.

В своём развитии мышление проходит определённый путь.

Никто не рождается с готовым и высоким уровнем мышления.

Сначала ребёнок овладевает наглядно-действенным видом мышления (

манипулирование игрушками, затем наглядно-образным ( познание с

помощью представлений предметов явлений)

Когда ребёнок приходит в 1 класс, мы надеемся на то,

что у него уже сформировано наглядно - образное мышление.

Если это не так ,то нам приходится тратить много времени на то, чтобы

сформировать наглядно-образное мышление, так как без него словесно-

логическое мышление не формируется.



Слайд 3. Зачем нам нужно логическое мышление?

Способность логически мыслить позволяет:

-понимать происходящее вокруг:

-определять существенные признаки:

-делать умозаключения:

-доказывать, опровергать точку зрения.



Слайд 4. В чем особенности мышления младших школьников. Во первых дети не всегда приходят к нам со сформированным

НО мышлением, но именно в начальной школе

мышление становится доминирующим, выходит на первый план. Ребёнок в 1 классе опирается на наглядные образы и представления. Мы сталкиваемся с тем, что когда мы изучаем грамматические понятия, а ребёнок оперирует конкретным лексическим значением слова, никак не может отойти от лексического значения слова. Для маленького ребёнка мама - это конкретный объект, и только позже он начинает понимать, что мама-это та, у которой есть дети.

В начальной школе происходит активный переход от наглядно-образного мышления к словесно - логическому. Конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственными наблюдениями, уже подчиняется логическим принципам. Но отвлечённые, формально-логические рассуждения детям ещё не доступны.

Для первоклассников характерен феномен Пиаже. Из двух одинаковых по длине верёвок ребёнок укажет как на длинную на ту, которая расправлена. А про одинаковом количестве предметов укажет большим то, где фигуры расставлены шире.

Слайд 5. Без логического мышления невозможно овладение ни математическим, ни естественно-научными, ни лингвистическими понятиями. Логическое мышление происходит в форме рассуждений, является обоснованным, последовательным, не имеет противоречий. Логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Т.Е. такие формы мышления, которые отражают связи между предметами, позволяют делать выводы.

Слайд 6. Кроме того формирование логического мышления предполагает формирование определённых мыслительных операций, связаны по стандартам с логическими УУД включают в себя: анализ, синтез, абстракцию обобщение, сравнение и конкретизацию. Это те мыслительные операции, которые позволяют нам вывести детей на уровень логических УУД.

Слайд 7. Согласно ФГОС базовые логические УУД обеспечивают формирование:

-умение сравнивать объекты, устанавливать аналогии;

- объединять части по определённому признаку;

-определять существенный признак для классификации;

- находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, наблюдения на основе предложенного учителем алгоритма;

-выявлять недостаток информации для решения учебной задачи на основе предложенного учителем алгоритма; Пример: Серёжа и Таня склеили фонарики. Таня склеила 7 фонариков, Алёша 3. Сколько всего фонариков склеили дети? Куда делся Серёжа? Важно понимать, что у задачи может быть недостаточно данных для её решения, поэтому решить её не получится.

-Устанавливать причинно-следственные связи (в ситуациях, когда их можно наблюдать или они знакомы по опыту), делать выводы.

Слайд 8. На данном слайде вы видите этапы развития логического мышления. Их 5. В 1-2 классах, дети проходя 3 этапа:

1.Знакуомство с признаками понятий.

2. Формирование умений оперировать существенными признаками (абстрагирование)

3. Формирование логической операции сравнения с опорой на существенные и несущественные признаки.

В 3-4 классах 2 этапа:

4.Формирование умений выстраивать иерархию понятий, вычленять широкие и более узкие понятия.

5.Развитие аналитической деятельности.

6. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

а) Прочитай считалочки.

ЁЛШ РААБН ОН МЫТУРК МАГОР, ЛАВРЫВ КУВРАТ, ЖИЛОПОЛ АН КУЛАВ, ТОК ЁЕ МЁЗЬВОТ – ОТТ И НОВ ДОЙТЁП.



ЛЫЛП ОП ЮРМО МОАНЧЕД, В НЕЧАЕДОМ ЛБЫ ВАНИД, А В НАДИВЕ РЯНПТАС НСОЛ. ЫТ ЕН ШЕРИВЬ? ЫДВИЙ ОНВ!

б) Среди букв отыщи 10 слов и подчеркни их.



ДЕНТМСОКРВЛУСЫМНЛОАДЛВДЫВЬСРМЛУЬОРЕФЭЩИОМЯЧ

ЦЖЫЧШЫГВАМЫЛОДКРЫЧТАЕТЧАВЖЕУЛЕНЬЖАГМИЫЛЩЦ

РПТСДЫНКИШУБАЛОШЗЫМРПМАМАУЫЗЧДХЫЮАЛНГАИЫД

БУРАНПИПООЕЛВТСРЧЛЕДЫФЖНОЧППАЛКАБЧТРСРАГКОЫЫ

ЗКМЦЫМНМЕТЛАУЦЬМРОВЛЕИМАВТОБУСДИРОЧЫВНМЖЬЫЛ