СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Развитие логического мышления на уроках обучения грамоте»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«« Развитие логического мышления на уроках обучения грамоте»»

« Развитие логического мышления на уроках

обучения грамоте»


учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»

г. Мичуринска

Тарасова Людмила Геннадиевна



Развитие логического мышления детей в начальной школе является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения и развития. Одной из важных задач начальной школы является развитие логического мышления. Развивать логическое мышление школьников – значит а развивать умение осуществлять мыслительные операции (сравнение, анализ, обобщение, синтез, классификация и др.), оперировать понятиями, правильно формулировать их определения, выражать суждения, строить умозаключения.

Показателями умственного развития младших школьников являются: умение использовать логические приемы и операции в учебной деятельности, выбирать их. Продуктивная деятельность в большей степени способствует этому, так как она связана с активной работой мышления и находит свое выражение в таких мыслительных приемах, как синтез, анализ, сравнение, обобщение. Эти мыслительные приемы являются составными компонентами операций логического мышления – понятий, суждений, умозаключений.

Развитие логического мышления на уроках обучения грамоте будет эффективным, если разработать комплекс занятий и включить в содержание работы на уроках обучения грамоте методы и приемы, способствующие развитию умений:

  • сравнения;

  • группировки;

  • обобщения;

  • классификации.



Целью предложенных учебных заданий является их использование для эффективного развития логического мышления младших школьников. Для успешной реализации поставленной цели необходимо, чтобы учащиеся с помощью умений классификации, обобщения, сравнения и группировки могли работать с любым лексическим материалом, с помощью чего, будет повышаться уровень логического мышления.



  1. Реши грамматическую арифметику и запиши прописными буквами слова-отгадки.

МА + ЛИ + НА = ТО + МА + ТЫ =

АН +ТО + НИ + НА = МИ + ЛА + НА =

ЛОМ –М + ТО = ЛУТ – Т + НА =








Отгадки: Малина, Антонина, лото, томаты, Милана, луна.


  1. Реши грамматическую арифметику и запиши прописными буквами слова-отгадки.


МОТ – Т + С + Т = СОМ – М + С +НА =

С + АМ – М + НИ = ЛА – А + И + СА =

ЛИ – И + АС + ТЫ = СОМ – ОМ + А + М + АТ =






Отгадки: Мост, сани, ласты, сосна, лиса, Самат.


  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова. Запиши прописными буквами слова-отгадки.



АОС - ___________ УЫС -


МСО - ___________ НСО - ____________


АНУЛ - ___________ ОЛЫМ – ____________












Отгадки: Оса, сом, луна, усы, нос, мыло.





  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова. Запиши прописными буквами слова-отгадки.


ашыр - ___________ манРо - ____________


аСша - ___________ ырон - ____________


шаМа - ___________ ртао– ____________










Отгадки: Шары, Саша, Маша, Роман, нора, рота.



  1. Угадай слова и запиши письменными буквами:

ТАК----СИ----ЛА---МА----ША----РЫ----ЛА----РА----НО----ТЫ.

Зажги под ними фонарики.







Отгадки: Такси, сила, лама, Маша, шары, рыла, Лара, рано, ноты.


  1. Найди все слова в цепочке и запиши письменными буквами:


МЫЛОДКАМЫШКАБАНКАРТА.

Зажги под ними фонарики. Поставь ударение.




Отгадки: Мыло, лодка, камыш, мышка, кабан, банка, карта.


  1. Найди все слова в цепочке и запиши письменными буквами:


ДЫМАКИТИРОТОМИРИСЫНОСАД.

Зажги под ними фонарики.




Отгадки: Дым, маки, кит, тир, рот, Том, мир, ирис, сын, нос, сад.


  1. Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.



М Д Ы А У К Л К К О С

3 1 2 5 2 1 4 3 3 2 1


О С Л Т А Л С И Ы О Л М

3 1 4 2 4 1 3 2 2 4 3 1







Отгадки: Дым, кукла, сок, стол, лиса, мыло.


  1. Расставь буквы по порядку в соответствии с цифрами. Напиши слова, которые у тебя получились.


М С О А АШ КП А Л К

3 1 2 5 2 1 4 3 2 1 3


П Л А И Ы Н Т О А О Л С

3 1 4 2 4 1 3 2 2 4 3 1







Отгадки: Сом, шапка, лак, липа, ноты, сало.


  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова. Запиши прописными буквами слова-отгадки.



шиер - ___________ кидет - ____________


жикё - ___________ шаАлё - ____________


шёлна - ___________ нёспри– ___________










Отгадки: Ерши, ёжик, нашёл, детки, Алёша, принёс.


  1. Реши грамматическую арифметику и запиши прописными буквами слова-отгадки.


ДЛ – Л + РО + ЗД = КЫ – Ы + ОС +Т+ЁР =

НИ – И + О + ВЫ + Е = КЛО - О+ Е+ВА+ТЬ =

СКУ – У+А+МЕ +Й+КИ = ЭС – С + К+РА+НЫ =





Отгадки: Дрозд, новые, скамейки, костёр, клевать, экраны.


  1. Переставь буквы так, чтобы получились слова. Запиши прописными буквами слова-отгадки.


белх - ___________ вахал - ____________


схем - ___________ ботхо - ____________


лодхо - ___________ латха– ___________










Отгадки: Хлеб, смех, холод, халва, хобот, халат.


  1. Составь слова по предложенным схемам. (Слева - начало слов, справа – концы)



ТА ПИ СВИ


СО Ж ФАН

- - СТОЛ - -



ЕТ А Л


КА ИЯ ЬКА


- - - СТУЛ - - -

- - БАК -

- УРНА -

- - РЕЛ - -

- - - ТАЗ - -


Отгадки: Пистолет, свистулька, собака, журнал, тарелка, фантазия.


  1. Составь слова по предложенным схемам. (Слева - начало слов, справа – концы)



ЗА ЛЕ МУ


АК КО МА

- - ВАРИ - -



НОК УМ ЕЙ


ЦА КА НЫ


- - РЯД - -

- - ЗЛЁ - - -

-- СТНИ - -

- - РАВ - -

-- КАРО - -


Отгадки: Аквариум, зарядка, козлёнок, лестница, муравей, макароны.

  1. Найди слова в слове.

Зубр ( зуб), гроза (роза)

Зоопарк (парк, поза, коза, роза, пар) брак (рак)

Бусы (усы) добро (бор)


  1. Найди слова в слове.

Воля (Оля) ветер (веер)

Волк (вол) вдруг (друг)

Гроза (роза, раз, рог, гора) газета (газ, таз)


  1. Найди слова в слове.


Градусник (град, ус, сани, друг, дар, дуга, гуси, суд) голова (лов, гол, вал)

Крапива (ива, рак, вар) краны (раны, рак)

Крот (кот, рот, ток) китель (кит, ель)


  1. Найди слова в слове.


Носорог (нос, сор, рог) осада (оса, коса, дома, сад, сок, ода)

Перевод (ведро, дерево, перед) плов (лов, вол, пол)

Поднос (дно, одно, нос, сон) спорт (порт, сорт, сор, рост, спор, рот)


  1. Найди слова в слове.


Самолет (лето, масло, сало, мало, мал, лом) столяр (стол, сто, рост, трос)

Удочка (дочка, код, чудак, чудо) часовщик (час, сова, воск, сачок)

Жаворонок (вор, ворона, кожа, вар, кран) дневник (веник, вид, дни)


  1. Угадай слова и запиши письменными буквами:

ТУЧАСЫЧИЖИЛИСАЛОТОРТЫ

Зажги под ними фонарики.




Отгадки: Туча, часы, сычи, чижи. жили, лиса, сало, лото, торт.


  1. Угадай слова и запиши письменными буквами:

ДЫРАДАЛИДАШАРЫБАРАНКАТОК

Зажги под ними фонарики.




Отгадки: Дыра, рада, дали, Лида, Даша, шары, рыба, баран, ранка, каток.

  1. Вставь буквы в пустые клеточки и ты получишь новые слова.

Б

О

К

С












Р

И

Н

Г















(И, К, Н, Т, Н, Н (А, Г, О, Л, Н, Р,

У, О, Т, О,Т, Л) Г, А, А, А, А, З)

Отгадки: Бинт, окно, кнут, стол. Рана, игра, нога, глаз.







  1. Заполни по вертикали свободные клетки буквами так, чтобы получились новые слова.








































С

О

О

Б

Р

А

З

И

Т

Е

Л

Ь

Н

Ы

Е



















Возможные слова: Оса, стол, собор, скоба, игра, сад, коза, кит, сито, мел, сало, лодья, сосна, стыд, дед.



  1. Придумай новые слова по началу:



Со (собака, сода, соки) Су (супы, сурок, сушить)

Смо (смородина, смола) Са (сани, сахар, салат, сачок)

Ска (скамейка, скала) Си (сироп, сила)



Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит развитие у детей логического мышления.

При направленности упражнений на развитие умений, которые являются составляющими операций логического мышления, можно эффективно повысить уровень логического мышления младших школьников.

Литература

Акимова, М. К. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников/. М. К.Акимова, В.Т. Козлова-- Обнинск, 2003.

Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гамезо и др. -- М., 2004.

Герасимов, С. В. Когда учение становится привлекательным/ С. В.Герасимов. - М., 2003

Давыдов, В. В. Проблема развивающего обучения/ В. В.Давыдов. -- М., 2003.

Кикоин, Е. И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е. И.Кикоин. -- М., 2003.

Мухина, В. С. Возрастная психология/ В. С.Мухина. -- М., 2007.

Немов, Р.С. Психология: Учебник: В 3 кн/ Р.С.Немов. -- М.: Владос, 2000.

Рубинштейн, С. Я. О воспитании привычек у детей/ С. Л. Рубинштейн.. -- М., 1996.

Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии/ Г. К.Селевко. -- М., 1998.

Соколов, А. Н. Внутренняя речь и мышление/ А. Н.Соколов. -- М.: Просвещение, 1968.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!