РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
THE DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL SPEECH OF PRIMARY SCHOOL AGE CHILDREN IN THE LEARNING PROCESS
Шурыгина Галина Сергеевна, учитель начальных классов
Ключевые слова: математическая речь, мышление, логика, математические высказывания, математический язык, значение математической речи.
Key words: mathematical speech, thinking, logic, mathematical statements, mathematical language, the value of mathematical speech.
Аннотация. Необходимость целенаправленной работы по развитию математической речи отражена в Концепции математического образования и во ФГОС начального образования. На уроках математики в начальной школе используются различные пути формирования и развития математической речи учащихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к символической и обратно, логические упражнения, исследовательская работа над содержанием задач, составление опорных записей и сигналов, имеющих обобщающий и алгоритмизированный характер. А.Н. Толстой: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Поэтому развитие математической речи обучающихся начальной школы имеет большое значение в развитии математических способностей, а следовательно, и в процессе обучения математике в целом.
Предмет математики в начальной школе – одна из самых сложных школьных дисциплин, которая требует сосредоточенности, хорошо развитого мышления, высокого уровня развития математической речи. Для осознанного и прочного усвоения знаний по математике обучающимся необходимо развивать умение логически мыслить, грамотно строить ответ на вопрос, математические высказывания, рассуждать и анализировать полученную информацию. Другими словами нужно формировать умение ясно, точно, кратко, четко выражать свои мысли, правильно строить математические высказывания [1].
Концепция математического образования предполагает развитие мышления и способности к математической деятельности, которая осуществляется в ходе самостоятельных размышлений, рассуждений обучающихся, в частности при решении задач [2].
Согласно ФГОС начального образования обучающийся должен овладеть логическими операциями, высказывать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий; умело пользоваться математическими понятиями, овладевать основами логического мышления и математической речи [3].
Изменились и приоритеты образования: выпускник школы должен не просто овладеть ЗУНами, а самостоятельно уметь организовывать свою учебную деятельность, овладеть системой УУД, то есть уметь самостоятельно учиться, а следовательно, должен сформировать умение четко ставить перед собой цели, алгоритмизировать собственную деятельность и уметь объяснять и разъяснять полученную из разных источников информацию. Понятно, что такие цели образования предполагают активную позицию обучающихся на уроке, а следовательно, и речевую активность на уроке.
На констатирующем этапе эксперимента среди обучающихся 3 Б класса были проведены: диагностика уровня развития математической речи, диагностика мотивации по Н.Г. Лускановой, диагностика мышления по Э.Ф. Замбацявичене. Не секрет, что мотивация является основой обучения, мышление неразрывно связано с речью (это еще было доказано Л.С.Выготским). А диагностика уровня развития математической речи показала, что у обучающихся 3 Б класса низкий уровень. Это проявляется в том, что обучающиеся испытывают трудности при выполнении заданий. Например, когда необходимо:
- доказать, пояснить и объяснить свой ответ или свою точку зрения;
- самостоятельно выполнять задания;
- сделать выводы;
- поставить вопрос к задаче;
- составить обратные задачи;
- составить задачи по числовому выражению.
Следовательно, одной из важнейших задач обучения математике является формирование математической речи обучающихся. Поэтому в обучении математики детей младшего школьного возраста используется как обычный разговорный язык, так и специальный математический язык (умелое применение в речи терминов, символов, схем, графиков) [4]
Поэтому общение на математическом языке – это цель обучения на начальной ступени образования.
Между тем развитие математической речи обучающихся и овладение ими математическим языком обеспечивает сознательность обучения, положительно влияет на развитие логического мышления.
На уроках математики в 3 Б классе использую различные приемы для развития математической речи обучающихся: математические диктанты, задания по переходу от словесной записи к схеме и обратно, решение логических задач, проведение исследовательской работы над содержанием задач, составление опорных схем, упражнение «сюрпризный конверт», чтение числовых выражений различными способами, составление задач по числовому выражению, задания «Найди ошибку» или «Верное - неверное высказывание», игра «Да – нет» и другие.
Важно помнить и учитывать, что формирование математической речи у обучающихся начинается при общении с учителем на уроке. Поэтому учитель должен обладать высоким уровнем развития математической речи. Так В.А. Сухомлинский подчеркивал, что каждый учитель, независимо от того, какой предмет он преподает, должен быть словесником. Слово – наш важнейший педагогический инструмент, его ничем не заменишь [5].
Побуждая обучающихся к употреблению математических терминов в речи, учитель способствует развитию логического мышления, связной речи.
Для развития математической речи нами на формирующем этапе эксперимента была разработана и апробируется в настоящее время система уроков, внеклассных занятий, содержащих задания на развитие математической речи. Например, чтобы обучающиеся овладели правильным произношением математических терминов, в своей работе мы используем следующие упражнения:
а) прочитайте слова, соблюдая ударения: километр, периметр, миллиметр, выражение, сложить, вычислить и т.д.;
б) прочитайте: прибавить к 335, вычесть из 429, к 1870 прибавить;
в) обучающийся 3 класса Саша Иванов прочитал выражение 145+14=159 следующим образом: «К сто сорок пять прибавим четырнадцать и получим в итоге сто пятьдесят девять» Правильно ли прочитал пример мальчик? Прочитайте его правильно.
Для развития устной математической речи на уроках математики используем метод комментирования, защиту проектов, вопросы, перевод со схемы на словесный язык, описание фигуры по важным признакам, написание математических сказок.
Положительное влияние на речевое развитие детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике является применение метода проектов. Ведь в ходе работы над проектом учащиеся могут выразить свои собственные идеи, мысли.
В 3 Б классе с обучающимися в течение учебного года были созданы проекты по темам:
Сказочный мир математики.
Геометрия в нашем мире.
Значение навыков сложения и вычитания в нашей жизни.
Профессии, требующие хорошей математической подготовки.
Числа в пословицах и поговорках.
Для развития письменной математической речи: математические диктанты, перевод со словесного языка на символьный и графический, словарная работа, ведение словаря доказательств, заполнение пропусков в решении задачи на доказательство, составление задач по готовым чертежам.
Для формирования ясности, точности и логичности математической речи младшим школьникам можно предлагаем задания на нахождение лишних числовых выражений, неправильного порядка слов, ошибок и неточностей в тексте математического содержания.
На обогащение словарного запаса обучающихся может быть направлена и работа с геометрическим материалом. Это задания на установление соотношения геометрической фигуры и ее названия, на нахождение одинаковых фигур, сравнение разных фигур.
Немаловажное значение имеет и использование заданий на развитие письменной математической речи. Это и оформление записи вычислений, решения задачи различными способами, формулировании ответа на вопрос задачи.
Следовательно, исследование усвоения младшими школьниками математического языка и развития у них математической речи играет большое значение и должно вестись в учебном процессе систематически, целенаправленно и непрерывно. Такая деятельность нужна, прежде всего, для определения успешности (или, наоборот, ее отсутствия) формирования у детей системы математических понятий как условия развития у них словесно-логического мышления.
Действительно, реализация главной цели обучения – развития словесно-логического мышления у младших школьников – зависит от формирования системы математических понятий. Построение же такой системы предполагает усвоение математического языка и развитие математической речи.
Таким образом, как сказал А.Н. Толстой: «Обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно». Поэтому развитие математической речи обучающихся начальной школы имеет большое значение в развитии математических способностей, а следовательно, и в процессе обучения математике в целом.
Литература:
1.Вавренчук, Н.А. Формирование математической речи младших школьников/ Н.А. Вавренчук // Сборник материалов Международной Научно – практической Конференции. – 2007.– Брест. – С.45 - 47
2. Концепция развития математического образования в Российской Федерации (Распоряжение Правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р о Концепции развития математического образования в Российской Федерации. - С. 1–5.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Режим доступа : https://минобрнауки.рф/документы – С. 5–16.
4. Кутахова Ю.Ю. Развитие математической речи младших школьников, испытывающих трудности в обучении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/512257/ (дата обращения: 05.09.2013).
5. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин – Москва: Изд-во «Наука», 1997. – 123 с.