Развитие мелкой моторики как эффективное средство речевой активности у детей с ТНР в игровой и продуктивной деятельности
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики дошкольного возраста
1.1.Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
1.2. Понятие мелкая моторика. Влияние мелкой моторики на развитие речи.
Глава 2. Коррекционная помощь детям старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
2.1. Методики изучения развития мелкой моторики у детей с ТНР.
2.2.Система работы использования игровых и продуктивных видов деятельности для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Заключение
Список литературы
Введение
На современном этапе Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования определены требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования, представляющих собой социально – нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения дошкольного детства.
Для реализации названных требований педагогам необходимо обеспечить в различных видах деятельности: познавательное, социально – коммуникативное, художественно – эстетическое, физическое, речевое развитие дошкольников. Также целевые ориентиры ФГОС дошкольного образования предполагают: достаточное владение ребёнком устной речью, умения выражать свои мысли и желания, формирования у детей предпосылок к учебной деятельности, развития мелкой моторики.
Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Этот факт доказан многими учёными, которые занимались узучением этой проблемы. По данным М.М.Кольцовой, Л.В. Антаковой – Фоминой, была подтверждена теория о том, что уровень развития речи действительно находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. А ведь уровень развития мелкой моторики и координации движений – один из показателей готовности к школьному обучению.
Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, и имеет большое значение.
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития, можно считать проблему развития мелкой мускулатуры рук актуальной.
Большим коррекционно – развивающим потенциалом с точки зрения тренировки мелких мышц руки обладают традиционные и ставшие привычными в дошкольно – образовательных учреждениях виды деятельности – это игра и продуктивная деятельность детей.
В.А. Сухомлинский писал, что «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движении детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее».
Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушениями речевого развития, проблема развития мелкой мускулатуры рук актуальна.
Актуальность: на современном этапе целенаправленная систематизированная работа по развитию мелкой моторике с использованием игровых и продуктивных видов деятельности, будет способствовать формированию речевой деятельности.
Цель работы: Развитие мелкой моторики посредством продуктивной и речевой видов деятельности у детей старшего возраста.
Задачи:
Изучение и анализ используемой литературы для повышения своей компетентности в практической деятельности.
Подбор диагностических методик для оценки уровня речевого развития детей.
Разработать и реализовать систему по развитию и совершенствованию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Совершенствовать предметно – развивающую среду группы по данной теме.
Организация и проведение работы с воспитателями и родителями.
Объект: Дети в возрасте шести, семи лет с ТНР.
Предмет: Процесс развития тонкой моторики рук.
Гипотеза: Если развивать тонкую моторику руки ребёнка старшего дошкольного возраста, то совершенствуется качество развития речи.
Научность: Важным фактором в развитии ребёнка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. Разнообразие действий руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого развития ребёнка.
Практическая значимость: данной проблемы определена в трёх аспектах:
Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
Представлен систематизированный материал по развитию тонко координированных движений рук, зрительно – пространственного восприятия и памяти, мышления с выходом на развитие творческих способностей у детей.
Предполагается ряд диагностик по определению уровня развития речи у детей.
Новизна опыта состоит в разработке системы работы и выстроенных мной направлений по развитию мелкой моторики учётом ФГОС ДО. В использовании традиционных видов деятельности, в подборе нетрадиционных техник художественного творчества в продуктивной деятельности.
Оптимальность: В работу по развитию мелкой моторики включила все виды учебно – игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов НОД, работу с родителями воспитанников. Реализация опыта предполагает деятельность и взаимосвязь учителя – логопеда и педагогов с детьми старшего дошкольного возраста в течение учебного года.
Предполагаемый результат:
Положительная динамика развития речи и мелкой моторики у детей данной группы при активном участии семьи.
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики дошкольного возраста
1.1.Особенности речевого развития у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.
Речевые нарушения могут затрагивать различные компоненты речи: звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематический слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматический строй (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Такое нарушение называется общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
В соответствии с психолого-педагогической классификацией речевых нарушений Левиной Р.Е, выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование речевых компонентов. Переход от одного уровня к другому характеризуется появлением новых речевых возможностей. Общее недоразвитие речи (ОНР) имеет разную степень выраженности: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития.
Отечественными специалистами выделяются четыре уровня общего недоразвития речи:
1 уровень – наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение словесных средств общения. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами;
2 уровень – у ребенка появляются некоторые искаженные слова, намечается различение некоторых грамматических форм. Но наряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы;
3 - 4 уровень – характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено.
Вместе с тем отмечаются особенности в речи старших дошкольников:
- отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка (чаще всего сонорные и шипящие звуки), не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации;
- допускают ошибки в образовании разных грамматических форм (родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование существительных с прилагательными, словообразование);
- вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания. Недостатки развития связной речи связаны с неумением построить связный текст, используя все структурные элементы (начало, середину, конец), и соединять различными способами цепной и параллельной связи части высказывания.
1.2. Понятие мелкая моторика. Влияние мелкой моторики на развитие речи.
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же это такое – мелкая моторика?
Филологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно понимать о координации «рука – глаз», так, как развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
«Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом и речью ребёнка» (М.М. Кольцова, Н.Н. Новикова, В.Н. Бехтерев, Е. К. Бережная).
У детей с ОНР наблюдается недоразвитие мелкой моторики.
Движения детей отличаются неловкостью, плохой координированностью, неточностью, несогласованностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Также может встречаться ограничение объёма движений верхних и нижних конечностей; синкенизии; нарушения мышечного тонуса; У таких детей затруднен навык самообслуживания (дети не могут самостоятельно застегнуть, расстегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.д.). Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности. Так рисунки детей выполнены нетвёрдыми, кривыми линиями, отдельно передающими контур предмета. Дети испытывают серьёзные трудности в овладении навыками письма.
Каждый ребёнок должен научиться в ДОУ содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Связность речи – это связность мыслей. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его уровне речевого развития.
Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли (или литературный текст) оказывает влияние и на эстетическое развитие ребёнка: при пересказах, при создание своих рассказов ребёнок использует образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Умение разговаривать помогает быть ребёнку общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно – психического развития ребёнка является развитие его руки, ручных умений или, как принято говорить мелкой моторики. Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Учёные, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей и их речевого развития, отмечают большое стимулирующее значение функции руки.
Исследования, проведённые известными учёными показывают, что существует онтогенетическая взаимозависимость развития мелкой моторики и речи, и что движения руки исторически, в ходе развития человечества, оказали значительное влияние на становление речевой функции. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи и уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев рук развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, и имеет большое значение.
Развитие мелкой моторики рассматривается в тесном взаимодействии с развитием речевой функции у ребёнка, причём, как с письменной, так и с устной её стороной. С.П. Дуванова и Е. Ю. Тебёлёва указываютна то, что если уделять большое внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во – первых, косвенным образом влиять на интеллектуальное развитие ребёнка, во – вторых, готовить к овладению навыком письма.
Все изложенные выше теоретические положения нашли своё отражение в моей педагогической деятельности. Был обобщён педагогический опыт, доказывающий, что развитие речи дошкольников напрямую зависит от состояния развития мелкой моторики.
Глава 2. Коррекционная помощь детям старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
2.1. Методики изучения развития мелкой моторики у детей с ТНР
Ежегодно в сентябре в группе с ТНР проводится мониторинг состояния речи и неречевых психических функций, а так же уровня сформированности мелкой моторики пальцев рук у детей путем выполнения простых диагностических заданий.
Критерии оценок подбирались в зависимости от возраста ребенка, уровня развития и степени нарушений. В основу мониторинга положены требования программы, используемой в работе с детьми. Проводя наблюдения, важны малейшие, на первый взгляд, достижения ребенка, и отсчет этих достижений идет прежде всего от его собственного уровня, а не от уровня освоения программы.
Мониторинг уровня сформированности двигательных кистевых и пальцевых навыков проводился с использованием диагностических методик:
Методика Л.А. Венгера «Дорожки» (на определение точности движения).
Методика Н.И.Гуткиной «Домик» (на определение степени сформированности пространственного восприятия).
Графический диктант (определение уровня произвольной сферы).
Методика Керна – Йерасика (определение уровня развития тонкой моторики рук и координированных движений и зрения.
Необходимо помнить, что мониторинг необходим только педагогу, чтобы определить зону ближайшего развития, и какую помощь можно оказать ребенку в дальнейшем, а так же дать необходимые рекомендации родителям для работы в домашних условиях.
Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгера)
Методика представляет собой задание на проведение ребёнком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
Критерии оценки/уровни развития мелкой моторики:
Высокий уровень – выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более трёх раз.
Выше среднего – один выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не более трёх раз.
Средний уровень – два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не более четырёх раз, линии дрожащие, прерывистые, линии очень слабые или очень с сильным нажимом.
Низкий уровень – три и более выходов за пределы, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия очень с сильным нажимом, рвущая бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.
Методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной)
Методика представляет собой задание на срисовывание картинок, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки.
Критерии оценки/уровни развития мелкой моторики:
Обработка экспериментального материала проводится путём подсчёта условных баллов за «ошибки»:
- отсутствие какой – либо детали рисунка (1 балл);
- жирная линия рисунка от которой продавлен и даже порван листок (1 балл);
- тонкая, едва заметная линия рисунка (1 балл);
- неровность линий (угловатые, дрожащие) (1 балл);
- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (1 балл);
- неправильно изображённый элемент рисунка (1 балл);
- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);
- отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);
- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены
(1 балл);
- залезание линий одна на другую (1 балл)4
Уровни развития мелкой моторики:
Высокий – 0 – 1 балл;
Выше среднего – 2 – 3 балла;
Средний уровень – 4 – 5 баллов;
Ниже среднего – 6 – 7 баллов;
Низкий уровень – 8 – 9 баллов.
Методика «Графический диктант» (по Д.Б. Эльконина)
Данная методика используется для определения уровня развития произвольной сферы ребёнка, изучение возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, исследования мелкой моторики рук. Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и выполнять указания взрослого , правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линий, самостоятельно действовать по заданию взрослого.
Материал состоит из четырёх диктантов, первый из которых тренировачный.
Анализ результатов:
- Безошибочное воспроизведение узора – 4 балла;
- За 1 – 2 ошибки – 3 балла;
- За большое количество ошибок – 2 балла;
- Ошибок больше, чем воспроизведённых участков – 1 балл;
- Отсутствие правильно воспроизведённых участков – 0 баллов.
На основе полученных данных возможны следующие уровни выполнения:
10 – 12 баллов – высокий;
6 – 9 баллов – средний;
3 – 5 баллов – низкий;
0 – 2 балла – очень низкий.
Методика Керна – Йерасика (определение уровня развития тонкой моторики рук и координированных движений и зрения.
Все три задания графического теста Керна-Йирасека на готовность к обучению в школе направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, данный детский тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задания выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием. Тест, как говорилось выше, состоит из трех заданий:
Первое – рисование мужской фигуры по памяти,
Второе – срисовывание письменных букв,
Третье – срисовывание группы точек.
Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе
(1 – высший, 5 – низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в сумме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11 – как среднее, от 12 до 15 – ниже нормы.
Методика Керна-Йерасика на школьную зрелость может применяться как в группе, так и индивидуально.
2.2.Система работы использования игровых и продуктивных видов деятельности для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
В связи с введением Федеральных Государственных образовательных стандартов дошкольного образования, опираясь на результаты проведённой мной диагностики на выявление уровня речевого развития и развития мелкой моторики, мной была разработана и проведена коррекционно – развивающая работа, направленная на преодоление речевых нарушений у детей с использованием игровых и продуктивных видов деятельности в процессе развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Целью своей педагогической деятельности считаю развитие мелкой моторики посредством игровой и продуктивной видов деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации данной цели я поставила перед собой следующие задачи, которые осуществлялись с учётом выбора образовательной программы: «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы., Т. С. Комаровой., Н.В. Васильевой, а также опираясь на условия реализации программного обеспечения в выборе образовательных областей: речевая, в интеграции с другими образовательными областями: Художественно – эстетическая, физическая, познавательная и социально – коммуникативная:
Разработать систему мероприятий по развитию и совершенствованию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Организовать работу с детьми, направленную на развитие координации, точности движений пальцев рук у детей.
Для реализации поставленных целей и задач я изучила литературу таких авторов, как: Болотиной Н.С., Комаровой Т.С., Барановой С.П. и Щербининой С.В. «Развиваем руку – чтобы писать и красиво рисовать»., Венгера Л.А. «Дошкольная педагогика», Мухиной В.С. «Психология» и других авторов.
Совместно с психологом отобрала диагностические методики:
1. Методика Л.А. Венгера «Дорожки» ( на определение точности движения).
2.Методика Н.И. Гуткиной «Домик» (на определение степени сформированности пространственного восприятия).
3. Графический диктант (определение уровня произвольной сферы).
4. Методика Керна – Йерасика (определение уровня развития тонкой моторики рук и координированных движений и зрения.
Определив уровень развития каждого ребенка, его индивидуальные особенности, я, совместно со специалистами, работающими в группе, составили перспективное планирование, на основании которого построена вся последующая работа с детьми. При этом учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.
Изготовить практический материал по данной теме.
Организовать развивающую среду в логопедическом кабинете и в группе.
Разработать тематический план работы с детьми.
Провести работу с детьми по развитию мелкой моторике рук.
Провести работу с родителями.
Решая задачи по развитию мелкой моторики у детей и осуществляя намеченный план работы, совместно с воспитателями группы создали необходимые условия в логопедическом кабинете и в группе:
Начали свою работу с подбора и самостоятельного изготовления практического материала для развития мелкой моторики рук Игровой материал делали красочным, интересным, используя для этого разнообразный материал. Из природного материала изготовили бусы из желудей, из бросового материала – геометрическое лото, из цветной бумаги «Волшебный коврик», из ткани различные силуэты цветов, машин с пуговицами, а также сделали из воздушных шаров с разным наполнителем «Весёлые шарики», работая с которыми развиваем тактильные ощущения, усиливает образное мышление и творческие способности. Каждый предмет в группе может стать развивающим, мы опостарались создать предметно – развивающую среду так, которая позволит решить поставленные задачи.
Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь мы создали все условия для игровой деятельности. Логопедом в логопедическом кабинете были созданы условия, направленная на развитие мелкой моторики. В группе воспитателями был оформлен уголок для развития детской моторики рук, размещён в нём материалы для игр с учётом освоения детьми двигательных навыков. Имеющийся материал расположен по принципу доступности для всех детей.
- Предметно – развивающая среда представлена следующими компонентами:
- Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
- «Волшебный мешочек» с мелкими предметами.
- Контейнеры с разнообразным материалом (болты, гайки, скрепки, трубочки, прищепки, металлические шарики, разрезные магнитные алфавиты) и т.д.
- Природный материал (камешки, грецкие орехи, ракушки, плоды, семена) и многое другое.
- Всевозможные масажоры (Су – джок)
- Рабочие тетради, прописи, штриховки, обводки и другое.
- Разнообразные пальчиковые игры, требующие повторения стихотворных текстов с сопровождением движения пальцев рук.
- Дидактические игры типа: пазлы, шнуровки, застёжки, конструкторы, мозаики и так далее.
-В группе организовали и оборудовали уголок для продуктивной деятельности детей:
Использование разнообразных материалов позволяет варьировать виды деятельности с использованием нетрадиционных технологий: от складывания оригами до тестопластики, от бисероплетения до изо – нити и многое другое.
Развивающую среду в группе дополняют различные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии детей. Популярен у детей «Театр пальчиков». Здесь от детей требуется произносить монологи, самостоятельно создавать сценарии и конечно же, умелость рук.
Большое желание и помощь в организации создания развивающей среды исходила от родителей детей: Совместно мы создали и оборудовали центр «Песок – вода», для пальчикового театра родители связали героев сказок, вместе со своими детьми придумали сказки с участием этих героев и оформили эти сказки в виде книжек – самоделок.
В течение учебного года содержание игровых зон менялось, а цели и задачи игр усложнялись.
Вся разработанная мною система работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с ТНР осуществлялась в процессе, как Непосредственной Образовательной Деятельности, так и в свободной деятельности детей, носило коллективный и индивидуальный характер.
Усвоение программы материала зависит от правильного выбора современных методов и приёмов обучения. Поэтому в своей практике логопед и воспитатели использовала:
- Словесный метод обучения: объяснения при рассматривании наглядных пособий, игрушек, предметов, рассказы о них, вопросы, которые я задавала детям, а они мне, служили развитию понимания речи взрослого.
- Наглядно – действенный метод обучения: Дети, знакомясь, с предметом имели возможность рассматривать, брать в руки, щупать этот предмет, поэтому я широко использовала этот метод в своей работе.
- Практический метод обучения: После общего показа и объяснения, я предлагала выполнить под моим руководством какое – либо упражнение
самостоятельно.
- Игровой метод обучения: Я часто использовала его в своей работе, он помогал заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
Различные игровые упражнения, обыгрывание проблемных ситуаций, которые возникали у игрушек, сказочных персонажей и т. д., сюрпризные моменты и многое другое способствовало быстрому развитию у детей речевых и моторных навыков и моя задача заключалась в том, что применение этих методов в нашей практике должно способствовать постепенному переходу от простого к более сложному, высокому уровню.
Свою работу выстроили в четырёх направлениях:
Организация игр и упражнений для развития мелких движений рук с речевым сопровождением и без него.
Развитие мелкой моторики в специально созданных ситуациях (продуктивная деятельность, графические упражнения).
Работа с мелкими предметами (крупа, бусенки, резаная нить и др.)
Обучение детей умению управлять движениями в бытовых ситуациях(формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи).
Свою работу с детьми по проблеме строим на основе основных принципов дидактики: систематичности, последовательности, учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка. Для соблюдения возрастного принципа и последовательности в работе опираемся на тематический план, который разработан на основе собственного педагогического опыта.
В старшем возрасте проводим игры с мячом, со шнурками, со специально обработанными спичками и счетными палочками. В играх с мячом дети учатся подбрасывать мяч, ударять об землю. Начинаем работу с больших мячей, я постепенно уменьшаю его размер, тем самым заставляя пальцы детей работать более активно.
В этом возрасте предлагаем детям шнурки различной фактуры и цвета. Задание также постепенно усложняется: ребенку необходимо не только завязать и развязать шнурки, но и сделать вышивку (машины, солдат, веселый коврик). Даём детям крошечные спички и счетные палочки, и предлагаю им выложить узор, лесенку, снежинку, с помощью кружков из плотной бумаги - фигурки (человек, автобус, машина).
На следующем этапе мы использовали игры и задания, которые объединяют в себе решение задач на развитие способностей, мышления ребенка и совершенствование тонких движений пальцев рук. Так образуется неразрывный круг: мелкая моторика - мышление.
Одним из видов деятельности является индивидуальная работа с ребенком, которая позволяет помочь конкретному ребенку в развитии навыков, поддержать в нем чувство уверенности, самостоятельности. Сначала дети на бархатной бумаге создают из цветных ниток простые композиции предметного характера (домик, машина), а далее – более сложные - сюжетные (берег моря, радуга).
Самостоятельно подобрали для детей игры с крышечками. Они начинают использоваться в младшем возрасте эпизодически, как подготовительная работа, а в старшем дошкольном возрасте - постоянно («Посчитай: каких больше?», «Фигура из крышек», «Кто быстрее выберет свой цвет крышек?», «Самый меткий»). Это позволяет не только развивать моторику рук, фантазию, но и в играх соревновательного плана научиться взаимодействию с партнером.
Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, мы рисовали пальцем на песке сказочных персонажей, из ниток дети с воспитателями придумали и сделали много игрушек, из природного материала фоторамки, обереги и многое другое.
Для работы со штриховкой мы используем готовый материал, а также собственные графические рисунки (разные виды трафаретов, «Дорисуй картинку», «Клубочки»).
При знакомстве с играми по мелкой моторике используем кинезиологические упражнения, которая способствует активизации, синхронизации полушарий, оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, способствует коррекции недостатков речевого развития. Мы начинали с изучения частей тела, а именно руки: «Этот пальчик..», «Кулак – ладонь – ребро» и др. Затем детям предлагала игры более сложного характера, с левой или правой руки: «Пальчики здороваются», «Кулак – кольцо» и другие. И только потом мы осваивали игры с двумя руками: « Щелчки», «Замок», «Цветок» и многие другие.
Развивать точность координированных движений помогали различные массажоры: «Су-джок», резиновые эспандеры (кольцо) и другие. Игры с пальцами, на ладошке в старшем дошкольном возрасте становятся более сложными и требуют от детей скорости, сообразительности. Различные пальчиковые гимнастики, которые помогают развить чувство ритма, обогащают словарь, становятся более длительными и требуют от ребенка выносливости и терпения.
На протяжении своей работы совместно с воспитателями развивали не только мелкую моторику, но и общую моторику, которые тесно взаимосвязаны между собой. Так обязательно напоминала детям названия действий, направление движений, предметов, окружающих ребенка, что помогало ребенку сосредоточить свое внимание на собственном теле. («Расскажи стихи руками», «Алфавит телодвижений»).
Для развития ручной умелости важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности: рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием с использованием нетрадиционными техник тестопластика, изо – нить, квилинг, кляксография и многое другое.
Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук были занятия с использованием бумаги. Мы её мяли, рвали, резали, скручивали, используя также нетрадиционные приёмы техники. Эти упражнения имели терапевтический характер, положительно влияли на нервную систему, успокаивали детей.
Так же я постаралась привить детям любовь к природному материалу: глине, пластилину, камушки и т.д. Это очень трудная и кропотливая работа, которая обеспечивает смену тонуса и мускулатуры рук. Научила детей работать и с бросовым материалом.
Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке, пшену и т.д) мы нашли не только в мозаике, но и в других видах деятельности. Например, игра «Золушка», где дети должны были перебрать перемешанную крупу. Из крупы мы писали знакомые детям буквы, слоги, слова, цифры. Во время рисования детям предлагались различные инструменты, близкие по форме, способу держания к ручке, которой пишут в школе.
Так как основным видом деятельности является игра, все задания носили игровой характер, что позволяло сделать более увлекательным и интересным процесс познания и формирования умения и навыков. В работе использовались игры с краской: «Таинственные отпечатки».
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платье. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборка помещения.
В течение всей работы по развитию мелкой моторики рук старались поддерживать положительный эмоциональный комфорт у каждого ребенка, дружеские отношения и обеспечить радость, удовольствие и удовлетворение от проделанной работы. Дать ребенку почувствовать, что без него не может произойти что-то важное, хорошее, что он звено одной целой цепи: чем лучше он выполнит свои действия, тем больше детей смогут получить удовольствие от общей игры.
Также я старалась поддержать у детей познавательный интерес. Добавляла объяснение важности выполнения заданий. В ходе своей работы старалась способствовать развитию лучших личностных качеств ребенка через игры. Оценка работы проводилась доброжелательно и тактично. Также выделяли личные качества ребенка (настойчивость, внимательность, аккуратность), которые пригодятся им в овладении навыков письма.
Обязательным условием в моей деятельности является сохранение здоровья каждого ребенка. Перед игрой, упражнением и занятием я знакомили детей, как нужно делать то или иное действие, чтобы не нанести вред себе или другим детям. Поэтому следующим важным звеном в нашей работе являлось обучение детей овладению нормами поведения. Которые помогают достичь взаимопонимания с другими детьми.
Одним из направлений педагогической деятельности является работа с родителями. Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме.
Для того, чтобы родители осознали необходимость развития у детей тонких движений рук и активно участвовали в жизни группы, я поставила перед собой цель повысить психолого – педагогическую грамотность родителей, разъяснить как обеспечить полноценное развитие ребёнка, как правильно подготовить его к школе. С целью знакомства родителей с особенностями речевого развития детей, я выступила на родительском собрании на тему: «Развитие мелкой моторики – как речевой показатель готовности ребёнка к обучению грамоте в школе». Выступала в родительском клубе по теме «Развиваем руки, чтобы учиться писать и красиво рисовать». Мной был проведён семинар – практикум для родителей по теме: «Использование игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей 6 – лет» в процессе которого познакомила родителей с массажором «Су – Джок», провела практическое занятие с его применением. Раздала практические рекомендации по использованию данного тренажора, речевой материал к нему. Также родителям были предложены разработанные мной брошюры с практическими рекомендациями по развитию мелкой моторики; памятка с правилами использования и выполнения пальчиковой гимнастики в домашних условиях. Также для родителей провела выставку игр по мелкой моторике рук. В День открытых дверей в группе показала совместную деятельность воспитателей с детьми по данной теме. Это помогает мне подготовить родителей к индивидуальной работе с ребенком дома, способствовать установлению доброжелательных отношений между детским садом и семьей.
В родительском уголке периодически меняется информация по развитию мелкой моторики. Мной были изготовлены папки – передвижки: «Развитие мелкой моторики в быту», «Влияние мелкой моторики наготовность ребёнка к школе».
Взаимосвязь учителя – логопеда и воспитателей с родителями детей дала положительный результат как в развитии детей, так и в жизни группы: у родителей появился интерес, стремление к активному участию в жизни группы. Так, для успешного развития своих детей в условиях детского сада , родители организовали и оборудовали центр «Вода и песок», своими руками связали, сшили сказочных персонажей для «Пальчикового театра», а вместе со своими детьми придумали сказки с участием этих героев и оформили эти сказки в книжках – самоделках. Также, принимали активное участие в выставках совместной продуктивной деятельности, начиная с оформления тематических плакатов и газет, заканчивая изготовлением различных поделок, рисунков, альбомов с использование нетрадиционных техник в работе с пластилином, тестом, бумагой, тканью, природного материала, краской, различным бросовым материалом и многим другим. В настоящее время совместно с родителями организовывается кружок творчества: «Озорные пальчики». Считаю, что использование таких форм работы с семьёй способствует в реализации поставленных целей и задач по данной теме.
Заключение
Анализируя свою деятельность, я пришла к выводу, что выстроенная мной целенаправленная, систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с использованием игровых и продуктивных видов деятельности, основываясь на ФГОС ДО,
с учётом интеграции образовательных областей и целевых ориентиров, позволила достичь положительных результатов в работе с детьми.
В результате применения такой системы работы, в которую вошли обогащение сферы ребёнка, предметно – развивающая среда с учётом индивидуальных особенностей детей, использование современных методов и приёмов в работе с детьми, использование нетрадиционных техник в продуктивной деятельности, как в индивидуальной, так и в совместной деятельности, взаимосвязь с воспитателями и семьями детей, можно утверждать об её эффективности. У детей развилось умение правильно выполнять упражнения по мелкой моторике. В совместной и индивидуальной деятельности свободно научились владеть играми, знакомы и могут использовать различные технические (в том числе нетрадиционные) приёмы в продуктивной деятельности. Всё необычное привлекало внимание детей, заставляло удивляться. В результате дети стали задавать вопросы, за счёт чего происходило обогащение и активизация словарного запаса. Проведённая диагностика в конце года показала, что речь детей стала грамматически правильной, словарь детей пополнился и обогатился, дети научились строить распространённые предложения, развились навыки связной речи. Дети стали более общительными. Речь стала более мелодичной и эмоциональной, стихи стали рассказывать более выразительно, ритмично. Так же снизился процент детей группы слабо владеющих графо – моторными навыками, что способствует успешному овладению навыками письма и чтения в школе.
Только кропотливая работа, терпеливое отношение, одобрение при неудачах, поощрение за малейший успех, неназойливая помощь помогли нам добиться хороших результатов.
Список литературы
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста // [Под ред. Л.С. Цветковой]. – М.: МПСИ, 2006. – 296 с.
2. Анищенкова, Е. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. Анищенкова. – М.: Феникс, 2009. – 255 с.
3. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путём тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина // В кн.: Тезисы докладов XXIV- го Всесоюзного совещания по проблемам высшей нервной деятельности. – М.: МГУ, 1974. – С. 128-139.
4.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
5. Белая А.Е., Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» (Программа обучения в детском саду), 2001г.
6. Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить / Г.Г. Галкина. – М.: «Гном и Д», 2010. – 239 с
7. Денисова, Л.Т. Психолого-педагогические предпосылки и создание благоприятных условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей 5-6 лет. Подготовка руки ребенка к письму. – 2009 / Л.Т. Денисова // Режим доступа: http://rassvet.edu.yar.ru/work1/index.html
8.Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику у малышей», 2006г.
9.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. С-п., «Лань», 1999.
10.Журнал для работников образования «Метод-сборник», www.metod-sbornik.ru, E-mail: [email protected]