1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета вариативной части «Мой край родной» для 2-3 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта начального общего образования.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет «Мой край родной» изучается во 2-3 классах по 1 часу в неделю. Во 2 классе – 34 часа, в 3 классе – 34 часа.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Личностные:
-интерес к содержанию и форме художественных произведений; -интерес к некоторым видам творческой деятельности на основе литературных произведений; -интерес к миру чувств и мыслей человека, отраженных в литературе; -основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению; -эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на героев литературных произведений; -чувство сопричастности своему народу; -понимание моральных норм при оценке поступков героев литературных произведений; -общее представление о мире разных профессий, их значении и содержании.
Учащийся получит возможность для формирования:
-понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека;
-чувства сопричастности к сохранению чистоты родного языка;
-понятия об ответственности человека за себя и близких;
о высших чувствах любви, внимания, заботы;
-понимания своей семейной и этнической идентичности;
-любви к Родине, представлений о героическом прошлом нашего народа;
-чувства ответственности за мир природы;
-умения оценивать свои поступки на основе сопоставления с героями литературных произведений;
-первоначальной ориентации учащегося в системе личностных смыслов;
-понятий о дружбе, сотрудничестве в коллективе, о взаимопомощи и поддержке.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
-принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;
-выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;
-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;
-самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;
-соотносить внешнюю оценку и самооценку;
Учащийся получит возможность научиться:
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
-осуществлять планирование своей деятельности на основе заданных целей;
-проявлять инициативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий;
-осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы;
-осуществлять самооценку и адекватно оценивать действия окружающих.
Познавательные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
- отличать художественный текст от научного и научно-популярного;
-пересказывать текст по плану;
-структурировать знания при сопоставлении текстов;
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации;
-применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
-искать информацию, представлять найденную информацию;
-уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное;
Учащийся получит возможность научиться:
-пересказывать близко к тесту небольшие по объему и разные по жанру тексты;
-понимать структуру построения рассуждения;
-воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства;
-проявлять инициативу в поиске дополнительной информации; ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом пространстве Интернета;
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-создавать художественные тексты разных жанров устной и письменной форме.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Учащийся научится:
-выражать свои мысли в устной и письменной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;
-участвовать в учебном диалоге; принимать участие в коллективном выполнении заданий, в т. ч. творческих; участвовать в проектах, инсценировках, спектаклях;
-видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.
Учащийся получит возможность научиться:
-выражать свое мнение о проблемах и явлениях жизни, отраженных в литературе;
-устно и письменно выражать впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника);
-проявлять самостоятельность в групповой работе;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
-выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать и оценивать результат.
Предметные результаты.
понимание литературы как явления национальной культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций народа коми;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, коми истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
доказательное иллюстрирование своих суждений в процессе коллективного анализа произведений;
обобщение с помощью учителя сведений о героях (имя, портрет, поступки, отношение к другим героям);
свободное высказывание, чем и почему интересно данное произведение;
самостоятельная подготовка инсценирования коротких произведений;
выделение познавательного материала из научно-художественных произведений;
рассказ о книге (2-3 предложения) с указанием темы, героя, случая, её эмоциональная оценка;
определение темы творчества автора, сопоставляя ряд его книг и произведений;
знакомство с писателем на основе рассматривания ряда книг и чтения отдельных произведений.
самостоятельное осмысление содержания прочитанных книг по вопросам учителя;
умение слушать выступления товарищей и дополнять их ответы по ходу беседы;
выделение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков;
осознание (с помощью учителя) отношения автора к герою;
знакомство с информацией о писателе на основе осмысления предисловия или послесловия, помещенных в книгах;
освоение приемов чтения научно-художественных текстов;
ориентировка среди книг по рекомендательному списку, данному учителем: выбор книг для чтения с учетом личных читательских предпочтений.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МОЙ КРАЙ РОДНОЙ»
Устное народное творчество
Загадки. Пословицы и поговорки. Коми старинные игры. Сказки коми народа.
Сказки финно-угорских народов
Хантыйские сказки. Марийские сказки. Финские сказки. Коми-пермяцкие сказки. Мордовские сказки. Венгерские сказки. Удмуртские сказки. Карельские сказки.
Мой край родной
Стихотворения (Пантелеймон Образцов, Александр Журавлёв, Альберт Ванеев, Ирина Запорожцева. Виктор Демидов Серафим Попов, Степан Раевский). Рассказы (Иван Коданёв, Виктор Демидов)
О родной природе
Стихотворения (Пантелеймон Образцов, Ирина Запорожцева. Виктор Демидов, Серафим Попов,). Рассказы (Иван Коданёв, Виктор Демидов, Степан Раевский). Сказки (Александр Кокачёв, Геннадий Юшков).
О жизни детей
Стихотворения (Пантелеймон Образцов, Александр Журавлёв, Серафим Попов, Виктор Демидов). Рассказы (Владимир Попов, Елена Козлова, Елена Габова, Нина Куратова). Повесть (Егор Рочев). Сказки (Елена Габова)
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Наименование тем | Кол-во часов на тему | Контрольные работы |
2 класс |
Устное народное творчество (3 ч) | Загадки. Пословицы и поговорки. | 1 | |
Сказки коми народа. Три брата и сестра. Ёма и две сестры. | 1 | |
Сказки коми народа. Охотник и Чукля. | 1 | |
Сказки финно-угорских народов (4 ч) | "Как у бурундука спина полосатой стала". "Хочу, не хочу". | 1 | |
Огонь и человек". "Пекка-храбрец" | 1 | |
"Медвежья нянюшка" | 1 | |
"Куйгорож". "Работай, кошка, работай. | 1 | |
Мой край родной (7 ч.) | П.Образцов "Север мой", "Лес" | 1 | |
А.Журавлев "Северный лужок", "Ветер", "Снежная баба | 1 | |
А.Журавлев "Песцы", "О, Великая тишина", "Комары" | 1 | |
А.Журавлев "Я спросил у дяди Коли", "Я спросил у деда Лари", "Праздник", "Нефтяной фонтан" | 1 | |
И.Коданев "На лугах" | 1 | |
И.Коданев "Утки -зимовщицы" | 1 | |
В.Демидов "Две песни Егорки Терентьева", "В тундре весенней" | 1 | |
О родной природе. (11 ч). | П.Образцов "Береза", "Затейница зима", "К весне". | 1 | |
С.Попов "Цикл стихотворений "Двенадцать месяцев": "В новогоднюю ночь". | 1 | Проверочная работа. |
С.Попов "Цикл стихотворений "Двенадцать месяцев": "Июнь", "На июльских лугах","В ягодном августе" | 1 | |
С.Попов "Цикл стихотворений "Двенадцать месяцев": "Снова в школу", "В октябре", "День седьмого ноября". "В декабрьском лесу." | 1 | |
В.Демидов "Год начинается с весны": "Весна света", "Весна воды", "Весна птиц", "Весна травы". | 1 | |
В.Демидов "Воробьишкмна весна" | 1 | |
И.Коданев "Сорока-воровка", "Белки-путешественницы" | 1 | |
С.Раевский "Неряхи", "Бурундук" | 1 | |
Г. Юшков "Волчий шалаш", "Плот бобра" | 1 | |
А.Кокачёв "Ухрюмон" | 1 | |
Загадки. | 1 | |
О жизни детей. ( 9 ч) | П.Образцов "Ремонт идет", "В школе" | 1 | |
А.Журавлев "Бурки", "Малица", "Лайка", "Снежок", "Рыбак" | 1 | |
С.Попов Стихи из цикла "Сверстникам-школьникам": "Золотые руки", "Вася-наизнанку", "Когда болезнь-лень", "Школьный парк". | 1 | |
С.Попов Стихи из цикла "Сверстникам-школьникам": "Я в тайге не заблужусь", "Праздник после рыбалки", "Мы на сенокосе", "Лесной пожар" | 1 | |
Е.Козлова "Страшилище" | 1 | |
Е.Козлова "Лыжи-неумехи" | 1 | |
Е.Козлова "Синее стеклышко" | 1 | |
В.Демидов "Игра в испорченный телефон", "Семейная трагедия". | 1 | |
Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | Контрольная работа |
3 класс | | |
Устное творчество коми народа (5 ч) | Загадки. Пословицы и поговорки. | 1 | |
Коми старинные игры. | 1 | |
Коми народные сказки."Марпида-царевна". | 1 | |
Коми народные сказки."Медвежьи няньки". | 1 | |
Коми народные сказки. "Как Иван нужду закопал" | 1 | |
Сказки финно-угорских народов (7ч) | Коми-пермяцкая сказка. "Длинный день". | 1 | |
Удмуртская сказка. "Как купец хотел солнце остановить". | 1 | |
Венгерская сказка. "Белый мышонок". | 1 | |
Хантыйские сказки. "Богатырь", "Золотой конь". | 1 | |
Карельская сказка "Голубая важенка" | 1 | |
Карельская сказка "Голубая важенка" | 1 | |
Финская сказка "Где богатство зарыто". Марийская сказка "Ученый медведь" | 1 | |
Мой край Родной (5 ч) | С.Попов "Дедушкины медали". | 1 | |
И.Коданев "Пойте, птицы, пойте!" | 1 | |
И.Запорожцев "Слово пилота" | 1 | |
С.Раевский. Из цикла "Красота Земли". | 1 | |
С.Раевский. Из цикла "Красота Земли". А.Ванеев "Времена года". | 1 | Проверочная работа |
О родной природе (6 ч.) | Рассказы И.Коданева "В дальнем лесу", "Заботливая мать" | 1 | |
И.Коданев "Первый снег". | 1 | |
И.Запорожцева "Белая земля", "Олененок". | 1 | |
Рассказы В.Ануфриева. "Сорочья весна". "Вот так встреча". | 1 | |
Рассказы В.Ануфриева."Про плавунчика" | 1 | |
С.Раевский "Лесной доктор", "Воробей | 1 | |
О жизни детей (11 ч) | Е.Рочев "Маленький Митрук и большая тундра". Главы "Пастушонок", "Охота". | 1 | |
Е.Рочев "Маленький Митрук и большая тундра". Главы "Две мамы", "Авко". | 1 | |
Е.Рочев "Маленький Митрук и большая тундра". Главы "Странная рыба", "Я больше никогда не струшу". | 1 | |
В.Попов. "Как терялась Марина". | 1 | |
Е.Габова "Повесть о настоящем коте". | 1 | |
Е.Габова "Вареная сосулька", "Чем вредны овраги". | 1 | |
Е.Габова. Из рассказов про Аринку. "Царевна-лягушка заснула","Мосток". | 1 | |
Е.Габова. Сказка "Обжора-ложка" | 1 | |
Н.Куратова. "Нинка-крючинка", "Полутонная артистка" | 1 | |
Н.Куратова. "Гостинец от зайца", "Умный баран" | 1 | |
Итоговая контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | 1 | Контрольная работа |