«Развитие мелкой моторики у детей»
Что такое мелкая моторика
Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной.
Каждый родитель должен понимать важность развития мелкой моторики рук для полноценного развития личности ребенка. Речь идет не только о развитии ног и рук, но и о совершенствовании процессов мышления и речевой функции.
Ещё Мария Монтессори заметила, что развитие речи и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие ребенка.
Подмечено, если мелкая моторика развита плохо, то у детей наблюдается задержка речевого развития, это приводит к проблемам с памятью, вниманием, а также негативно сказывается на интеллекте ребенка.
Родители не всегда занимаются этим вопросом, в результате чего у детей дошкольного возраста наблюдаются выраженные моторные и речевые нарушения, у них есть проблемы с дикцией, плохая артикуляция. Все эти проблемы приводят к трудностям с овладением письмом и чтением.
Родителям важно знать, какие игры и упражнения необходимы для развития мелкой моторики, чтобы ребенок мог всесторонне развиваться.
Игры и упражнения Для развития мелкой моторики существует большое количество игр, упражнений и занятий. Их условно можно разделить на несколько категорий:
Для каждого возраста есть свои определенные игры.
Упражнения для детей до 3 лет
Пальчиковые игры являются наиболее подходящим вариантом занятий. Их можно сопровождать различными песенками, присказками и прибаутками.
«Сорока-ворона кашу варила»
Это игра – массаж. Необходимо поглаживать ладошки ребенка, массируя их и побуждая его сжимать и разжимать пальчики. Свои действия сопровождаем присказкой:
«Сорока-ворона кашку варила, деток кормила и говорила:
Этот (берете большой палец ребенка) – воду носил,
Этот (указательный) – дрова колол,
Этот (безымянный) – кашу варил.
А ты (мизинец) – за водой не ходил,
Дров не колол, печку не топил, кашу не варил.
Не будет тебе каши!».
«Ладушки»
Это игра может использоваться с самого раннего возраста. Нужно взять руки ребенка в свои ладони и, слегка похлопывая его ладошками, проговаривать:
«Ладушки – ладушки,
Где были? У бабушки!
Что ели? Кашку,
Разбили чашку, хлоп!»
Разрывание бумаги
Это упражнение подходит для детей с семи месяцев. Ребенку нужно дать несколько листов цветной мягкой бумаги. Она приятна на ощупь, поэтому он будет с большим желанием ощупывать ее, рассматривать, вертеть в руках и рвать.
Перелистывание страниц
После 12 месяцев можно заменить разрывание бумаги на перелистывание страниц какого-нибудь журнала или книги. Старайтесь донести до малыша, что он должен перелистывать каждую страницу, одну за одной.
Упражнения после 3 лет
Бусы и крупы
В эту категорию входят игры с маленькими предметами. Это может быть все что угодно – бусинки, различные крупы и т.д.
Можно начинать с более крупных предметов. К примеру, большие бусы, которые ребенок будет с большим интересом перебирать в своих руках.
Другой вариант – это крупы. Насыпьте в чашу гречку или другую крупу и дайте малышу. Он будет трогать ее, перекатывать в пальчиках. Таким образом, у детей хорошо развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика.
Можно добавить к этим занятиям какую-то цель. К примеру, спрятать мелкие предметы и попросить ребенка найти их.
Закручивание и раскручивание крышек
Развитие мелкой моторики с помощью завинчивания или раскручивания крышек с бутылок (лучше подбирать разные по размеру) – это хорошие упражнения для развития ловкости детских пальцев.
Аналогичный эффект дает расстегивание и застегивание молний и пуговиц. Лепка
Она подходит для детей разного возраста. Можно использовать разные материалы – пластичное тесто, пластилин, глину.
Игры с песком
Ребенок может рисовать пальцем на песке, можно прятать какие-то предметы и просить ребенка находить их в песке. Подобные занятия подходят только для детей после 3 лет, потому что малыши раннего возраста все тащат в рот.
Рисование, вырезание, пазлы, конструкторы
Вырезание фигурок и различных предметов из бумаги оказывает крайне благоприятное влияние на развитие мелкой моторики. Начинать нужно с простого (вырезания фигур с прямыми линиями) и переходить к более сложному (вырезание фигур с изогнутыми линиями, снежинок и т.д.). Вырезание полезно еще и тем, что оно развивает пространственное восприятие.
То же самое касается и рисования. Сначала можно просто дать ребенку фломастер и полный простор для творчества. Затем попросить его дорисовать недостающую часть рисунка, обвести линией по контурам и т.д.
Конструкторы и пазлы не только развивают мелкую моторику, но и благоприятно влияют на воображение, память и креатив ребенка. Кроме того, у малыша формируется терпение и усидчивость.
Главное Чтобы упражнения и игры давали свой результат, важно знать о нескольких правилах:
занятия должны вызывать интерес у ребенка (проводить в игровой форме), в противном случае он просто не будет выполнять то, что ему говорят;
принимайть активное участие. Совместные занятия мотивируют ребенка, помогают укреплять взаимоотношения;
чаще хвалите ребенка, крайне важно, чтобы ребенок получал одобрение того, что он делает;
используйте для развития мелкой моторики специальные игрушки – сенсорные коврики, музыкальные игрушки с клавишами, деревянные или пластиковые погремушки и т.д., так же для этих целей очень полезны сортеры. Старайтесь держать все эти игрушки в отдельном месте, куда нет доступа у ребенка, иначе он быстро потеряет к ним интерес;
занятия должны быть ежедневными, переходите от простого к сложному постепенно;
Начинать заниматься можно с самого раннего возраста, при этом не нужно останавливаться, даже если ребенок пошел в школу.