СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются  методические аспекты развития мелкой моторики, подготовки руки к письму у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Представлен комплекс заданий, упражнений по развитию мелкой моторики рук (пальцевой моторики).         

Просмотр содержимого документа
«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.»


УДК 376


Логопедическая работа по развитию

мелкой моторики у детей дошкольного возраста,

имеющих речевые нарушения

© Баранова Галина Анатольевна,

доцент кафедры дошкольного и начального общего образования

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области»,

кандидат педагогических наук, доцент, г. Тула



© Кондратьева Оксана Викторовна,

учитель-логопед МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 53»,

г. Новомосковск


Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты развития мелкой моторики, подготовка руки к письму у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Представлен комплекс заданий, упражнений по развитию мелкой моторики рук (пальцевой моторики).

Ключевые слова: мелкая моторика рук (пальцевая моторика), речевое развитие, пальчиковые игры, творческие игры, графомоторные упражнения, интонация, темп, речевой слух, речевое дыхание, моторика артикуляционного аппарата, фонетическая система языка, средства речевой выразительности, высота, сила голоса, ритм речи, развитие речедвигательного аппарата, четкая артикуляция, ритмический слух, звук, слог, такт, фраза, артикуляционные свойства языка.


SPEECH THERAPY WORK ON THE DEVELOPMENT OF

FINE MOTOR SKILLS IN PRESCHOOL CHILDREN,

WITH SPEECH DISORDERS


Baranova G.A., Kondratyeva O.V.


Annotation. The article discusses the methodological aspects of the development of fine motor skills, hand preparation for writing in preschool children with speech disorders. A set of tasks, exercises for the development of fine motor skills of hands (finger motor skills).

Key words: fine motor skills of hands (finger motor skills), speech development, finger games, creative games, graphomotor exercises, intonation, tempo, speech hearing, speech breathing, articulation apparatus motor skills, phonetic system of language, means of speech expressiveness, height, voice power, speech rhythm, development of the speech motor apparatus, clear articulation, rhythmic hearing, sound, syllable, tact, phrase, articulation properties of language.


«Источники творческих способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли. Другими словами: чем больше

мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

В.А. Сухомлинский


Одной из актуальных проблем дошкольного образования является полноценное речевое развитие ребенка-дошкольника. В исследованиях: М.М. Кольцовой, Е. И. Исениной отмечается, что становление речевой деятельности ребенка тесно взаимосвязано с развитием мелкой (пальцевой) моторики. «Мелкая моторика – это точные и тонкие дви­жения пальцев руки. От особенностей развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга» [2. С.26-27].

Взаимосвязь речевой и моторной деятельности, особенно при наличии речевого нарушения у ребенка-дошкольника, обусловливает необходимость обратить внимание на развитие пальцевой моторики, влияющей на формирование активной детской речи. Систематические упражнения по отработке движений пальцев рук - одно из главных средств развития высших психических функций: внимания, памяти, мышления и восприятия; повышения работоспособности головного мозга,

Следует заметить, что основными принципами построения коррекционно-развивающей работы в развитии мелкой моторики рук являются:

- Изучение нарушенных и сохранных функций.

- Индивидуальный и дифференцированный подход в организации коррекционно-педагогической работы с опорой на компенсаторные возможности ребенка.

- Систематичность и последовательность корреционно-развивающего обучения, активность и наглядность.

Коррекционно-педагогическую работу по развитию мелкой моторики рук нужно начинать с обучения элементам самомассажа предплечий, кистей и пальцев рук. Использовать следующие виды массажа: поглаживание, легкое растирание, разминание, встряхивание.

Проведение массажа может сопровождаться чтением стихотворных текстов. Их содержание и ритм максимально приближен к характеру самих движений. После освоения элементов массажа можно приступить к комплексу упражнений, включающему:

- Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем. Можно применять пальчиковые игры с предметами, без предметов, использованием атрибутики.

- Пальчиковые игры – важная часть коррекционно-педагогической работы по развитию мелкой моторики рук. Выполняя упражнения, дети вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на определенном виде деятельности.

- В начале коррекционно-педагогической работы нужно обучать детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их. Затем добавлять упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и в заключении с одновременно производимыми движениями.

- Вначале упражнения выполняются в медленном темпе. Нужно следить за правильностью положения кисти руки и точностью переключения с одного движения на другое. По мере усвоения ребенком упражнений, темп их выполнения постепенно ускорять. Продолжать работу над четкостью, легкостью, ритмичностью выполняемых движений.

Пальчиковую гимнастику или игры нужно проводить ежедневно по 5-10 минут на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в форме корригирующих упражнений.

Упражнения с использованием различных предметов включают:

- тактильные игры;

- собирание пирамидок, матрешек, мозаики;

- работа с пособиями по застегиванию пуговиц, кнопок, крючков разной величины;

- сортировка бус и пуговиц; перебор крупы; игры с орехами;

- работа со счетными палочками; разнообразные шнуровки.

Данные виды упражнений и игр могут быть использованы на прогулках и в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Творческие игры: тестопластика, песочные игры, рисование штампами, ниткопись. Эти виды упражнений и игр проводить как отдельные занятия (лепка, рисование, аппликация, ручной труд, конструирование), так и элементы на занятиях познавательного цикла, в совместной деятельности воспитателя с детьми.

Графомоторные упражнения:

- рисование по лекалам и шаблонам;

- штриховка;

- работа в занимательных прописях для дошкольников.

Данные упражнения способствуют развитию мышц кисти и пальцев рук, их координации, зрительного восприятия, пространственной ориентировки. Выполняемые детьми упражнения могут содействовать формированию внутренней речи, образного и логического мышления, подготавливают руку ребёнка к письму.

В работе по коррекции мелкой моторики рук детей дошкольного возраста можно использовать следующие приемы:

- игры на развитие мелкой моторики рук;

- пальчиковые игры;

- физкультминутки;

- игры с предметами-заместителями;

- песочные игры;

- тестопластика;

- ниткопись;

- штриховка.

Для развития пальцевой моторики можно использовать физкультминутки как элемент двигательной активности. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ:

- речь сопровождается движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной;

- наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.

В развитии мелкой моторики можно использовать приемы Су-Джок терапии. Данная методика способствует нормализации мышечного тонуса; стимулирует речевые области в коре головного мозга. С помощью колец («ежиков») удобно массировать пальцы для благотворного влияния на весь организм.

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук. В коррекционно-педагогической работе рекомендуются приемы соединения плавных движений кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата.

Песочная терапияпогружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение и развивает моторику рук (игры с песком).

Тестопластика представляет процесс лепки из соленого теста. Данный процесс предполагает развитие:

- сенсорной чувствительности (способности к тонкому восприятию формы, цвета, веса, пропорций);

- общей ручной умелости, синхронизируется работа обеих рук.

Ниткопись – нетрадиционная техника рисования нитками (укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, развиваются произвольное внимание, зрительная память). Слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью подкрепляется зрительным запоминанием.

Рисование нитью в сочетании с рассказыванием особенно полезно в работе с детьми. Это явление обусловлено тем, что ведущий канал восприятия у дошкольников не слуховой, а кинестетический (зрительный). Возможность с помощью движения и зрительного образа пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит лучше усвоить учебный материал.

В целом отметим, что коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений речевого развития с применением различных упражнений в развитии мелкой моторики, содействует коррекции речевой деятельности дошкольников.


Список источников:

1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у детей: учебно-методическое пособие. – Ростов-н/Д: Феникс. – 110 с.

2. Баранова Г.А., Макарова Т.В. Логопедическая работа по коррекции нарушений мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи средствами изобразительной деятельности (нетрадиционные техники рисования) // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРОТО», Тульское образовательное пространство. 2017. № 3. С.26-27.

3. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. Для детей 4-7 лет. ФГОС ДО. - СПб.: ИД Литера, 2016. – 32 с.

4. Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112 с.


Баранова Галина Анатольевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», кандидат педагогических наук, доцент, Тула. 

Baranova Galina Anatolevna, docent preschool and primary general education Institute rise qualification and professional overpreparation workers of education Tulsky region, candidate pedagogical science, docent, Tula.


Кондратьева Оксана Викторовна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53», г. Новомосковск.

Kondratyeva Oksana Viktorovna, the teacher-speech therapist MBDOU "the kindergarten of the combined kind № 53", Novomoskovsk.




© Г.А. Баранова, О.В. Кондратьева, 2019



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!