СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Просмотр содержимого документа
«Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта.»




Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта.


КОРРЕКЦИЯ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДАМИ КИНЕЗИОЛОГИИ.


Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия по кинезиологической программе позволяют активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Сотрудники Института физиологии детей и подростков Академии психологических наук установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности тонкой моторики рук. И.М. Сеченов считал: « неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука». Работы В.М. Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н.Анохина доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена снизу-вверх (от движения к мышлению), а не наоборот.

Исследования профессора М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Речевая деятельность развивается под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальцы напряжённые, сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Тренировать пальцы рук можно уже с шестимесячного возраста.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные и структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляются на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. «Данные методики позволяют выявить скрытые возможности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга», - Сиротюк А.Л..




КОМПЛЕКС№ 1


Колечко.

Поочередно и как можно быстрее переби­райте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба вы­полняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) поряд­ке.

Сначала упражнение выполняется каждой рукой отдель­но, затем вместе.





Лезгинка.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6—8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.










Кулак—ребро—ладонь.

Три положения руки на плоско­сти стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плос­кости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: Вы­полняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. Количество повторений — по 8—10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в вы­полнении помогайте себе командами («кулак—ребро—ла­донь»), произнося их вслух или про себя.























ЗМЕЙКА.

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий (лишних движений). Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.



















Развивающая кинезиологическая программа

(развитие логического, творческого мышления и межполушарных связей)


Цель.

Развитие межполушарной специализации. Развитие межполушарного взаимодействия. Задачи

Развитие мелкой моторики. Развитие комиссур (межполушарных связей). Синхронизация работы полушарий. Развитие способностей. Развитие памяти, внимания. Развитие речи. Развитие мышления. Устранение дислексии. Продолжительность занятий — 20—25 мин. Периодичность — ежедневно. Время занятий — утро.

Длительность занятий по одному комплексу упражне­ний — 45—60 дней.

Комплекс № 1

Упражнения для развития мозолистого тела

(комиссур, межполушарных связей)

(8 недель)



  1. «Колечко». Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавной поочередно последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.


  1. «Кулак—ребро—ладонь». Ребенку показывают три поло-­
    жения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола; распрямлен­ная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 по­вторений моторной программы. Проба выполняется сна­чала правой рукой, затем — левой, затем — двумя рука­ми вместе. При усвоении программы или при затрудне­ниях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («кулак—ребро—ладонь), произносимы­ми вслух или про себя.


  1. «Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец от­ставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прика­сается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет­ся смена правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций.
    Добиваться высокой скорости смены положений.


  1. «Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками
    зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабля­ются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий
    синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.


  1. «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».


  1. «Змейка». Соедините ладони, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте указанным кинезиологом пальцем. Палец должен двигаться точно и четко. При­касаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнениидолжны участвовать все пальцы обеих рук.


  1. «Горизонтальная восьмерка».

1-я, 2-я неделя занятий. Упереться языком во рту в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабить язык. По­вторить 10 раз.

Прижимать язык во рту то к левой, то к правой щеке. Повторить 10 раз.

Удерживая кончик языка за нижними зубами, выг­нуть его горкой. Расслабить. Повторить 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставить вытянутыми указательный и средний. Нарисовать в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно больше­го размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленны­ми на промежуток между окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в про­слеживании (напряжение, частое моргание), должны за­помнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это слу­чается, и несколько раз провести рукой, как бы заглажи­вая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте оста­новки потери слежения нужно провести рукой несколько раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7-я, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами сле­дить за движением пальцев по траектории горизонталь­ной восьмерки хорошо выдвинутым изо рта языком.



Комплекс № 2

Упражнения для развития мозолистого тела

(комиссур, межполушарных связей)

(8 недель)


Предварительно нарисуйте на карточке (размером с по­чтовую открытку) две пересекающиеся линии в виде бук­вы х. Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, вы­полняя при этом следующие упражнения:


1. Стоя, поднять (не высоко) левую ногу, согнув ее в ко­лене, и кистью (локтем) правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем то же с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 7 по 7 раз. Когда рука ка­сается противоположного колена, а взгляд в этот мо­мент сконцентрирован на пересечении линий буквы х, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушарий мозга. Упражнения помогают двум полуша­риям работать согласованно.


2. «Паровозик». Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10—12 маленьких кру­гов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение.


3.«Перекрестное марширование». Сделать 6 пар перекрест­ных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторить «марширов­ку», выполняя односторонние подъемы бедра—руки вверх. Затем снова повторить упражнение перекрестно. Смотреть при этом на пересечение линии буквы х. Уп­ражнение повторять 7 по 7 раз. Разновидность этого уп­ражнения — ходьба с высоким подниманием одноимен­ных рук и ног.


4.«Мельница». Выполнять так, чтобы рука и противопо­ложная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касаться рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию». Время упражнения 1—2 мин. Дыхание произвольное.


5.«Перекрест». Для выполнения этого упражнения пред­лагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем перекрестом. Он располагается на плоскости, на расстоянии примерно 20 см от глаз, при этом его освещение должно быть нормальным и равномерным. Необходимо в течение 45 с смотреть в центр перекреста (после недельных занятий образ перекреста вызывается произвольно). Через 45 с взгляд переводится на светлый фон. С появлением образа глаза закрываются, а пере­крест медленно переносится в область лба, затем в темя. Это символ единства мозга. Упражнение повторяется 3 раза и служит для проверки включения и работы пра­вого полушария.


6.Упражнение «Взгляд влево вверх». Поза: правой рукой фиксируют голову за подбородок. Взяв карандаш или ручку, левую руку выбрасывают в сторону вверх под углом 45 градусов так, чтобы, закрыв левый глаз, пра­вым нельзя было видеть предмет в левой руке. После этого начинают делать упражнение в течение 7 с. Смот­рят на предмет в левой руке, затем меняют взгляд на «прямо перед собой» (счет 1—2—3—4—5—6—7). Упраж­нение выполняют 3 раза, потом доводят до 8 раз. За­тем упражнение выполняется «с точностью до наобо­рот».

В дальнейшем, для того чтобы полностью проявить свои способности во время какой-либо ответственной (но при­вычной) работы или деятельности, достаточно представить букву х. Это будет являться как бы кодом для мозга. Его мож­но использовать всякий раз, когда необходимо заставить ра­ботать оба полушария одновременно.


Комплекс № 3

Упражнения для развития мозолистого тела


1. «Магические восьмерки».

Вначале нарисовать на доске илибольшом плакате восьмерку. Показать детям. Потрени­ровать их рисовать в воздухе восьмерку.

Первая фаза. Сесть прямо. Лодыжку правой нога поло­жить на правое колено, развернув ногу как можно гори­зонтальнее. Правой рукой захватить нижнюю часть голе­ни левой ноги и за ее стопу (левую) взяться левой ру­кой, рот полуоткрыт, язык на нёбе. Необходимо делать вдох через нос на счет 1—2—3—4. Упражнение делается с закрытыми глазами. На вдохе необходимо представить кольцо, идущее сверху вправо и вверх (счет 1—2—3—4), на выдохе кольцо, идущее сверху вправо и вниз (счет 1—2—3—4). В дальнейшем эта восьмерка с уровня пред­ставления должна перерасти в четкую образную картину. Дети повторяют это упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.

Вторая фаза. Можно сидеть или стоять, поставив ноги на ширину плеч. Руки, согнув в локтях, расположить на уровне груди и соединить пальцы в виде шатра. Внимание сосредоточить на пульсации в пальцах. Рот полуоткрыт, язык на нёбе, вдох через нос, выдох через рот. Глаза закрыты. Эта фаза упражнения выполняется 3 раза.



2. «Доминирующее опускание руки».

Упражнение выполня­ется стоя вдвоем. Один медленно и равномерно подни­мает правую руку до горизонтального положения (счет 1—2—3—4), после чего другой опускает эту руку в три шага:

Первый шаг: создание легкого усилия мышцы руки (счет 1—2—3—4—5—6—7), время — 7 с.

Второй шаг: создание большого напряжения (счет 1— 2—3—4—5—6—7), время — 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет 1— 2—3—4—5—6—7), время — 7 с. Опускание руки повторя­ется 3 раза. При этом нельзя брать за суставы, стараться не сорвать мышцы, упражнение должно доставлять удо­вольствие. Левую руку можно включать вместо правой руки, если усиливают правое полушарие; Праворукость или леворукость не учитывается.



3. «Перекрестная марионетка» (для правого полушария).

Уп­ражнение выполняется стоя. На счет 1—2—3—4—5—6—7 медленно и равномерно поднимается левая нога, согну­тая в колене, и достигает бедра. Когда нога оказывается поднятой до горизонтального уровня, правой рукой де­лается усилие для ноги в три шага:

Первый шаг: легкое усилие мышцы ноги — 7 с.

Второй шаг: сильное усиление — 7 с.

Третий шаг; доминирующее опускание ноги — 7с.

Руки при этом удобнее прикладывать чуть выше ко­лена. Левой рукой можно на что-то опереться или удер­жать ее, отставив в сторону и согнув в локте. Спина дол­жна быть прямой. Упражнение выполняется только для левой ноги. Дети выполняют упражнение 3 раза, взрос­лые — 8 раз.



4. «Перекрестная марионетка» (для левого полушария).

Вы­полняется, как и для правого полушария. Отличие со­стоит в том, что поднимается правая, а не левая нога. Усиление делается левой, а не правой рукой. Это упраж­нение максимально открывает работу правого полуша­рия. Оно выполняется 3 раза. Упражнение выполняется только для правой ноги.



5. Упражнение «Доминирующее опускание руки».

Выполня­ется стоя и вдвоем. Один медленно и равномерно подни­мает правую руку до горизонтального положения (счет 1—2—3—4—5—6—7), после чего другой начинает опус­кать эту руку в три шага:

Первый шаг: создание легкого усиления мышцы руки (счет 1—2—3—4—5—6—7), время — 7 с.

Второй шаг: создание большого напряжения (счет 1— 2—3—4—5—6—7), время — 7 с.

Третий шаг: доминирующее опускание руки (счет 1— 2—3—4—5—6—7), время — 7 с.

Опускание руки повторяется 3 раза.



6. «Односторонняя марионетка».

Выполняется стоя. Медленнона счет 1—2—3—4—5 - 6—7 поднимается правая нога, уси­ление в три шага создается тоже правой ногой. Спина прямая. Дети повторяют упражнение 3 раза, взрослые — 8 раз.


7. «Параллели».

Для выполнения упражнения предлагается лист плотной бумаги с нарисованными на нем черной тушью двумя параллелями. Располагается на расстоя­нии 20 см от глаз, освещение нормальное и равномерное.

Необходимо в течение 45 с смотреть на центр лис­та, между параллелями, после чего взгляд переводится на светлый фон. С появлением постобраза глаза закры­вают, а «параллели» мысленно переводят в центр лба, после чего некоторое время следует «смотреть» на них в таком положении. Упражнение можно повторять до 3 раз.


8. «Усиление руки» (без доминирующего опускания).

Вы­полняется вдвоем. Один медленно и равномерно на счет 1—2—3—4—5—6—7 поднимает правую руку до горизон­тального положения. Другой делает усиление руки в два шага.

Первый шаг: легкое усиление (счет 1—2—3—4—5— 6-7).

Второй шаг: большое усиление (счет 1—2—3—4—5— 6-7).

Чтобы рука ребенка не взмывала вверх после второ­го усиления, партнер плавно, постепенно и легко опус­кает его руку, а тот, в свою очередь, так же плавно продолжает опускать ее до конца (счет 1—2—3—4—5— 6—7). Дети выполняют это упражнение 3 раза, взрос­лые — 8 раз.



Тренинг для активизации работы

правого и левого полушарий и формирования

межполушарных связей


Дети рассаживаются в круг. Преподаватель бросает мяч одному из участников тренинга, называя слово (например, «арбуз»). Ребенок называет свою ассоциацию на это слово (например, «сок») и передает мяч другому участнику тре­нинга и т.д. Когда все дети примут участие в этом этапе тренинга (возможно, не один раз), преподаватель услож­няет задание. Он бросает мяч одному из участников тре­нинга, называя слово (например, «арбуз»). Ребенок снача­ла называет ассоциацию на это слово (например, «сок»), затем, передавая мяч другому участнику тренинга, называ­ет слово, следующее по алфавиту за словом преподавателя (например, «барабан») и передает мяч второму участнику. Второй участник называет ассоциацию на слово «барабан» (например, «шум») и, передавая мяч третьему участнику тренинга, называет слово, следующее по алфавиту за сло­вом «барабан», и т.д.




Комплекс № 4

Упражнения для развития абстрактно-логического

мышления (левое полушарие)

(8 недель)

В результате упражнений улучшается память, повыша­ются интеллектуальные возможности, активизируется ра­бота головного мозга.

1. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до десяти. Начинают с открытыми глазами, затем с закры­тыми. Повторить 7 раз.

2. Одну минуту массировать щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на под­бородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, — 1 мин.

4. Массировать нос подушечками указательных пальцев, на­жимая на кожу от основания носа до ноздрей, — 20 раз.

5. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движе­ния, сначала слева направо, затем наоборот — 10 раз.


Комплекс № 5

Упражнения для развития творческого

(наглядно-образного) мышления (правое полушарие)

(8 недель)

В результате упражнений повышается устойчивость к стрессам, стабилизируется психика, развивается интуиция, активизируются творческие способности.

1. Стоя. Позвоночник держать прямым. Глаза закрыть. Паль­цы левой руки положить на живот (5 см ниже пупка), кончиками пальцев правой руки разминать копчик. При этом представлять себе в области копчика разрастаю­щийся красный шар. При выполнении упражнения, возможно, почувствуете распирание в области копчика. Затем наоборот — левая рука на копчике, правой рас­тирать живот, представляя в области живота разраста­ющийся оранжевый шар.

2. Левая рука в области пупка, правая на груди в области сердца. Сильно тереть грудь, представляя в области гру­ди растущий зеленый шар.

3. Левая рука на животе. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец находится под нижней губой. Рот открыт. Растирать область губ.

4. Левая рука на животе, правая — чуть выше межбровья. Массировать правой рукой. Представлять в области лба разрастающийся голубой шар.

5. Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. На вдохе представлять, как с воздухом «золотисто-се­ребристая» энергия проходит через левую ноздрю, ле­вую часть горла, левую часть сердца и желудка и доходит до копчика. При выдохе «желтая больная энергия» выхо­дит через правую часть тела (печень, почки, правую часть сердца, правую часть горла и правую ноздрю). Затем вды­хать правой ноздрей, а выдыхать левой. Циклы повто­рить по 3 раза.

6. Смотреть в центр между ладонями, представляя шар желтого цвета. Вытянуть руки вперед на уровне межбро­вья. Указательные и большие пальцы сложить «домиком» и смотреть между пальцами.

7. Сесть на край стула. Позвоночник держать прямым. По­ложить голень левой ноги на колено правой. Правую руку положить на голеностоп, прикасаясь передней областью запястья. Сверху на правую руку, крест на крест, поло­жить левую руку, прикасаясь к правой руке аналогич­ным местом. Посидеть в таком положении 1 мин. Потом поменять местами руки и ноги и снова посидеть 1 мин.


Упражнения для развития внимания.


1.Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки со слегка сжатым кула­ком. В следующий миг сжимают, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца пра­вой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Выдох делается через рот при каждой смене рук.

2. Раскрывают пальцы левой руки, слегка нажимают точку концентрации внимания, расположенную в середине ладони, большим пальцем правой руки. Повторяют это 5 раз. При нажатии делают выдох, а при ослаблении уси­лия — вдох. Упражнение делают спокойно, не торопясь. Потом делают то же самое для правой руки.



Упражнения для развития памяти.


1. Методика двигательного запоминания букв. Даются бук­вы, вылепленные из пластилина, вырезанные из дере­ва и т.д. Ребенок должен ощупать букву, назвать ее и записать. На начальном этапе тренировки можно пред­ложить учащемуся самому вылепить из пластилина буквы. В дальнейшем следует перейти к запоминанию после­довательности из 3—4 букв на основе их осязания, Пос­ледующий этап тренировки — буквы «промахиваются» в воздухе двумя руками в зеркальном отражении.

2. Складывают большой и указательный пальцы кончи­ками вместе, с усилием прижимают их друг к другу, сгибая их в наружную сторону. То же упражнение дела­ют для большого и среднего, большого и безымянно­го, большого и мизинца (для каждой руки 20 раз). За­тем кончиком большого пальца сильно надавливают на основание каждого пальца с наружной и внутренней стороны.

3. Одновременно двумя руками «промахать» в воздухе в зеркальном отражении (записывать на листе бумаги) информацию, которую необходимо запомнить (буквы, таблица умножения, формулы, иностранные слова и т.д.).



Упражнения для снятия эмоционального напряжения

(по мере необходимости)


1. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной ин­формации.

2. Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.

3. Слегка массируют кончик мизинца.

4. Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и де­лают орехом круговые движения (3 мин).


Литература.


  1. А.Л. Сиротюк. Коррекция обучения и развития школьников.

  2. А.Л. Сиротюк. Обучение детей с учётом психофизиологии.

  3. А.Л. Сиротюк. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью.