СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальные игры

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальные игры»

Развитие музыкальных способностей дошкольников через музыкальные игры

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Это одна из главных задач музыкального воспитания детей, способствующая развитию личности ребенка в целом. Главная особенность музыкальных способностей – их развитие на основе восприятия художественного образа – музыки. Музыкальные способности формируются на основе игры на инструментах, движении, пении, декламации, музыкально-дидактических игр.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика), различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Основная деятельность музыкального педагога – развитие музыкальных способностей детей через радостное познание музыки. Только игра и радость!

Дошкольник на занятиях не должен просто сидеть и послушно выполнять задание педагога. Радость творчества, активное взаимодействие с педагогом уводят ребёнка с позиции пассивного усвоения знаний, умений и навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только это может развить творческое начало в каждом ребёнке.

Игра – любимый вид деятельности ребёнка. В игре ребёнок самоутверждается как личность, у него развивается фантазия. Музыкальные игры формируют у детей музыкальные способности: умение слышать соотношении звуков по высоте, чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждают детей к самостоятельным действиям.

Игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает у них самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкальных игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

С этой целью в своей работе применяю музыкально-дидактические игры и пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

В своей работе мы мало времени уделяем дидактическим пособиям и играм. Работа по музыкальному воспитанию организовывается не всегда на должном уровне. Это объясняется недостатком материальной базы, отсутствием в торговой сети готовых музыкально-дидактических пособий. Со временем пришло понимание значимости и ценности музыкального развития и применения дидактических пособий для развития музыкальных способностей детей.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Музыкально-дидактические пособия способствуют более активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей. Поэтому мой выбор пал на использование музыкально-дидактических игр в работе с детьми.

Все музыкально-дидактические игры условно делятся на три группы:

- Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки (веселая, грустная), музыкальных жанрах (песня, танец, марш): «Солнышко и тучка», «Подбери музыку» и т.д.

- Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах: «Узнай сказку», «Подбери картинку» и т.д.

- Пособия, которые формируют у детей представление о средствах музыкальной выразительности: «Музыкальный домик», «Кого встретил колобок?» и т.д.

Как показала практика, систематическое применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует быстрому овладению детьми музыкальным репертуаром.

Музыкально-дидактические игры и пособия обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

А для того чтобы ребенок успешно применял полученные знания в жизненной практике, музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания у детей петь, слушать, играть и танцевать.