Урок 43
Тема: СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Педагогическая цель: создать условия для формирования умения отличать задачу от других текстов, не являющихся задачей, и выделять составные части задачи; развития навыков счёта; умения прибавлять и вычитать число 2; развития внимания, наблюдательности; привития аккуратности.
Планируемые результаты (предметные): уметь прибавлять и вычитать число 2; отличать задачу от других текстов, не являющихся задачей, и выделять составные части задачи.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь организовывать своё рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Коммуникативные: уметь читать и пересказывать текст; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Познавательные: уметь произвольно и осознанно владеть общим приёмом решения задач; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач; ориентироваться на разнообразие способов решения задач.
Личностные: организовывают исследовательское пространство.
Сценарий урока
I. Устный счёт.
II. Работа над задачей.
Учитель предлагает учащимся два текста:
1. На столе лежало шесть яблок. Одно яблоко съели.
2. На столе лежало шесть яблок. Одно яблоко съели. Сколько яблок осталось?
– Какой из текстов – задача? Докажите. Повторите только условие. Повторите только вопрос. Какое действие следует выбрать для решения задачи? Почему? Запишите решение.
– Составьте задачи по рисункам учебника (задание 1, с. 90).
– Объясните, какая схема соответствует рисунку.
Составив по первому рисунку задачу, соответствующую первой схеме, учащиеся выделяют в ней условие и вопрос.
Затем данные схематично учитель записывает на доске.
На доске запись:
Решение записывается с комментированием учащимися в тетрадях и учителем на доске:
4 + 2 = 6.
Ученики составляют задачу по второму рисунку, которая бы соответствовала второй схеме, то есть решалась вычитанием. Составив задачу, учащиеся выделяют в ней условие и вопрос. Затем данные схематично учитель записывает на доске:
После чего решение задачи ученики записывают в тетрадях, а учитель на доске: 7 – 2 = 5.
Аналогичная работа проводится по второму и третьему рисункам.
III. Работа над развитием навыков счёта (задания 2–5, с. 90–91 учебника и задание 3, с. 33 тетради).
– Рассмотрите задание в тетради. Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в этом задании? (Составить число 5 разными способами.)
Учащиеся с помощью цветных карандашей показывают, как по-разному можно получить число 5.
Фронтальная проверка.
Выполняют задание 2 учебника, в котором отрабатывается умение прибавлять и вычитать число 2, а также формируется умение использовать термины «слагаемое», «сумма».
Выполняя задания 3 и 4 учебника, учащиеся учатся прибавлять и вычитать по два.
По рисунку задания 3 учащиеся составляют задачу: на трёх тарелках лежало по два яблока. Сколько всего яблок?
(К двум прибавить два получим четыре, к четырём прибавить два получим шесть, значит, 2 + 2 + 2 = 6, то есть на трёх тарелках шесть яблок.)
Аналогичная работа проводится по заданию 4.
По рисунку задания учащиеся составляют задачу:
В коробке лежало десять штук яиц. Сначала взяли два яйца, а потом ещё два. Сколько яиц осталось в коробке?
(Из десяти вычесть два получим восемь, из восьми вычесть два получим шесть, значит, 10 – 2 – 2 = 6, то есть в коробке осталось шесть яиц.)
IV. Упражнение в сравнении числового выражения и числа (задание 2, с. 32 тетради).
Учащиеся могут выполнять задание как самостоятельно с последующей взаимопроверкой, так и с комментированием.
V. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
– Сравните рисунки (задание дано на полях учебника, с. 90).
VI. Итог урока.
Вопросы: Что хотите сказать? Чему учились сегодня на уроке? Какая работа вам особенно понравилась?