СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие мышление на уроках химии и биологии

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

 "Плохой учитель предподносит истину, хороший -учит ее находить".

Выступление на школьном МО по теме "Развитие мышления на уроках химии и биологии"

Просмотр содержимого документа
«Развитие мышление на уроках химии и биологии»

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить»

                                                                                                       А. Дистервег.

 Современному школьнику невозможно справиться с колоссальным потоком информации, которая ежедневно обрушается на него. Даже высокоразвитая память не в состоянии сохранить гигантский информационный массив. И в процессе обучения любого нового предмета из-за новых, незнакомых понятий, учащиеся зачастую не могут увидеть логику изучаемого предмета, его внутреннюю структуру. Эта тема актуальна. Поэтому важнейшая цель изучения химии – не только формирование определенного багажа теоретических и фактических знаний, выработка необходимых практических навыков учащихся, но и постоянное развитие логического мышления, развитие интеллектуальных умений – своеобразных рычагов умственного развития человека, чтобы учащиеся могли установит логические связи между основными понятиями и законами, могли применять полученные знания в конкретных учебных ситуациях.

         На протяжении многих лет на своих уроках я пытаюсь добиться от детей умения мыслить, понимать, размышлять, анализировать; стараюсь развить в них желание творчески подходить к своей деятельности. Для этого, ставя цель урока для учащихся, я подбираю такие ключевые слова, игровые моменты, творческие задания, проблемные вопросы, чтобы учащиеся видели, к чему они будут стремиться весь урок. Добиться этого мне помогли активные методы обучения

Применение проектно-исследовательской технологии делает каждого ученика   успешным в соответствии со своими личными, индивидуально-психологическими особенностями мышления, а не навязанными ему извне (учителем, учебником, другим авторитетом) способами рассуждения. Из пассивного слушателя он превращается в активного полноправного участника учебного процесса. Этот подход к обучению не снижает общее желание учиться, а наоборот способствует дальнейшему развитию и других внутренних мотивов.

     Методы, формы, средства и виды деятельности, используемые мной на уроках:

  1. Подбор вопросов и проблемных задач, содержащих информацию для размышления.

  2. Ответы учащихся на вопросы, основанные на их наблюдениях, знаниях, житейском опыте.

  3. Беседа при направляющей роли учителя, опираясь на доминантную подструктуру ученика.

  4. Включение в беседу и анализ всех учащихся в соответствии с их мышлением и ответы учащихся, приводящие к достижению целей и решению задач урока.

  5. Использование разнообразных приемов обучения и активных методов

  6. При усвоении и применении логических приемов учащиеся совершают различные мыслительные операции

Мыслительная операция

Критерии

Знание

Запоминание и воспроизведение терминов, понятий, правил, фактов и теорий.

Понимание

Преобразование словесного материала в химические выражения: формулы, уравнения, выводы. Предсказание хода явлений, результата опыта.

Применение

Умение использовать учебный материал в конкретной ситуации. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий.

Анализ

Умение выделять части целого, выявлять взаимосвязи между ними, видеть ошибки в логике рассуждений, приводить различия между фактами. Осознание организации целого.

Синтез

Умение комбинировать элементы, чтобы получить новое целое, планировать эксперимент, решать комбинированные задачи.

Оценка

Умение оценивать значение материала для логического построения нового целого.


В настоящее время растет внимание к многообразным видам самостоятельной работы учащихся, так как это способствует формированию мыслительной деятельности. Одной из форм является самостоятельная работа по изучению нового материала, под которой понимают такую организацию учебного процесса, которая осуществляется с целью приобретения новых знаний и умений без непосредственного участия учителя, но по его заданию (индивидуальному, групповому или фронтальному). В процессе учебной деятельности школьники сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя максимум активности, творчества и инициативы. Учитель определяет цель работы, намечает приемы и средства ее организации, а учащиеся должны осознать цель и содержание задания, самостоятельно организовать свою познавательную деятельность.

В 10 классе при изучении органической химии на первых уроках учащиеся получают опорные знания основных положений теории химического строения органических соединений, явлений изомерии и гомологии, видов реакций в органической химии.

Тема «Ацетилен и его гомологи»

Учащиеся знают электронное и пространственное строение молекул этана и этилена, виды гибридизации sp3 и sp2, виды связи (ординарную и двойную). В результате урока школьники должны усвоить новые элементы знаний: понятия тройной связи и sp – гибридизации.

После разъяснения цели раздаются инструктивные карточки по организации самостоятельного изучения темы:

1. Изучите по учебнику состав, строение молекулы ацетилена и его гомологов.

2. Продолжите заполнение таблицы «Состав и строение углеводородов» в тетради

Название УВ

Молек.

формула


Структ

формула

Электр.

формула

Вид связи

Длина связи

Валентный угол

Вид гибридизации











3. Сравните состав, химическое, электронное, и пространственное строение молекул этана, этилена и ацетилена.

4. Объясните образование sp- гибридных облаков атомов углерода.

5. Рассмотрите расположение сигма-связей в молекуле ацетилена и объясните их образование.

6. По аналогии с молекулой этилена объясните образование Пи-связей в молекуле ацетилена.

После самостоятельного изучения материала провожу обобщающую беседу, чтобы выяснить, как усвоен материал, и скорректировать приобретенные школьниками знания.

Процесс мышления не возможен и без сравнения. В биологии прием сравнения очень важен, так как он позволяет увидеть и понять процесс эволюции живого мира. Поэтому этот прием я очень часто использую на своих уроках:

- Чем растительная клетка по строению отличается от животной и грибной ,а что у них общего?

- Чем представители класса однодольных отличается от представителей класса двудольных растений?

В химии при изучении темы «Классы неорганических соединений сравнить химические свойства кислотных оксидов с основными, растворимых и нерастворимых оснований, найти между ними общее и отличие.

Мыслительные операции - выделение главного и сравнение непременно должны заканчиваться выводом, обобщением. Дидактическая суть обобщения – выделение наиболее общих, существенных признаков, характеристик.

В 7 классе при изучении многообразия живого мира на уроках биологии большое значение имеет выделение общих признаков, характерных для царства, типа, отдела, класса, как систематических категорий.

Одним из способов мыслительной деятельности является игра.. Именно в игре ребенок активно мыслит и творит свободно. На своих уроках применяю различные виды игр, и игровых элементов: загадки, игровые задачи, кроссворды «Крестики- нолики», «Кто первый?», «Что лишнее?», «Угадай элемент!», , ребусы, шарады.… Стараюсь, чтобы игры имели тематическую направленность. Через игру дети узнают об удивительном мире природы, учатся делать выводы, лучше запоминают предметные термины.

8 класс «Основные классы неорганических соединений».Что лишние;

  1. CaO, Na2O, SiO2, BaO (три оксида основных, один кислотный)

  2. SO3, CO2, N2O5, Li2O (три оксида кислотных, один основный)

  3. HCL, H2SO4, H2S, HY (три кислоты безкислородные, одна кислородосодержащая)

H2, Ar, O2, Fe (три газообразных вещества, одно твердое или три неметалла, один металл


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!