РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ СОЛЬФЕДЖИО
Методическая разработка преподавателя Обоянской ДШИ Тульневой Н. Н.
Задачей музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир обучающихся. Но для того, чтобы музыкальное искусство со всей своей силой воздействовало на развитие личности обучающихся, необходимо воспитать эмоционально - сознательное отношение к урокам музыки.
Обучение в Детских школах искусств должно вести к развитию познавательных способностей, к росту интеллектуального уровня обучающихся. Но как сделать, чтобы ученики не только усвоили определенные знания, но и стали умнее, научились самостоятельно мыслить?
Современная психологическая и педагогическая наука (Ю. К. Бабанский, П. Я. Гальперин, Л. В Занков, Г. И. Щукина и др.) подчеркивает необходимость всемерного развития у обучаемых активности мыслительной деятельности, умения самостоятельно ставить задачи и находить пути и способы их решения.
Что же необходимо знать педагогу, стремящемуся развить мыслительную деятельность учеников? Прежде всего необходимо знать стадии развития интеллекта:
1) на первой стадии развития ведущим является наглядно-действенное, практическое мышление. У маленьких детей это «мышление руками». Ребенок познает особенности предметов по мере того, как руками разбирает их на части, соединяет друг с другом.
2) на второй стадии преобладает наглядно-образное мышление. Оно позволяет решать задачи на основе оперирования уже не реальными предметами, а образами восприятия и представлений, содержащимися в детском опыте.
3) на третьей, высшей, стадии развития ведущую роль в мыслительной деятельности приобретает отвлеченное, абстрактно-теоретическое мышление. Мышление выступает в форме отвлеченных понятий и рассуждений, отражающих существенные стороны познаваемой деятельности, закономерные связи между ними.
Зная стадии развития мышления можно наметить основную линию его развития – от практического мышления, скованного конкретной ситуацией, к отвлеченному абстрактно-теоретическому мышлению.
Развитие мыслительной деятельности происходит в процессе учения. Причем учебная деятельность должна быть эффективной. Вот условия, способствующие развитию мышления:
1) создание благоприятных объективных предпосылок (обстановка, упорядоченность урока без излишнего утомления);
2) обеспечение самых необходимых предварительных знаний умений;
3) подготовка психологических предпосылок в виде:
а) положительного эмоционального отношения к деятельности, предмету, педагогу;
б) сознательного отношения к предмету, понимание его практического значения (убежденность в пользе знаний придает осмысленность учебным занятиям и помогает преодолеть трудности);
в) преодоление отрицательного отношения к учению.
Говоря о развитии мышления, нельзя не сказать о важности такого стимула развития интеллекта как интерес. Ведь познавательная деятельность в любой области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, такие как: мышление, воображение, память, волю, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности.
Итак, можно сделать следующий вывод: формирование мышления тесно связано с формированием познавательных интересов учеников.
Источники (стимулы) формирования познавательных интересов можно выявить в процессе обучения, в содержании учебного материала, в деятельности обучающихся, в отношениях между участниками учебного процесса.
Разберем каждый пункт подробно.
Стимулы в процессе обучения:
- содержание учебного материала;
- сам процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности;
- отношения, складывающиеся между учениками и учителем.
СТИМУЛЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:
содержание учебного материала;
сам процесс учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности;
отношения, складывающиеся между учениками и учителем.
СТИМУЛЫ В СОДЕРЖАНИИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
новизна содержания учебного материала (состояние неожиданности, озадаченности, удивления);
обновление уже усвоенных знаний, т. е. освещение их под новым углом зрения (способность увидеть новое в старом, удивиться тому, что связано с повседневным, обычным, само по себе уже свидетельствует об умственном росте;
исторический аспект знаний (сведения из истории расширяют кругозор, способствуют приобретению нужного угла зрения для самостоятельного анализа);
практическая необходимость в знаниях (несоответствие, образовавшееся между познавательной и практической деятельностью подводит ученика к осознанию необходимости знаний);
межпредметные связи.
СТИМУЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
многообразие форм работы;
проблемность (учитель не должен преподносить уже готовые ответы, а должен добиться, чтобы, на основе накопленных знаний, предложений, спора, ученики сами, но под руководством учителя пришли к правильному решению;
исследовательский подход (приобщение к методам научного анализа);
творческая деятельность (чтение с листа, подбор по слуху, транспонирование, ритмическое лото, вопрос – ответ и т. д.).
Процесс познавательной деятельности вызывает у обучаемых:
- осознание собственного роста;
- радость овладения более совершенными способами учебной деятельности;
- удовольствие от процесса познавательной деятельности;
- чувство успеха;
- чувство собственного достоинства.
СТИМУЛЫ В ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
в отношениях с учителем ученику важно почувствовать благожелательный настрой учителя, веру в успех совместной работы, одобрение и поощрение, не только высокий балл, но и одобрительный взгляд педагога, одобрение товарищей способствует тому эмоциональному и моральному подъему обучающихся, который способствует раскрепощению скованных, застенчивых учеников и вовлечению их в активную познавательную деятельность;
огромное значение имеет стиль и характер изложения учебного материала учителем, без эмоционального слова педагога, без его увлекательного повествования урок будет вялым, неинтересным;
показ (выразительное исполнение педагогом произведения воодушевляет учеников;
уважительная форма обращения к обучающимся.
Обратимся к опыту практической работы по развитию мышления обучающихся на уроках сольфеджио.
СОЛЬФЕДЖИРОВАНИЕ И ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА.
Этот вид деятельности предполагает умение видеть и понимать нотную запись, слышать видимый текст внутренним слухом и переживать его эмоциональный смысл и уметь видеть и «понимать» клавиатуру инструмента, представлять себе топографию созвучий (их силуэты) и звуковысотных линий (секунд, квинт, септим и т.д.) ориентируясь на графический рисунок (выше, ниже, через одну). Все это требует активизации мысли и должно совершенствоваться систематически, а не от случая к случаю. Естественно, что предлагаемый ученику материал для чтения должен быть понятен и доступен ему.
Мышление развивается и в процессе предварительного анализа. Необходимо осознать лад, тональность, структуру, гармонический план, ритмический рисунок (проговаривание ритмослогами: та, ти, ти-ри). Читающий с листа должен видеть вперед: мотивами, фразами, предложениями. Это помогает решить задачу развития у ученика мышления укрупненными единицами и также развивает музыкальную память.
ТРАНСПОНИРОВАНИЕ.
Обязательным условием является транспонирование читаемых с листа упражнений, диктантов, гармонических последовательностей. В процессе этой работы ученик вынужден мыслить укрупненными единицами, видеть логику построения гармонического оборота. Например, в звуках до-ми-соль – видеть трезвучие до мажора, а не отдельные ноты, понимать опевания ступеней и другие элементы музыкального языка. То есть транспонирование – это еще один шаг в развитии мышления.
ИМПРОВИЗАЦИЯ.
С самых первых шагов начинающий импровизатор должен продумывать вперед те средства мелодической фигурации, которыми он владеет, так как обязательным условием является безостановочность исполнения, подчинение строгому пульсу музыки. Темп выбирается удобный. Вначале можно предлагать ученикам гармоническую схему по Т, S, Д и варианты ритмических рисунков, но чем старше ребенок становится, тем больше ему нужно давать самостоятельности. Ученики сами должны составлять для своих импровизаций гармонические схемы и ритмы, разнообразить средства мелодической фигурации: использовать движения по аккордовым звукам, опевания, проходящие и вспомогательные звуки, задержания и др. Из сказанного ясно, что занятия импровизацией также являются стимулом мыслительной деятельности учеников на уроках сольфеджио.
ДИКТАНТЫ. СЛУХОВОЙ АНАЛИЗ.
Приступая к написанию первых диктантов, ученик уже знаком с такими понятиями, как гамма, устойчивые ступени, аккорды. Он их играет, поет, определяет на слух. В процессе написания диктанта, наряду с музыкально-слуховыми представлениями, ученик осмысливает и понимает услышанное, постепенно (с усвоением новых элементов) поднимаясь на новую ступень.
Ритмические диктанты требуют осмысления количества нот на метрическую долю такта и умения расшифровывать их.
При определении на слух пройденных элементов музыкально-слуховые представления, конечно, являются ведущими, но и здесь подключается мышление. Например, слушая трехзвучный аккорд с основным тоном вверху, ученику ясно, что это сексткаккорд и т.д.
Делая выводы из опыта практической работы необходимо отметить, что вся работа на уроке сольфеджио связана с активным мыслительным процессом. Без него, или с низкой интеллектуальной активностью обучающихся процесс обучения будет затруднен.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.
Баренбойм Л. А. Путь к музыке. М., 1994.
Голосов Г., Козырев Ю., Введение в импровизацию. М., 1994.
Гильбух Ю. З. Психодиагностика в школе. М., 1989.
Зак А. З. Как определить уровень развития мышления школьника. М., 1982.
Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М., 2004.
Раев А. И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Л., 1976.
Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей М., 1957.
Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971.