«Развитие мышления дошкольников»
Подготовила: педагог- психолог Гладкая Н.В.
Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов.
П
ервый — это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.
О
но возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.
Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:
Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.
Формирование тяги к прекрасному.
Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.
Также оно важно для формирования следующего этапа — абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.
В психологии есть три основных этапа детского мышления:
наглядно-действенный;
наглядно-образный;
словесно-логический.
Значение первой формы мышления, наглядно-действенной, в том, что некоторые ошибки, которые были допущены в развитии ребенка, негативно отражаются на его дальнейшем умственном развитии. Таким образом, наглядно-действенное мышление для маленького человека, вступающего в этот мир, – исходный пункт, который в дальнейшем даст мозгу развиваться и перейти на другие, более сложные формы мышления.
Когда начинает формироваться?
Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста.
Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.
В три года ребенок уже может что-то планировать. Пусть это пока и не самые смелые и уверенные планы. Из кубиков и фрагментов конструктора он уже может строить разные конструкции – от домиков до самолетов. Разбирает на частички свои игрушки, чтобы узнать из чего они, «наводит порядок» в домашних шкафах.
Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.
Этапы развития образного мышления:
У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую — незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).
Вторая структура — проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание — оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.
Третья структура — порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.
Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.
Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.
Для чего нужно развивать подобный образ мыслей?
Его улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга.
Оно помогает:
легче решать проблемы;
нестандартно подходить к решению вопросов;
успокаивать нервы;
чётко визуализировать образы;
«рисовать» нужную картинку в воображении;
расширять ассоциативный ряд.
Необходимость развития образного мышления
Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы:
научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;
привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;
развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.
улучшить образное мышление у детей можно при помощи развивающих игр
Способы развития наглядно-образного мышления
Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию. Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.
Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:
прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;
экскурсии в различные музеи, на выставки;
путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;
игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;
рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;
создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть – мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг;
занятия с пластилином, глиной, гипсом;
сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету;
поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;
рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.
Занятия по развитию необходимо выстраивать по следующей схеме:
покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;
поясните свои действия;
попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;
предложите малышу выполнить задания без использования примера.
Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.
С какого возраста начинать занятия?
Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.
Все дети разные, но средний возраст для начала занятий — 2-4 года.
Мышление у детей можно развивать начиная с полутора лет.
Существует три категории мышления детей:
Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).
Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.
Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.
Какие методы и приемы способствуют процессу?
1,5-2 года:
Строить башни из кубиков.
Лепить куличики из песка.
Не гулять всегда в одном и том же месте.
Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.
Разбирать и собирать пирамиду.
Наблюдать за действиями птиц и животных.
3 года:
Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.
Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.
Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.
Рисовать с натуры.
Рисовать абстракции.
Аппликации.
Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.
Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.
Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.
Совместное с ребёнком шитьё.
Материалы по теме Качество канцелярских товаров — на высшем уровне
Дошкольник:
классификация предметов;
тренировка памяти;
умение анализировать и делать выводы;
установка последовательности событий;
сравнение предметов.
Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.
Упражнения
«Одно слово лишнее»:
Малина, клубника, корова, боярышник.
Январь, март, сентябрь, куртка.
Ложка, чашка, пол, бокал.
Последовательность событий:
как сварить суп;
что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.
Обобщения.
Назвать предметы одним словом:
ромашка, тюльпан, роза;
зима, весна, осень;
вторник, суббота, среда.
Подобрать слова, противоположные по смыслу:
белый —…;
худой — …;
хороший — … .
Придумать точную закономерность:
птица — перья, рыба — …;
собака — лапы, человек — …;
груша — фрукт, огурец — … .
Загадки и логические задачи:
как лучше сорвать арбуз с дерева;
может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.
Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное. Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время.
Советы
Придерживайтесь тех игр и той деятельности, которые детям нравятся. Вы не достигнете большого прогресса, если будете заставлять детей выполнять скучные для них упражнения, и в этом нет никакой необходимости – вы можете тренировать образное мышление и получать удовольствие одновременно.