СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Развитие мышления у дошкольников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание развития мышления. Выделение трех видов мышления, их особенностей проявления. Упражнения на развитие мышления.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие мышления у дошкольников"»

«Развитие мышления дошкольников»

Подготовила: педагог- психолог Гладкая Н.В.

Мышление развивается постепенно. Выделяют несколько основных видов.

П ервый — это наглядно-действенное. Оно формируется в процессе манипуляций с разными предметами. В младенчестве и раннем возрасте это ведущий тип мышления. Малыши активно изучают разные предметы и пытаются их использовать. Разнообразные ощущения стимулируют деятельность нервной системы и это способствует развитию у детей наглядно-образного мышления.

О но возникает примерно в четыре года. На этом этапе детям уже необязательно трогать предмет руками, манипулировать им, они ещё не владеют понятиями, но мыслят образами. В своём воображении они могут нарисовать разные объекты и явления. Всё это позволяет стимулировать творческую сторону личности.


Развитие образного мышления важно по нескольким причинам:

  • Оно необходимо для успешной учебной деятельности, так как школьнику для решения задач приходится оперировать разными образами. Чем нагляднее он представляет себе ситуацию, тем легче ему будет с ней справиться.

  • Формирование тяги к прекрасному.

  • Стимулирование эмоциональной реакции на эстетику.

  • Также оно важно для формирования следующего этапа — абстрактно-логического. Именно этот тип является необходимым для обучения и дальнейшей самостоятельной жизни.

В психологии есть три основных этапа детского мышления:

наглядно-действенный;

наглядно-образный;

словесно-логический.

Значение первой формы мышления, наглядно-действенной, в том, что некоторые ошибки, которые были допущены в развитии ребенка, негативно отражаются на его дальнейшем умственном развитии. Таким образом, наглядно-действенное мышление для маленького человека, вступающего в этот мир, – исходный пункт, который в дальнейшем даст мозгу развиваться и перейти на другие, более сложные формы мышления.

Когда начинает формироваться?

Важно. Наглядно-действенная форма мышления активно формируется у детей самого раннего и младшего дошкольного возраста.

Этот процесс стартует, когда ребенок еще не может самостоятельно ничего планировать. Первые «симптомы» этой формы мышления можно наблюдать даже у семимесячных малышей. Об уровне его развития у малыша до трехлетнего возраста дает информацию период, когда ребенок решет задачи, связанные с предметами и игрушками.

В три года ребенок уже может что-то планировать. Пусть это пока и не самые смелые и уверенные планы. Из кубиков и фрагментов конструктора он уже может строить разные конструкции – от домиков до самолетов. Разбирает на частички свои игрушки, чтобы узнать из чего они, «наводит порядок» в домашних шкафах.

Именно так, с наглядно-действительного мышления, и начинается сложный, но познавательный путь длиною в жизнь.

Этапы развития образного мышления:

У детей после трёх лет формируется топологическая структура. Малыш без труда может разделить картинки на две группы: в одну он сложит изображения замкнутых геометрических фигур, а в другую — незамкнутых (спирали, подковы и т. п.).

Вторая структура — проективная. Её легко обнаружить в ходе наблюдения за малышами. Достаточно дать им простое задание — оградить домик столбиками. Дети до четырёх лет сделают это в виде волнистой траектории. Их ещё не заботит форма. Со временем они начинают выстраивать столбики по прямой линии.

Третья структура — порядковая. Она позволяет формировать принцип «сохранения». Иными словами, ребёнок начинает понимать, что переливание жидкости из узкого сосуда в широкий не изменило объём воды. Эта структура позволяет обучать его элементарным математическим представлениям.

Знание психологических особенностей развития наглядно-образного мышления дошкольников позволяет эффективно проводить обучающие занятия. Исследования показали, что для формирования важно соблюдать последовательность развития структур.

Обучение в детском саду ещё проходит в облегчённой форме, но даже оно выполняет ряд задач. Дети привыкают работать в коллективе, активно познают мир. У них формируются представления об окружающем мире, и они учатся разным видам деятельности. Развитие художественно-образного мышления в процессе обучения осуществляется разными способами.

Для чего нужно развивать подобный образ мыслей?

Его улучшение помогает стимулировать работу обоих полушарий мозга.

Оно помогает:

  1. легче решать проблемы;

  2. нестандартно подходить к решению вопросов;

  3. успокаивать нервы;

  4. чётко визуализировать образы;

  5. «рисовать» нужную картинку в воображении;

  6. расширять ассоциативный ряд.

Необходимость развития образного мышления

Развитие образного мышления у дошкольников как младшего, так и старшего возраста крайне необходимо для того, чтобы:

  • научить ребенка находить решения каких-либо задач, использовать различные образы для наглядного представления той или иной ситуации;

  • привить малышу любовь и тягу к прекрасному, а именно, к искусству, литературе, музыке;

  • развить умение визуализировать рассказ другого человека, представляя его в картинках.

  • улучшить образное мышление у детей можно при помощи развивающих игр



Способы развития наглядно-образного мышления

Мышление у дошкольников обычно формируется в следующем «направлении»: восприятие информации переходит в наглядно-действенное мышление, а затем в наглядно-образное и логическое, то есть вначале ребенок пытается понять ту или иную ситуацию, потом прокручивает у себя в голове вероятные действия, далее представляет, и только потом пытается объяснить, почему происходит так, а не иначе. Развитие каждого из этих типов мышления пригодится малышу при обучении в школе, поможет ему лучше воспринимать и усваивать школьные предметы, а особенно технические, например, физику или геометрию. Существует несколько основных способов и упражнений, благодаря которым, можно помочь ребенку развить в себе эти навыки. Давайте рассмотрим каждое из них более детально.

Самыми эффективными способами развития образного мышления у дошкольников являются:

  • прогулки на природе с примечанием чего-то интересного и особенного, происходящего вокруг вас в данный момент времени;

  • экскурсии в различные музеи, на выставки;

  • путешествия по городам с изучением местных достопримечательностей;

  • игры с мозаикой и пазлами как простыми, так и сложными;

  • рисование с натуры или по описанию какого-либо объекта;

  • создание абстрактных рисунков, например, нарисовать то, что нельзя увидеть – мелодию, мысль, вкус, радость, грусть, восторг;

  • занятия с пластилином, глиной, гипсом;

  • сравнение предметов различных по форме, размеру, цвету;

  • поделки из цветного картона, бумаги, фольги, дерева;

  • рисование с использованием различных материалов: акварели, карандашей, масляных мелков, гуаши.

Занятия по развитию необходимо выстраивать по следующей схеме:

  • покажите ребенку как вы справились с тем или иным заданием, например, нарисовали, слепили, увидели;

  • поясните свои действия;

  • попробуйте разбить занятия на самостоятельную работу и совместную;

  • предложите малышу выполнить задания без использования примера.

Занятие с дошкольником должно проводиться в тихой и спокойной обстановке, мотивируя ребенка на достижение необходимого результата. Всегда хвалите малыша и подбадривайте его.

С какого возраста начинать занятия?

Для детей свойственны три вида мышления и в зависимости от каждого из них варьируется возраст, начиная с которого можно приступать к упражнениям.

Все дети разные, но средний возраст для начала занятий — 2-4 года.

Мышление у детей можно развивать начиная с полутора лет.

Существует три категории мышления детей:

Наглядно-действенное. Малыши 1,5-2 года мыслят с помощью совершения действий над предметами. Поэтому начиная с полутора лет можно развивать навык с помощью лепки из пластилина, а также игр с песком (больше об особенностях наглядно-действенного мышления у детей мы рассказывали тут).

Наглядно-образное. Этот вид мышления образовывается у ребёнка в 3-4 года и развивать его нужно с помощью рисования.

Словесно-логическое. Появляется у детей в 5-7 лет. Малыш умеет анализировать, рассуждать, понимать причинно-следственные связи и нужно развивать эти навыки посредством упражнений.

Какие методы и приемы способствуют процессу?

1,5-2 года:

Строить башни из кубиков.

Лепить куличики из песка.

Не гулять всегда в одном и том же месте.

Давать ребенку шкатулки и коробочки с крышкой.

Разбирать и собирать пирамиду.

Наблюдать за действиями птиц и животных.



3 года:

Рисовать то, что нельзя увидеть: эмоции, воздух, музыку.

Нарисовать половину симметричного изображения, а ребёнок дорисует картинку.

Лепить из пластилина, полимерной глины, солёного теста.

Рисовать с натуры.

Рисовать абстракции.

Аппликации.

Сравнивать предметы по размеру, цветам, форме.

Научить ребёнка определять категории: что относится к фруктам, что к животным и так далее.

Придумать рассказ о любом предмете: стол, муравей, лист.

Совместное с ребёнком шитьё.

Материалы по теме Качество канцелярских товаров — на высшем уровне

Дошкольник:

классификация предметов;

тренировка памяти;

умение анализировать и делать выводы;

установка последовательности событий;

сравнение предметов.

Занятия не должны длиться больше 20-ти минут.

Упражнения

«Одно слово лишнее»:

Малина, клубника, корова, боярышник.

Январь, март, сентябрь, куртка.

Ложка, чашка, пол, бокал.

Последовательность событий:

как сварить суп;

что нужно сделать, чтобы сшить платье для куклы.

Обобщения.

Назвать предметы одним словом:

ромашка, тюльпан, роза;

зима, весна, осень;

вторник, суббота, среда.

Подобрать слова, противоположные по смыслу:

белый —…;

худой — …;

хороший — … .

Придумать точную закономерность:

птица — перья, рыба — …;

собака — лапы, человек — …;

груша — фрукт, огурец — … .

Загадки и логические задачи:

как лучше сорвать арбуз с дерева;

может ли кошка выйти из погреба с двумя головами.

Формирование образного мышления происходит постепенно, по мере накопления жизненного опыта и развития. Со временем, человек утрачивает мышление образом, переходя на словесное. Поэтому развивать и совершенствовать его очень важно. Нужно только усилия и потратить время.

Советы

Придерживайтесь тех игр и той деятельности, которые детям нравятся. Вы не достигнете большого прогресса, если будете заставлять детей выполнять скучные для них упражнения, и в этом нет никакой необходимости – вы можете тренировать образное мышление и получать удовольствие одновременно.