СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 01.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие наглядно – образного мышления как условие подготовки дошкольников с нарушением интеллекта к школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье подобрана система дидактических игр, способствующих развитию наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста и предлагаю некоторые варианты.

Предложенные игры в значительной мере способствуют развитию наглядно – образного мышления дошкольников.

 

 

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Развитие наглядно – образного мышления как условие подготовки дошкольников с нарушением интеллекта к школе»









Развитие наглядно – образного мышления как условие подготовки дошкольников с нарушением интеллекта к школе



Из опыта работы А.С. Фадеевой, учителя – дефектолога МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 21» г. Биробиджана



























Биробиджан, 2018 год


Развитие наглядно – образного мышления как условие подготовки дошкольников с нарушением интеллекта к школе


В настоящее время в образовательном пространстве нашей страны психолого-педагогическое сопровождение в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает приоритетное значение. В представленной работе освещены методы и средства коррекции, которые можно использовать для развития наглядно – образного мышления умственно – отсталых дошкольников. В работе так же представлен ряд дидактических игр и упражнений, способствующих развитию наглядно – образного мышления дошкольников, которые могут быть использованы воспитателями коррекционных групп дошкольного учреждения, родителями, психологами, учителями – дефектологами, работающие с данной категорией детей.

Усиление гуманистических тенденций в образовательной политике нашего государства обусловило особое внимание специалистов к различным аспектам проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее представительная в количественном отношении категория таких детей – это дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые), для которых характерно стойко выраженное снижение познавательной деятельности на основе органического поражения центральной нервной системы.

В связи с новыми задачами, выдвинутыми обществом по образованию и воспитанию подрастающего поколения, особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей с отклонениями в развитии, в том числе и дошкольников. Основа умственного развития ребенка закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим, одним из центральных вопросов детской психологии и дошкольного образования является выявление средств, методов, условий развития у детей с умственной отсталостью основных видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. По мнению ведущих отечественных специалистов (Т.В. Егоровой, Т.А. Власовой, Н.А. Цыпиной, Н.Ю. Боряковой, Е.А. Стребелевой), образовательный процесс во многом опирается на мышление ребенка, под которым понимается анализ, синтез, классификация. Развитие мышления детей с умственной отсталостью рассматривается как важное условие эффективного обучения.

Данная работа посвящена развитию наглядно – образного мышления умственно отсталых дошкольников в возрасте 6 – 7 лет.

Исследуя данную проблему, я исходила из важности развития наглядно – образного мышления у дошкольников с нарушением интеллекта, как одного из психических процессов, важного в овладении учебным материалом.

Развитие детей с нарушением интеллекта протекает с большими отклонениями. Психологической особенностью умственно отсталых детей является то, что у них наблюдается отставание в развитии всех форм мышления. Для мышления умственно отсталых детей характерно нарушение всех мыслительных операций, снижение активности мыслительных процессов, бедный запас сведений об окружающем мире, недостатки в развитии речи, трудности при решении задач на складывание объектов по образцу, представлению, на классификацию и группировку предметных картинок, их сравнение и обобщение. Все это указывает на недостаточное развитие мыслительной деятельности у умственно отсталых детей.

Наглядно-образное мышление детей с нарушением интеллекта нуждается в коррекции и развитии. Использование в ходе коррекционно – развивающей работы дидактических игр, занимательных заданий и упражнений, доступных для понимания дошкольников и подобранных в соответствии с возрастными и программными требованиями, в некоторой степени будет способствовать развитию наглядно - образного мышления умственно отсталых дошкольников.

Проблема готовности ребенка к школе уже в течение многих десятилетий не теряет актуальности. Изменяются условия воспитания детей, глубже и шире исследуются особенности психического развития ребенка дошкольного возраста, в новом свете предстает сама проблема готовности к школе, все новые аспекты выдвигаются на первый план.

Сегодня подробно разработаны критерии и методы, которые позволяют определить уровень готовности детей к школе. Необходимым условием школьного обучения является определенный уровень умственной зрелости ребенка. Это значит, что у дошкольника должны быть сформированы следующие психические познавательные процессы: восприятие, внимание, память и мышление.

Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Целью мышления является приспособление к новым условиям на поведенческом уровне и решение новых задач.

К концу 7-го года жизни практически все дети с нарушением интеллекта не достигают такого уровня интеллектуального развития, который позволил бы им успешно обучаться в школе. Развитие ребенка с нарушением интеллекта с первых дней жизни отличается от нормы. Отсутствует стремление познать окружающий мир, снижена реакция на внешние раздражители. У таких детей не возникают потребности в эмоциональном общении с взрослыми, отсутствует, как правило, комплекс оживления.

Для мышления умственно отсталых детей характерно нарушение всех мыслительных операций, низкая мотивация мыслительной деятельности.

Работа над развитием всех форм мышления умственно отсталых дошкольников – одно из основных направлений коррекционной работы и является важнейшим фактором, способствующим продвижению детей в плане познавательной деятельности. Эта работа необходима для подготовки детей к предстоящему обучению в школе и для социальной адаптации в широком понимании этого термина.

Мыслительные процессы у умственно отсталых дошкольников протекают весьма своеобразно. Выполняемый ими анализ зрительно воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью. До конца дошкольного возраста у этих детей фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач.

В ходе анализа предметов и явлений умственно отсталые дети выделяют меньшее число существенных частей, чем их нормально развивающиеся сверстники. В процессе синтезирования у них обнаруживается низкий уровень обобщений. Операция сравнения, с помощью которой устанавливаются признаки сходства и различия объектов, у умственно отсталых дошкольников также протекает своеобразно: дети зачастую сравнивают несущественные признаки, при этом у них обнаруживаются тенденции к неправомерно широким отождествлениям сходных объектов. Абстрагирование для детей с недостатками интеллектуального развития является наиболее трудной операцией. Производимое умственно отсталыми детьми обобщение носит ситуационный характер.

Следовательно, можно утверждать, что наглядно-образное мышление играет существенную роль в интеллектуальном развитии ребенка дошкольного возраста. Опираясь на данный вид мыслительной деятельности, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Возникающие в сознании представления и образы вызывают у ребенка эмоциональный отклик на события.

Анализ теоретических источников и практический опыт работы позволяют отметить, что для лучшего усвоения материала дошкольники с нарушением интеллекта нуждаются в коррекции и развитии мышления. Коррекция и развитие должны осуществляться с помощью различных методов, форм и средств.

Одним из средств развития мышления является дидактическая игра. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игровые технологии становятся не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Дидактическая игра - это эффективный способ коррекции познавательной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями, для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить и активизировать их деятельность. Несмотря на то, что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, олигофренопедагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.

В результате постоянного применения дидактической игры в процессе обучения дошкольники научаются классифицировать предметы по форме, величине, цвету, давать полное описание объектов и явлений, видеть временные рамки своей деятельности, ориентироваться в пространстве, целенаправленно выполнять действия по инструкции и т.п.

Таким образом, игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать свои способности. Так же игры формируют у ребенка с нарушением интеллекта умение анализировать предметы, умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Дидактические игры способствуют формированию одного из ценнейших качеств человеческого ума – его подвижности и гибкости.

Я подобрала систему дидактических игр, способствующих развитию наглядно – образного мышления детей дошкольного возраста и предлагаю некоторые варианты.

Предложенные игры в значительной мере способствуют развитию наглядно – образного мышления дошкольников.



«Найди домик» (приложение 1).

Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова. Для проведения игры используются карточки с изображением домиков, в каждом домике по 4 окна. На чердаке каждого домика изображен предмет посуды (тарелка), овощ (морковь), фрукт (апельсин), одежды (пиджак), игрушка (пирамидка), животное (кошка) и др. Затем ребенку поочередно предлагают картинки со словами: «Найди домик для этой картинки (предмета)». После того, как ребенок разместит все картинки, ему задают вопрос: «Почему эти предметы живут вместе в одном домике?».

«Что лишнее, почему?» (приложение 2).

Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, логического мышления.

В ходе проведения игры ребенку предлагают серию картинок со словами: «Внимательно посмотри на картинки и скажи, какой из 4 – х предметов лишний. Почему?».

«Найди заплатку» (приложение 3).

Цель игры - развитие наглядно-образного мышления.

Для проведения данной игры используются картинки с отсутствием некоторых фрагментов. Ребенку предлагают выбрать из предложенных фрагментов подходящую "заплатку" для "коврика".

«Кому чего недостает?»

Целью данной игры так же является развитие наглядно-образного мышления.

Для проведения игры необходим рисунок, на котором изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке. Задание заключается в том, чтобы ребенок смог определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.

«Группировка предметов» (приложение 4).

Цель игры – развитие наглядно – образного мышления, умение группировать картинки, подбирать обобщающие слова.

Для проведения данной игры необходимы картинки, которые представлены в приложении.

Перед тем как начать игру, ребенку дается инструкция: «Сейчас, мы немного поиграем, тебе нужно быть очень внимательным, если тебе что-нибудь не понятно задавай вопросы». Этапы работы над данной игрой.

      1. Перед ребенком в ряд выкладывают по одной картинке из категорий: посуда, одежда, овощи. Остальные картинки выкладываются под ними в случайном порядке. Их необходимо рассмотреть и назвать.

      2. Ребенку предлагается следующая инструкция: «Внимательно посмотри, какие картинки лежат в верхнем ряду. Теперь я возьму одну картинку (педагог берет картинку, относящуюся к той же группе, что и первая) и положу ее вот сюда (кладет под первой картинкой)». Затем берет любую другую карточку и спрашивает ребенку: «А куда ты положишь эту картинку?» и т.д. В результате должно получиться три группы по четыре карточки, которые в каждой группе располагаются одна под другой.

«Разложи по порядку» (приложение 5).

Целью данной игры является развитие наглядно – образного мышления, выявление понимания ребенком смысла ситуации, установление причинно – следственных связей, умение рассуждать, делать вывод и обосновывать суждения.

Для выполнения этого задания необходимы картинки (варианты картинок представлены в приложении). Перед ребенком на столе в произвольном порядке выкладывают серии картинок. Предлагается их внимательно рассмотреть, разложить по порядку и дать необходимые объяснения.

«Где, чей домик?» (приложение 6).

Целью данной игры является развитие наглядно – образного и логического мышления.

Для выполнения этого задания необходимы картинки с изображением животных и их жилищ (варианты картинок представлены в приложении). Ребенку предлагается внимательно рассмотреть все картинки и найти для каждого животного свой домик. При этом желательно, чтобы ребенок проговаривал слова, например: муравей живет в муравейнике, белка живет в дупле, медведь спит в берлоге и т.д. Игра также способствует развитию словарного запаса у детей, развивает не только мышление, но и любознательность, интерес к окружающему миру.

Вариант игры может быть разным: если игра проводится первый раз, то педагог по картинкам рассказывает, какое животное, где живет. Затем игра немного усложняется, и педагог предлагает детям взять сначала животных, а потом подобрать к ним домики.

«Найди маму малышу»

Перед детьми раскладываются картинки домашних животных: собака, кошка, свинья, корова и т.п. и отдельно картинки: котёнка, щенка, поросёнка, телёнка и т.п., предлагается найти маму малышу.

«Разложи картинки»

Используются готовые серии сюжетных последовательных картинок. Дошкольникам дают картинки и просят их рассмотреть. Объясняют, что картинки должны быть разложены по порядку развертывания событий. В заключение дети составляют рассказ по картинкам.

«Найди закономерность»

Ход игры: перед ребенком выкладывают карточку с девятью квадратами, восемь из которых заполнены предметами, девятый пустой. Ребенку нужно выбрать из трех подходящую картинку в пустую клетку. Первая картинка выкладывается взрослым. После того как ребенок находит правильный ответ, ему предлагают объяснить свой выбор и назвать предметы обобщающим понятием.

Инструкция для ребенка: Выбери из предложенных вариантов подходящую фигуру в пустую клетку. Объясни свой выбор, назови все предметы одним словом.

«Подбери пару»

Для игры необходимы предметные картинки с изображением различной одежды, каждый вид которой представлен в двух вариантах: платье синее и голубое, брюки черные и серые, косынка красная и розовая, юбка желтая и оранжевая, пальто коричневое и бежевое и т.д. Перед ребенком раскладывают картинки и просят подобрать пару каждому предмету.

Подобного рода игру можно проводить на другом материале противопоставляя предметы друг другу. Например, ремень широкий и узкий, мяч большой и маленький, дерево тонкое, толстое и т.д.

Таким образом, использование вышеперечисленных игр и упражнений, правильно подобранных методов, средств и форм коррекционной работы, способствует интенсивному развитию наглядно-образного мышления и других психических процессов у умственно отсталых дошкольников.












МЫШЛЕНИЕ – высший познавательный процесс с обобщенного и опосредованного отражения действительности. Мышление является самым важным процессом познания.

Виды мышления




По форме


По типу решаемых задач


По степени новизны и оригинальности

1.Предметно – действенное (ведущее до 3 лет).


2.Наглядно – образное

(4 – 7 лет).


3. Словесно – логическое.

1. Теоретическое


2. Практическое


1.Продуктивное (творческое)


2.Репродуктивное (воспроизводящее)


РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ:

Я рекомендую педагогам, работающим с данной категорией детей использовать задания различной степени сложности и направленности. При разработке занятий необходимо ориентироваться на принятые в коррекции и психологии принципы: учет возрастных и индивидуальных особенностей, систематичность занятий, вариативность заданий. Работа по коррекции и развитию наглядно – образного мышления должна осуществляться не только на специально организованных занятиях, но и при проведении режимных моментов и различных видах деятельности. Ребенок должен научиться самостоятельно, рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности.

- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку интересно учиться, он учится лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

- Старайтесь показывать необходимость каждого знания, приводите примеры. Связывайте новые знания с уже усвоенными, понятыми.

- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.

- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и малого продвижения вперед. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, значительно превышающие его интеллектуальные возможности.

- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он без конца вертится, устал, расстроен. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшой отрезок времени.

- Избегайте неодобрительной оценки. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.

- Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора.

Научите ребенка:

- Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

- Описывать различные свойства окружающих его предметов.

- Узнавать предметы по заданным признакам.

- Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

- Находить противоположные по значению понятия.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение - все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.








Список литературы


1.Виноградова А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л. П. Носковой. – М., 1993. – 88 с.

3.Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная.– М.: Просвещение, 1995.– 112 с.

4.Запорожец, А. В. Развитие мышления / А. В. Запорожец // Психология детей дошкольного возраста.– М., 1964.– 488 с.

5. Лубовский В.И « Специальная психология»

6. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии / Под ред. Е. А. Стребелевой.– М.: ВЛАДОС, 2001.– 164 с.































Приложение 1.

«Найди домик»

















































Приложение 2.

« Что лишнее, почему?»

















































Приложение 3.

« Найди заплатку»

















































Приложение 4.

«Группировка предметов»















































Приложение 5.

«Разложи по порядку»

































































































Приложение 6.

«Где, чей домик?»








































































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!