« Развитие навыков моторного планирования детей дошкольного возраста »
Подготовила воспитатель
МКОУ «Добринская СОШ»
Подовинникова Елена Анатольевна
1
Цель: создание условий способствующих развитию мелкой моторики рук и графических навыков
Задачи:
- Развитие мелкой моторики рук
- Развитие координированного движения руки
- Развитие зрительного восприятия
- Развитие слухового внимания
- Развитие произвольного внимания и памяти
- Развитие творческого воображения
- Развитие пространственных ориентировок
- Формирование навыков учебной деятельности
ПРИМЕЧАНИЕ. Чтобы изменить изображения на этом слайде, выберите рисунок и удалите его. Затем нажмите значок вставки рисунка в заполнителе, чтобы вставить собственное изображение.
1
Связь развития мелкой моторики рук с обучением письму в школе
Письмо – это сложный навык, включающий в себя выполнение тонких координированных движений руки.
Техника письма требует согласованной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Развитие мелкой моторики рук – это подготовка руки к письму в школе.
1
ПОКАЗАТЕЛИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3 ЛЕТ
3 года
Мелкая моторика
Переливает воду из сосуда в сосуд
Крупная моторика
Складывает лист бумаги, сгибая его посередине
Перепрыгивает с разбега через черту
Достает предмет грабельками
Надевает бусинки на проволоку
Пробегает 15 метров, не упав
Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами
Опускает цепочку в трубку
Спускается по лестнице, не держась за перила
Рисует круги
Проходит 3 метра на носках
Спрыгивает с лестницы обеими ногами
ПОКАЗАТЕЛИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 4 ЛЕТ
Возраст
Мелкая моторика
4 года
Режет ножницами
Застегивает и расстегивает
Крупная моторика
Пуговицы
Проводит линию, объединяющую две точки
Свободно
Лепит шар и змейку
спускается по лестнице с
Спрыгивает двумя ногами с дивана
Откручивает болт поворачивает ключ в замке
переменой ног
Делает пять
прыжков подряд на двух ногах
Моет и вытирает
Подпрыгивает на одной ноге
руки
Удерживает равновесие на каждой ноге по две секунд
Шагает размахивая в такт руками
Графический навык предполагает:
- - умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). - легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку), соблюдая необходимый угол наклона; - устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка; - выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.
Проводим прямые горизонтальные, волнистые, ломанные линии
Для формирования у детей дошкольного возраста графических умений, мы использовали в работе следующие приёмы:
- штриховку;
- обведение;
- дорисовывание;
- рисование орнаментов и узоров;
- раскрашивание картинок;
- графические задания;
- работа с клеточкой;
- рисование по цифрам (счет до 10).
Игровая зона содержит конструкторы разного вида, пазлы, разнообразную мозаику, вкладыши, разрезные картинки, палочки Кюизенера.
Зона театральной деятельности
Пальчиковый театр -
это прекрасный сенсорно – двигательный и речевой тренажёр. Маленькие куклы помогают развивать подвижность пальцев обеих рук, обогащают словарный запас, активизируют речь.
Учебная зона
Зона художественного творчества
В учебной зоне детям предлагается печатный материал с разными видами заданий: прописи, графические диктанты, обведение рисунка по точкам, рисование в тетради в клеточку по образцам .
Раскрашивание – один из самых любимых видов деятельности детей. Раскрашивание оказывает положительное действие на подготовку руки к письму. Посредством раскрашивания развиваются согласованные действия зрительного и двигательного анализаторов.
Совместная деятельность воспитателя с детьми
Проходит индивидуально или с подгруппой детей, чтобы воспитатель мог отследить выполнение упражнения, задания каждым ребёнком и смог помочь ему в нужную минуту.
Самомассаж и пальчиковая гимнастика неотъемлемая часть развития моторного планирования детей
Аппликация
На процесс развития мелкой моторики рук особенно влияет салфеточная аппликация. Выполнение работы требует постоянного сминания салфеток кончиками пальцев в шарики. Шарики приклеиваются на контур рисунка и рисунок получается объёмным. Дети с удовольствием занимаются салфеточной аппликацией и всегда получают удовлетворение от выполненной работы.
Лепка
Существует очень увлекательный вид лепки – лепка шариками. Для лепки шарика нужно отщипнуть маленький кусочек пластилина и скатать этот кусочек в шарик. Каждый шарик для изображения картины катается отдельно. Размер шариков от трёх до пяти миллиметров. В этом виде работы с пластилином задействованы пальцы и кисть руки, что положительно влияет на развитие мелкой моторики рук.
Процесс овладения графо – моторной деятельностью является довольно трудным для ребёнка и только своевременно построенная система обучения поможет ребёнку полностью развить её.