Выступление на МО учителей иностранного языка: «Развитие навыков устной речи на уроках иностранного языка» Выполнила: учитель английского языка МБОУ «Меленская СОШ» Гришенькова Наталья Петровна |
Актуальность вопроса развития устной речи обусловлена целями, которые стоят перед современной школой, а именно - формирование поликультурной личности учащихся, владеющих системой знаний об иностранном языке не только на уровне понимания, но и свободного общения. (Слайд 2) Следовательно, ведется постоянное совершенствование известных и поиск наиболее эффективных методов развития устной речи. Устная речь - это широкое понятие, включающее в себя основные виды речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, диалогическую и монологическую речь.
Обучение устной речи - одна из самых сложных задач в процессе освоения школьниками иностранного языка. Основная причина трудностей при обучении устной речи заключается в том, что языковой материал, которым человек должен овладеть, выступает совершенно в новом аспекте - им нужно владеть активно как средством общения, а не просто для узнавания и опознавания, что является задачей при рецептивном восприятии языка.
Известный педагог А.Н. Леонтьев говорил, что учащийся должен «прожить обучение, что означает, что учитель создает такую педагогическую ситуацию на уроке, когда обучение становится частью личной жизни учащегося и приобретает для него глубокий практический смысл». (Слайд 3) Сам акт владения языком не есть акт конструирования и сознательного анализа. Сознательное конструирование и анализ форм языка это лишь один из начальных этапов овладения языком. Результатом обучения должно быть интуитивное владение языковым материалом, когда нужное слово или нужная форма сами приходят в голову в связи с определенной мыслью, а в процессе слушания или чтения восприятие речи на слух или зрительно одновременно является и актом осмысления содержания ее.
Для улучшения преподавания устной речи необходимо соблюдение ряда условий. (Слайд 4) Первое условие, без чего вообще невозможно по-настоящему решать проблемы обучения устной речи, - это установление градаций в овладении устной речью. Второе условие состоит в том, что учебники должны быть созданы непременно с учетом особенностей родного языка учащихся. Близость корней склоняет человека на путь привычного синтаксико-морфологического оформления. Когда же в языке все чужое, такой ситуации нет, и нужно заново выучить все. В том же случае, если идет процесс опознавания, причем при наличии 60-70% знакомых корней, научиться понимать весьма легко, так как необычный предлог не помешает восприятию. Итак, обучение устной речи, его задачи и трудности часто будут зависеть от степени близости родного языка с изучаемым иностранным языком. Отсюда, чтобы успешно обучать иностранным языкам, нужно провести выявление специфических трудностей при овладении родным языком. От этого во многом зависит расположение материала, подход к практическим исследованиям. Третье условие - это научный отбор лексического и грамматического минимума. Четвертое условие - это правильное, рациональное применение технических средств. Есть люди, которые считают, что технические средства решают все. Нужно найти действительную точку применения техническим средствам, где они будут наиболее эффективны. Особенно необходимы технические средства для того, чтобы создать правильные звуковые образцы, потому что часто, если преподаватель не является носителем преподаваемого языка, у него самого есть целый ряд дефектов в произношении, ритме, интонации. Они очень полезны для интенсификации учебного процесса, с их помощью можно увеличить количество времени для активной практики учащегося на уроке. Третья точка приложения технических средств - это самостоятельная работа учащихся: работа с ключами, с контрольным подсказом. Тут есть масса средств снятия с преподавателей лишней нагрузки и передачи ее на плечи учащихся. Наконец, последнее условие касается взаимоотношений ученика и учителя в процессе обучения иностранному языку. В процессе обучения иностранному языку и преподаватель, и учащийся должны быть сотрудниками. Нужно, чтобы учащийся понимал, что от него хотят и почему хотят выполнения именно этих упражнений, почему они даются в данной последовательности, что он должен сам в себе развивать, другими словами, чтобы ему был раскрыт педагогический процесс.
Учителя английского языка сталкиваются с проблемой «молчания учеников» на уроках развития навыков говорения. А как можно научить говорить на английском языке, если ученик не желает высказываться или высказывается только тогда, когда учитель просит его об этом?Максимально соответствует данным условиям коммуникативная методика обучения иностранному языку. (Слайд 5)
Коммуникативная методика предполагает изменения учебной ситуации таким образом, чтобы учитель из «непререкаемого авторитета» становился внимательным и заинтересованным собеседником и соучастником процесса познания. Коммуникативная методика, как одна из современных методик, обучения английскому языку способствует тому, чтобы учитель был не только носителем информации, но и наблюдателем и консультантом. Как известно, способом устно-речевого общения является говорение. Цель обучения говорению в школе есть развитие у учащихся способности в соответствии с их реальными потребностями и интересами осуществлять устное речевое общение в разнообразных ситуациях. Задача учителя в реализации принципов, которые способствовали бы общению учащихся. Для этого учитель должен учитывать специфические признаки данного вида речевой деятельности, такие как: мотивированность, целенаправленность, активность, связь с личностью и мыслительной деятельностью человека, эвристичность, самостоятельность, темп и ситуативность. Если есть цели и мотивы общения, учтены характерные особенности участников общения, их возраст, уровень развития, то акт общения в рамках какой-либо речевой ситуации, безусловно, состоится. Для реализации данных принципов в процессе обучения иностранному языку следует использовать приемы активизации, которые учитывают все выше перечисленные признаки устного речевого вида деятельности. Преимущества этих приемов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал.
Лучшими приемами активизации устной речи учащихся являются приемы взаимодействия человека с человеком, то есть интерактивные приемы. Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит «interact» - «взаимный», «act»- действовать. Данные приемы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный - равному», где учитель и участник занятия – часть одной команды, они работают для достижения одной цели. Интерактивные приемы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Их использование предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации. Перечисленные приемы способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Учитель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эвристичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.
Реализация коммуникативной методики обучения иностранному языку позволяет достичь обеспечить овладение учащимися основам иноязычного общения, в процессе которого осуществляется воспитание, развитие и образование личности.
Возможные трудности при обучении говорению и пути их преодоления.
Можно выделить ряд объективных и субъективных причин, препятствующих развитию навыков говорения на иностранном языке.
К объективным можно отнести следующие причины:
недостаточно хорошая материально-техническая база школы (отсутствие полного комплекта аудиоматериалов и дисков к учебнику, нехватка видеоматериалов ко всем изучаемым темам и невозможность их приобрести, несоответствие технического оборудования кабинета современным требованиям);
отсутствие постоянной языковой практики у учителя, невозможность стажироваться за рубежом;
большая наполняемость классов (отсутствие деления на группы).
К субъективным причинам можно отнести :
низкая мотивация к обучению учащихся;
проблема комплексов подросткового возраста (некоторые учащиеся испытывают дискомфорт в общении, имеют низкий уровень развития коммуникативных умений).
проблема дефицита словарного запаса.
Боязнь совершить ошибку, стеснительность, чрезмерная критика. Для того чтобы минимизировать данное отрицательное явление, учителю достаточно создавать атмосферу доброжелательности и доверия.
Нечего сказать по обсуждаемой теме. Не хватает языковых или речевых средств. Для решения данной проблемы необходимо создавать достаточный уровень опор содержательного, языкового и речевого плана.
Ученики не понимают речевую задачу. Для того чтобы этого не случилось на уроке, учителю достаточно: четко представлять, какую разновидность монолога (диалога) хотелось бы получить на выходе , вспомнить условия создания соответствующей речевой ситуации; заранее сформулировать речевую установку, постараться сделать ее лаконичной и четкой; поставить себя на место ученика своего класса; помнить о возможности взаимного обучения и взаимопомощи.
Один говорит – остальные молчат. Для того чтобы все ученики имели как можно больше возможностей и времени для общения на иностранном языке на уроке, надо: шире использовать групповые и парные режимы работы на уроке; создавать игровые ситуации, где уровень мотивации достаточно высок, и даже если говорит один человек, то остальные не включены в общий режим работы, а выполняют другие речевые действия: слушают, записывают, выписывают, зарисовывают и т.д.; при планировании уроков со значительной долей монологической речи не забывать об установках на прослушивание для остальных учеников группы.
Пути преодоления возможных трудностей при обучении говорению.
Это сохранение и расширение границ позитивной мотивации школьников. А для этого должны иметь место следующие условия:
создание игровых ситуаций общения;
использование различных здоровье сберегающих технологий (часто применяю на уроках прием «смехотерапии», прослушивание спокойной или энергичной музыки, разрешаю детям передвигаться по классу, если им это необходимо и не препятствует учебному процессу и т. д. );
создание ситуации успеха;
соответствующее оформление классной комнаты (страноведческий материал, проектные работы детей);
организация Интернет-переписки;
размещение ученической мебели для более комфортного общения (если кабинет небольшой, можно расположить столы в форме буквы П. Для групповой работы сдвигаются два стола. Важно менять расстановку мебели, так же как и оформление классной комнаты, не реже одного раза в месяц).
Следующей по степени сложности является проблема инертности детей или, выражаясь иначе, проблема «расшевелить неподвижных, разговорить неразговорчивых». Думаю, у любого учителя почти в каждом классе имеется один или несколько детей, которые предпочитают остаться незамеченными. Произнести слово или , тем более, фразу – для этой категории учащихся равносильно подвигу. В этом случае продуктивными являются следующие приемы:
вовлечение ученика в любую коммуникативную деятельность, в том числе во внеклассную (диалог, полилог, инсценирование (с опорой), декламация стихотворений, исполнение песни (не соло), пересказ текста по цепочке (с обязательным осмыслением произносимого), выполнение комплекса упражнений к продемонстрированному фильму);
активное применение проектной технологии с обязательной защитой;
психологическая поддержка учащихся.
Во избежание затруднений при обучении устной речи, связанных с данной проблемой, дают положительный эффект следующие приемы:
ассоциативно-иллюстративный метод при ознакомлении с лексикой и первичном закреплении (обязательно следует задействовать три основных рецептора: зрительный, слуховой, тактильный);
неоднократное возвращение к трудно запоминающимся словам;
проведение диктанта для всего класса как закрепление лексики по теме (Предлагается большой связный текст с наличием новых слов. Здесь необходима установка на успех. Фиксируются только положительные результаты. Обязательна коллективная и индивидуальная (совместно с учителем) работа над ошибками. Наиболее типичные ошибки выносятся на доску. );
проведение интегрированных уроков (русский язык – иностранный язык, литература - иностранный язык);
просмотр видеофильмов с их дальнейшим обсуждением.
Заключение
Бесспорно, английский язык является самым востребованным в плане осуществления международной коммуникации, получения новой информации, использования различных интеллектуальных ресурсов. Следовательно, его изучение в современном мире становится необходимым условием успешности.
В изучении языка может быть рассмотрено несколько аспектов, таких как: письменная речь, чтение, устная речь; каждый из которых имеет свою значимость в конкретных сферах деятельности.
Список литературы
Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе (Под ред. В.М. Филатова).- Ростов н/Д: «Феникс», 2004
Елухина Н.В. Устное общение на уроке, средства и приемы его организации. // ИЯШ, 1995, №2, стр. 4.
Пассов Е.И., Царьков В.Б. Концепции коммуникативного обучения. – М., 1993.
Устная основа обучения иностранному языку в школе, особенно на младшей и в большей степени на средней ступенях обучения, создают благоприятные условия для расширения знаний учащихся в изучаемом языке, для формирования произносительных, лексических и грамматических навыков и речевых умений, и, прежде всего, аудирования и говорения. Используемая средство обучения устная речь позволяет:
1. Сосредоточить внимание на обучении произношению, так как учащиеся имеют дело только со звуковым языком со звучащей речью. Известно, что овладение произношением является трудной задачей даже в тех пределах, в которых можно обеспечить коммуникативный акт. К решению этой задачи следует приступать с самых первых шагов изучения языка. Письменный язык не помогает овладению произношением, особенно при изучении английского или французского языка, где графическое представление слова расходятся со звуковым.
2. Больше времени уделять слушанию, повторению, воспроизведению с некоторыми изменениями усваиваемого материала, поскольку вся работа ведется устно. Устно можно выполнить управлений в несколько раз больше, чем при чтении и письме, и, следовательно, лучше обеспечить повторение пройденного, что очень важно для усвоения языкового материала и развития навык и умений.
3. Развивать у учащихся способность воспринимать учебный материал по слуховому каналу, что является немаловажным фактором для овладении иностранным языком. Устная презентация материала и его усвоение в ходе выполнения тренировочных и речевых упражнений способствуют развитию фонематического слуха, что очень важно для развития умения аудирования. В противном случае учащиеся доверяют больше глазам, чем ушам, т.е. понимают только тогда, когда видят написанное (слово, текст), и не понимают звучащей речи без зрительной опоры.
4. Обеспечивать естественную последовательность при каждом небольшом шаге в овладении изучаемым языком от слушания к говорению, а затем чтению и письму.
5. Развивать у учащихся интерес к предмету благодаря созданию атмосферы иностранного языка на уроке.
Устная речь в свою очередь несет в себе следующие функции:
– мотивационную (рассматривается как цель изучения языка, обеспечивает возможность непосредственной коммуникации, овладение устной речью способствует преодолению проблем, связанных с неуверенностью в себе при изучении языка);
– развивающую (овладение структурой языка в устной речи способствует улучшению других аспектов речевой деятельности, т.е. ученикам обеспечивается возможность слышать и видеть, как, в каких ситуациях употребляются вводимые слова или грамматические структуры посредством включения в активную работу слухового, зрительного и речедвигательного анализаторов; мобилизует внимание обучаемых, стимулируется познавательный интерес).
Приемы закрепления грамматических структур в устной речи учеников.
Во время изучения грамматики одной из основных целей является формирование умения учеников использовать грамматические структуры в речи. Использование мини-диалогов, содержащих личностно ориентированые вопросы - один из эффективных способов добиться этого.
а) Например, при отработке вопросительных формPresentPerfectпредлагается следующее задание: «Ученик Адолжен описать свое состояние, остальные ученики (Р1, Р2) выясняют, почему он себя так чувствует, составляя общие вопросы в PresentPerfect». В качестве опор предлагаются слова и выражения:
Key words |
Feelings: happy, sad, angry, excited, worried, pleased, tired |
Reasons: pass exams, win the lottery, break the video, fail exams, received bad news, lose tennis match, go to a party, have an argument with a friend, lose wallet, sleep badly, buy new clothes |
Выполнение задания.
А I’m happy.
Р1 Have you won the lottery?
А No, I haven’t.
Р2 Have you bought new clothes?
А No, I haven’t.
Р3 Have you passed exams?
А Yes, I have.
Т Now P4’s turn to say about his feelings.
б) Данный же прием можно использовать при отработке вопросительной формы с местоимениями 3 лица единственного числа: «Ученик А говорит ученику B о своем состоянии, остальные расспрашивают ученика В, составляя вопросы в PresentPerfectс местоимениями he/she/it».
B She is tired.
P1 Has she gone to the party?
B No, she hasn’t.
P2 Has she slept badly?
B Yes, she has. Now it’s turn your turn.
Приемы активизации использования эмоционально-окрашенных выражений взаимодействия при обучении диалогической речи.
Любой учитель английского языка стремится не только научить говорить ученика на языке, но и работает над обогащением речи учащихся. Оценочно- эмоциональные выражения украшают речь и помогают высказать мысль в интересной форме. Для того чтобы ученики овладели данными выражениями и использовали их в своей речи, я использую следующие приемы:
а) ученики читают выражения «Согласия и несогласия»:
Agreeing and disagreeing Oh, come off it! OK, but… You are dead right. Absolutely. That’s true. You’ve got a point there. I suppose … but… |
б) классифицируютихнагруппы «Statements which show strong agreement (++), limited agreement (+), and disagreement (-)»:
++ | + | - |
You are dead right. Absolutely. That’s true. | OK, but… You’ve got a point there. I suppose … but… | Oh, come off it! |
в) добавляют свои собственные выражения. На данном этапе используется прием «мозгового штурма», в процессе которого любой ученик предлагает свои идеи, любая идея принимается и обсуждается.
++ | + | - |
Nice idea. I quite agree with you. | You are right, but… Yes, but on the other hand… | You are wrong, I’m afraid. |
г) затем выражения отрабатываются в диалоге в рамках какой-либо речевой
ситуации, где используются личностно ориентированные вопросы. При выполнении данного задания можно использовать мяч.
Т.The situation is “Celebrities”. During our game we use a ball.
Your task is to catch a ball, listen to my statement and react using expressions.
Let’s begin. To my mind Britney Spears is the best singers in the world.
Р.You’ve got a point there. But as for me Valeria is the best.
ТI think Ronaldo is very bad football player.
Р You are wrong, I’m afraid. He is considered to be one of the talented ones.
Т All talented actors are from Russia.
Р OK, but some foreign actors are not bad too.
Т The cleverest pupils study at our school.
Р You are dead right.
Приемы активизации устно-речевых высказываний при выполнении творческих заданий.
К творческим заданиям при коммуникативной методике обучения английскому языку относят интерактивные ролевые игры и открытые обсуждения. На мой взгляд, использование их – удачный прием активизации учеников старших классов для побуждения их к устному высказыванию.
При изучении темы «Education» в рамках речевой ситуации «ChoosingSchools», в которой ученики знакомятся с традиционными и альтернативными школам, которые существуют зарубежом, после выполнения упражнений, формирующих лексико-грамматические навыки и заданий на развитие навыков аудирования, им предлагается обсудить и выяснить: «Какая школа лучше: традиционная или альтернативная?»
Для этого, им предлагается разделиться на две команды, поддерживающие разные типы школ; дается время, чтобы они приготовили утверждения «за» свою школу и «против» школы оппонентов. Объявляется регламент, что в течение десяти минут будет идти обсуждение, ставится цель: «Убедить своих оппонентов, что школа своей команды лучше».
For a traditional school | For an alternative school |
Our school is big and it’s in the centre of the city. So you can make a lot of friends and easily get to school. | |
| Our school is small and it’s situated in the lovely place in the forest. It’s so cozy and we can smell fresh air. |
| Teachers don’t give us any home task. We can choose lessons which we should attend. Each of us has own program of studying. |
That’snotserious. When you are it’s important to controlled and leaded. etc. | etc. |
В процессе обсуждения учитель фиксирует на доске баллы за убедительные доводы каждой команды. После завершения обсуждения задается вопрос: «Есть ли такие члены команды, кого убедили соперники, и он хотел к ним присоединиться?», и подводится итог по количеству доводов. Затем учитель дает анализ ошибкам, которые встретились при обсуждении.
Все выше перечисленные приемы способствуют взаимодействию между собой участников образовательного процесса, т.е. являются интерактивными. Учитель во время использования данных приемов на уроке является равным среди равных: он может задавать вопросы, предлагать ответы, делать предположения, высказывать свое мнение.
Данные приемы мотивируют на устно-речевое высказывание, так как перед учениками есть цель; учащиеся активны при их выполнении, так как присутствует связь с личностью и мыслительной деятельностью ученика. В данных приемах есть элемент неожиданности и эврестичности. Соревновательный дух, умение быть самостоятельными в тоже время работать в группе вызывает интерес учащихся и желание высказаться или поговорить на английском языке.