СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие образного мышления на уроках музыки

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель методического пособия- оказание педагогической помощи учителям- практикам в создании творческого алгоритма при развитии образного мышления школьников на уроках музыки. 

Просмотр содержимого документа
«Развитие образного мышления на уроках музыки»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБОЯНСКОГОРАЙОНА









Развитие образного мышления на уроках музыки



методическое пособие

для учителей музыки

общеобразовательных школ






Подготовил: учитель музыки высшей квалификационной категории МБОУ «Обоянская СОШ №1» Еськова Ирина Васильевна





2018 г





Аннотация

Основная цель методического пособия заключается в оказании педагогической помощи учителям - практикам, в создании творческого алгоритма при развитии образного мышления на уроках музыки.
Овладение опытом данного пособия может стать основой для преподавания предмета «Музыка» в разделе «Слушание» общеобразовательной школы; способствовать формированию образного подхода школьников к музыкальным произведениям. В методическом пособии предлагается демонстрация приёмов, направленных на раскрытие именно образной составляющей музыкальных произведений. Пособие предназначено для применения в практической деятельности учителей музыки. Содержание содействует приобретению музыкальных знаний, усвоению теоретических и методических основ обучения, овладению профессией педагога по музыке.

































Пояснительная записка



Музыка уникальна лишь только потому, что ни один из нас не сможет себе представить жизнь без музыки. В отличие от других видов искусства (например, изобразительного и словесного), музыка не воспроизводит то, что можно увидеть, и лишена смысловой конкретности, именно поэтому - это общечеловеческий, универсальный "язык", не требующий перевода. 
Многие выдающиеся личности из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней Аристотель: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Будучи искусством социальным, специфичным, неповторимым в других видах человеческого творчества, музыка уникальна с точки зрения развития образного мышления. Проблемы образного мышления в последние десятилетия стали предметом разнообразных исследований. Их авторы – психологи, философы, эстетики, музыковеды рассматривают художественные процессы как особый вид интеллектуальной деятельности, близкий мышлению. 
Основная функция образного мышления – способность создавать образы и оперировать ими. В педагогической практике эффективно применяю интеграцию музыки, литературы, истории, изобразительной деятельности. Это позволяет мне использовать аудиовизуальный материал на уроках, стимулирующий воображение детей.

Формирование образного мышления на уроках музыки.

Прослушивание музыки должно состоять из пяти этапов. Первый включает в себя вступительное слово учителя, которое настраивает обучающихся, помогает им воспринять музыку. Второй этап – непосредственное слушание произведения, дающее детям общее впечатление о характере и музыкальной образности. Третий этап – ряд конкретных вопросов педагога, нацеленных на активизацию внимания к деталям. Четвертый этап – повторное прослушивание, попытка найти ответы на поставленные вопросы. Пятый этап – совместный разбор произведения в слух.

Необходимо отметить приёмы демонстрации музыки. Это может происходить в любой форме: прослушивание записи, исполнение «в живую» педагогом. Подходящую по теме пьесу из своего репертуара вполне могут проиграть сами учащиеся.

Работа над созданием такой дидактической копилки требует времени, интереса самого учителя к тому, чтобы сделать уроки доступными, помочь обучающимся воспринимать и понимать классическую музыку, опираясь на образность произведений:

аудиовизуальный музыкальный материал

(программа Критская Е.Д. Музыка. 5-7 , 8-9 классы.)



класс


тема


Музыкальное произведение


Аудиовизуальный материал

4 класс

тема «Театр музыкальной комедии».

Иоганн Штраус. «Вальс» из оперетты «Летучая мышь».

Художественный фильм о жизни и творчестве Иоганна Штрауса «Большой вальс».

5 класс

тема «Из чего состоит опера».

Н. А. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Мультипликационный фильм Ю. Норштейна «Сеча при Керженце».

5 класс

тема «Музыка в театре, кино, на телевидении».

Отрывки из опер: «Кармен» Ж. Бизе, «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова, 
«Пиковая дама», «Евгений Онегин» П. И. Чайковского.

Художественный фильм режиссёра А. В. Раппорта «Музыкальная история».

6 класс

тема «Красочность музыкальной гармонии».

Н. А. Римский-Корсаков. Шествие чуд морских. Из оперы «Садко».

Художественный фильм режиссёр А. Птушко «Садко».

6 класс

тема «Мелодией одной звучат печаль и радость».

В. А. Моцарт. Реквием. «Лакримоза».

Художественный фильм режиссёр Михаил Швейцер «Маленькие трагедии».

7 класс

тема «Образ ВОВ в «Ленинградской» симфонии Д.Шостаковича».

Д. Шостакович. Симфония №7 I ч. «Эпизод нашествия». 

Художественный фильм по роману Этель Лилиан Войнич «Овод».

7 класс

тема «Что такое музыкальное содержание».

М. Таривердиев. «Маленький принц».

Мультипликационный фильм «Маленький принц». Режиссер и сценарист: Арунас Жебрюнас.


8 класс

тема «Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Н. Римский-Корсаков «Сцена Весны с птицами» вступление к опере «Снегурочка».

Мультипликационный фильм И. Иванова-Вано «Снегурочка».

8 класс

тема «Рождественская звезда. От Рождества до Крещения». 

Н. Римский-Корсаков. «Колядные песни» из оперы «Ночь перед Рождеством».

Художественный фильм «Ночь перед Рождеством». Режиссер: Александр Роу.

9 класс

тема «Виды музыки в современном мире».

Музыкальные фрагменты различных стилевых направлений: джаз - 
Луи Армстронг «What a Wonderful world»; рок – The Beatles «Yesterday».

Документальный фильм режиссёра Кена Бёрнса (телекомпания Би-би-си) «Джаз».

9 класс

тема « Авторская песня и её герой».

«Песня о друге» В. Высоцкого,

«Ваше благородие» Б. Окуджава.

Художественный фильм «Вертикаль»: Станислав Говорухин, Борис Дуров.

Художественный фильм «Белое солнце пустыни». Режиссер: Владимир Мотыль.



Обращение к внутреннему миру школьников требует внедрения эффективных образно-эмоциональных методов и приёмов обучения, создания условий для развития образного мышления средствами музыки.
Назову те методы и приёмы, которые апробированы мной на уроках музыки. 


Метод «Сочиняю музыку» помогает развивать образные представления, фантазию, воображение. На основе полученного образа ребята осуществляют творческий отбор выразительных средств и интонаций, которые лучше и полнее раскроют жизненное содержание произведения и творческий замысел автора. Они пробуют исполнить песню, имея только слова, становятся в позицию композитора - как бы сочинившего произведение автора для себя, а значит ребенок «пропускает музыку» через свою душу и сердце.


Метод “Цепочка” поможет логично выстроить собственные мысли. В 7 классе при изучении темы «Драматические образы в музыке» на основе вокальной баллады Ф.Шуберта «Лесной царь», для правильного восприятия произведения, особенностей построения жанра баллада, предлагаю ответить на вопросы:

-Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как?, хотя иногда достаточно еще более короткой цепочки: “Что? Где? Когда?”, которые представляют собой логическую цепочку.

Метод “Словарь” способствует расширению активного словарного запаса школьников. Вспомогательный материал для обучающихся представляет собой список слов-настроений, к которому ребенок может обратиться при затруднении. При изучении произведения А.П.Бородина «Богатырская симфония» данный метод способствует расширению активного словарного запаса школьников.

Метод пластического интонирования используется для того, чтобы обучающиеся наиболее тонко смогли прочувствовать образы (балет «Петрушка» И. Стравинского, 4 класс). Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) в активную. Реализация метода позволит детям не только описать музыкальные образы, но увидеть и почувствовать, как в процессе развития музыки меняется характер пластического жеста.

Достаточно многообразны методические приёмы, направленные на развитие образного мышления школьника во время слушания музыки. Назову наиболее востребованные, удобные с точки зрения специфики моего предмета – музыки.

Прием визуализации. Визуализировать – значит вывести наружу, сделать видимым. Действие осуществляется как перенос внутреннего ощущения в зрительный образ, совпадающий в настроении, характере с музыкальным материалом. Ребята начинают искать ответы, через что можно выразить характер и настроение музыки. В итоге приходят к выводу: в движении, линиях, цвете и т.д. Предлагаю отразить внутреннее ощущение различными зрительными моделями:






Название модели


1.Спонтанное рисование

2.Цветовое и графическое изображение


3.Пластическое движение (руки, тело)



Данный приём позволяет перевести в зрительное восприятие средства музыкальной выразительности, эмоциональное состояние, впечатления. Для данной формы работы лучше всего использовать программные произведения. Детям предлагается рисовать всё, что они захотят, пока зву­чит музыка. Ассоциации, рождённые музыкой, свободно вы­ражаются ими на бумаге. Используются карандаши, краски, мелки и т. д. По собственному опыту очень яркими получаются словесные картины, нарисованные детьми после прослушивания пьесы М.П.Мусоргского «Избушка на курьих ножках» из цикла «Картинки с выставки».


Прием "Снежный ком" позволяет обучающимся в условиях коллективной работы найти наиболее адекватные смысловые характеристики музыкальным средствам. Слова подбираются на основе какого-либо одного признака.
В 4 классе (2полугодие, тема «Царит гармония оркестра») при знакомстве с инструментами симфонического оркестра, предлагаю ученикам дать характеристику тембра музыкальных инструментов оркестра. Задаю ряд проблемных вопросов:

-Возможно, ли пересказать литературное произведение без слов?

-Писатель сочинил рассказ, а пересказать его нужно музыкой.

- Каким образом это можно осуществить?

Привожу детей к ситуации выбора музыкального инструмента. Затем выясняю, что характер звучания инструмента должен соответствовать характеру героя, значит, нужен подходящий тембр инструмента. После звучания определенного инструмента предлагаю охарактеризовать его окрас звучания (труба - тембр яркий, звонкий, призывный, сильный, мощный и т.д.). 
Данный приём позволяет, выделив одно из музыкальных средств, искать ему адекватные истолкования. Таким образом, постепенно накапливается и обогащается музыкальная терминология, которая позволит в дальнейшем легко и полно раскрывать свои музыкальные представления словами.


П рием "Литературно-музыкальная палитра" развивает способность быстро и легко переходить от одного явления к другому, далёкому по содержанию. Данный прием я реализую в три этапа (например, в 4 классе 1 полугодие, тема «День, полный событий» - "Весна, Осень" из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина "Метель" Г.Свиридова):

1.Детям предлагаю прослушать музыкальное произведение, где обязательным условием должно быть присутствие двух контрастных по характеру частей (например,"Весна,Осень"Г.Свиридова).

2.После анализа характера и содержания произведения, предлагаю перечислить слова - "оттенки" к понятию радость - "Весна" (веселье, праздник, счастье и т.д.) и к понятию грусть - "Осень" (печаль, обида, переживание и т.д.).

3. Напротив каждого слова - "оттенка" предлагаю нарисовать кружок определенного цвета, который, по мнению ребёнка, соответствовал бы его литературному образному значению.

Составив такую палитру на наиболее часто встречающихся в музыке образных понятиях, я не только решаю задачу развития гибкости мышления, но готовлю обучающихся к абстрактному образному мышлению в процессе передачи музыкального произведения средствами изобразительного искусства. 

Используя систему методов и приемов, развивающих образное мышление средствами музыки, получаю результат своей деятельности: приобщение обучающихся не только к мировой музыкальной культуре и к культуре родного края.

Любой урок – выстроенная и продуманная учителем система общения, которая должна быть интересной, познавательной, основанной на сотрудничестве. А для этого необходимо выстроить систему вопросов и заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, которая должна представлять диалог и рождать у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений.

Важна направленность вопроса: нужно, чтобы он заострял внимание ребенка не на вычленении отдельных средств выразительности (громко, тихо, медленно, быстро - думается, что всякий нормальный ребенок это слышит в музыке), а обращал бы его к своему внутреннему миру, к его чувствам, мыслям, реакциям, впечатлениям, возникающим в душе ребёнка под воздействием музыкального искусства.


Использую такие вопросы на уроке музыки:


-Что ты чувствовал, когда звучала эта музыка?
-В какой жизненной ситуации ты бы хотел услышать это произведение? 
-Что переживал композитор, когда писал эту музыку? Какие чувства он хотел передать?
-Звучала ли у вас в душе подобная музыка? Когда?
-Можете ли вы назвать произведение другого вида искусства созвучное с этой музыкой?
-Что важнее в песне музыка или слова? И т.д.

Важно не только задавать детям вопросы, но и услышать ответы, часто оригинальные, нестереотипные, а это ценно.

Заключение

Учитель музыки – учитель с особой миссией в школе. У него в руках произведения человеческого сердца, души – это «ключи» к нашим детям. используя систему приемов и методов по развитию музыкально-образного мышления через организацию проблемно-поисковой ситуации, самым важным результатом в своей деятельности считаю приобщение учащихся к мировой музыкальной культуре, их умение понимать и раскрывать содержание музыкальных произведений через раскрытие музыкальных образов. Развитие музыкально-образного мышления необходимо: невозможно понимать музыку, изучать шедевры мировой музыкальной классики, не погружаясь в неё полностью.

Формирование образного мышления направлено на развитие навыков художественного мышления, позволяющих в дальнейшем самостоятельно анализировать услышанную музыку, позволяет развить эмоциональность, отзывчивость на музыкальные звуки, способность выразить свои впечатления от музыки словами, тем самым способствуя воспитанию личности, культуры слушания музыкальных произведений, духовному совершенствованию ребенка и развитию его интеллекта.

Я полностью согласна со словами В.А. Сухомлинского, что "если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребёнок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимается на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребёнком собственную красоту - маленький человек осознаёт своё достоинство".






Приложение 1

Словарь Ражникова


Звонко -


Искрясь Бодро Игриво Бойко Легко Полётно Задорно Ярко Лучезарно Невесомо Значительно Жизнеутверждающе Окрылено Призывно Ликующе Восторженно

Властно -

Воинственно Сурово Твердо Чеканно Повелительно Волево

Энергично -

Мужественно Решительно Смело Сильно Твердо Упруго Гордо Уверенно С достоинством Настойчиво Отважно Напористо Непокорно Беспощадно Злобно

Дерзко -

Бесцеремонно Вызывающе Нахально Нескромно Назойливо Навязчиво Надоедливо

Страстно -

Порывисто Горячо Бурно Стремительно Нетерпеливо Буйно Мятежно Могущественно По-царски

Сосредоточенно -

Сдержанно Степенно Размеренно Серьёзно Строго 

Поэтично -

Мечтательно Сердечно Задушевно Напевно Чутко Завороженно 

Грозно -

Трагично Зловеще Траурно

Нежно -

Ласково Любовно Радушно Мягко Благородно Приветливо Доверчиво

Спокойно -

Мирно Безмятежно Добродушно Просто Светло Прозрачно Беззаботно Невозмутимо Покорно

Таинственно -

Вкрадчиво Загадочно Затаенно Колдовски Обворожено

Взволнованно -

Обеспокоено Тревожно С отчаянием

Тяжело -

Грозно Мощно Напряженно Тягуче Неловко

Набожно -

Милосердно Молитвенно Покаянно Смиренно

Сумрачно -

Хмуро Угрюмо Тоскливо

Робко -

Застенчиво Смущенно  Стыдливо Осторожно Боязливо Растерянно

Раздраженно -

Рассерженно Резко Грубо Гневно Яростно Жестоко Сердито Свирепо Агрессивно Злобно

Шутливо -

Насмешливо Шутовски Надменно Забавно Ехидно Шаловливо Лукаво

Элегантно -

Тонко Изящно Грациозно Искусно Капризно



 













Список использованной литературы:

  1. Казакова С. Творческие задания на уроке музыки / С. Казакова // Искусство в школе. 2006.– №2. – С. 14-17

  2. Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.

  3. Никитин Б.П. Ступненьки творчества, или развивающие игры, м., 1990.

  4. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

  5. Смолина Е. А. Современный урок музыки: творческие приемы и задания. / Е. А. Смолина. – Ярославль: Академия развития, 2006.

  6. Шмаков С.А. Культура-досуг-ребенок, М., 1994.


  

Интернет-источники:

1.Шикалова Н.И. Развитие музыкально-образного мышления младших школьников при восприятии музыки, проблемно-поисковая деятельность на уроках музыки на основе УМК Г.П. Сергеевой http://festival.1september.ru/articles/625328/

2.Макарова Т. В. Эмоционально-образное развитие младших подростков средствами аудиовизуальной информации. http://www.rae.ru/forum2012/10/3051

3.Никешина Н.И. Ассоциативное мышление и его развитие на уроках музыки. http://festival.1september.ru/articles/566293/           














































6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!