Тема: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе с использованием ИКТ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Теоретическое обоснование актуальности выбранной темы.
Глава I.
Как я формирую у учащихся умения ставить орфографические задачи.
Факторы развития орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму.
Глава II.
2.1 Упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости учащихся начальных классов.
Глава III.
3.1 Диагностика уровня развития орфографической зоркости учащихся.
3.2 Пути и средства, способствующие устранению ошибок, выявленных в результате проведённой диагностики.
Заключение. Прогнозируемый результат моей работы.
Литература
Приложение
Введение
Теоретическое обоснование актуальности выбранной темы.
В современной школе главнейшая задача обучения русскому языку младших школьников - это формирование орфографической грамотности. Она является одной из составных частей общей языковой культуры, обеспечивая точность выражения мысли и взаимопонимания в письменном общении.
В ходе мониторинга, я пришла к выводу, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чём свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку.
Поэтому одним из главных направлений своей работы при обучении русскому языку считаю формирование прочных навыков грамотного письма. А поскольку любой навык, в том числе и орфографический, формируется в деятельности и является результатом многократных действий, в методике обучения орфографии серьёзное внимание уделяю изучению закономерности такой деятельности, а также поиску путей и средств повышения эффективности обучения орфографии. Следовательно, возникает необходимость в разработке и внедрении на практике таких пособий, которые соответствовали бы духу времени. Мультимедийные технологии предоставляют широкий набор средств и методов для выполнения поставленной задачи. Современный учитель должен владеть простейшими приёмами и применять их в своей повседневной практике. Таково веяние времени.
Я считаю, что должна в начальной школе сформировать орфографическую зоркость, т.е. научить детей видеть орфограммы. Умение замечать при письме орфограммы является изначальным умением, развивающим способность выделять при письме те случаи, когда пишущего подстерегает опасность допустить ошибку.
Актуальность темы «Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка» заключается в том, как будут сформированы азы орфографической грамотности на начальном этапе обучения. От этого во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной дисциплине. Таким образом, решение орфографической задачи возможно при условии, если ученик видит объект применения правила - орфограммы. Только сумев обнаружить орфограммы, ученик сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма.
Для того, чтобы детям было проще запомнить и понять трудные вопросы орфографии, можно преподнести это в той форме, которая близка и понятна современному ребёнку. Одним из таких средств являются презентации, созданные в системе Power Point. Создание их не слишком трудная задача. Более того, к их воплощению можно привлечь родителей, старшеклассников, да и учащиеся младших классов умеют работать на компьютере. Им интересно применять спецэффекты, делать анимацию, звуковой фон и т.д. Использовать эти проекты тоже можно по-разному. Например, брать на урок отдельные слайды, а на обобщении просмотреть целиком. Дети могут взять их домой для индивидуальной работы. Как видим, возможности здесь очень велики. Тем более тот материал усваивается лучше, который вызывает интерес. Так же в игровой форме можно провести тестирование детей по изученным темам.
Целью моей работы над развитием орфографической зоркости является то, что на основании собственных исследований в данной области определить условия, развивающие орфографическую зоркость младших школьников на уроках русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо систематизировать упражнения по предупреждению и преодолению орфографических ошибок у
младших школьников.
Глава I.
1.1 Формирование умения ставить орфографические задачи.
Главной причиной орфографической слепоты учащихся учёные считают отсутствие эффективных способов формирования орфографической зоркости. Ещё в 1960 г. психолог В.В. Репкин писал, что «широко распространённые упражнения, в которых орфограммы заранее выделены тем или иным способом, не способствуют формированию выделять орфограммы». О том же пишут сегодня психологи, анализируя механизм формирования навыков грамотного письма: «систематическое подсказывание ученику трудных мест в слове порождает орфографическую слепоту».
Действительно, если в упражнении «сомнительная» буква подчёркнута или пропущена, значит, первое действие орфографической задачи выполнено за ученика. Мало эффективны для воспитания орфографической зоркости упражнения на подчёркивание и группировку орфограмм в написанных словах. Ведь если задача «выдели орфограмму» относится к написанному слову, то ученик, как правило, ищет букву, которая не совпадает со звуком. Недаром в ответ на вопрос, какие буквы являются орфограммами, дети отвечают: «Те, что пишутся не так, как слышатся».
Задача, которую я ставлю перед собой «Развитие орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка» воспитывает учащихся орфографически зоркими.
Орфограмма - это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных при одном и том же происхождении и отвечает определённому орфографическому правилу. Другими словами, орфограмма - письменный знак, который не устанавливается на слух, или же это такое написание в слове, которое соответствует определённому орфографическому правилу. В потребности узнать, что писать, и состоит орфографическая зоркость, которую я характеризую как умение отличать «знаю» от «не знаю», а также как умение определить, какой звук может быть обозначен единственно возможной буквой, а какой -- может быть передан несколькими буквами при том же звучании.
Важно не подменять всеобщее свойство орфограмм признаком расхождения написания с произношением. Буквы-орфограммы могут совпадать с произношением - трава, избушка, а могут расходиться с ним - дрова, дорожка. Сущность орфограммы не в расхождении с произношением, а в характере фонетических условий, ставящих пишущего перед необходимостью вначале узнать сильную позицию, т.е. найти фонему, или опереться на специальное правило, а потом уже писать.
Я считаю, что понимание орфограммы как письменного знака, который не устанавливается на слух, создаёт благоприятные условия для воспитания орфографической зоркости по отношению к орфограммам любых типов.
Когда и как я начинаю воспитывать у детей орфографическую зоркость? Дело в том, что если с первых же шагов пребывания ребёнка в школе не формировать у него целенаправленно осознанное действие нахождения в тексте орфограмм, оно само будет складываться у ребёнка стихийно и далеко не всегда верно. Когда ребёнок пишет первые в своей жизни слова, он исходит из представления, «что слышу, то и пишу». А так как взрослые стремятся как можно скорее исправить ошибки, у многих детей стихийно возникает другое обобщение, которое они чаще всего не в состоянии оформить словесно, но которым подсознательно руководствуются: «пишется не так, как слышится». Чтобы не возникло это ложное обобщение, нужно последовательно формировать у детей полноценное понятие об орфограмме.
Ещё до того, как дети начинают читать и писать, они составляют схемы предложений. Решая вопрос о том, из одного или двух отдельных слов состоит тот или иной отрезок речи, например, побежал по дороге, первоклассники фактически имеют дело с орфограммой, которая относится к разделу «Слитные и раздельные написания».
Незаданность произношением как опознавательный признак орфограммы вводится «открыто» и специально, когда первоклассники начинают писать под диктовку слова с прописными буквами в именах собственных. Действительно, услышать, что имя Роза пишется с большой буквы, невозможно, как нельзя на слух определить, с какой буквы пишется слово орёл.
Научить писать под диктовку, т.е. научить кодировать услышанное - это значит сформировать умение переводить орфоэпическую форму предложения в орфографическую. Иначе говоря, я диктую по нормам произношения, а ученик диктует себе по ходу письма в соответствии с орфографической формой записываемого. Начинаю этот этап работы с чёткого противопоставления чтения и письма, т.е. «как говорим» и «как пишем». На уроках использую любую возможность, чтобы напоминать детям: «Ты сейчас прочёл слово по слогам так, как оно написано. А теперь прочти всё слово целиком так, как его говорят».
Не менее активно, чем при письме под диктовку, происходит развитие умения ставить орфографические задачи в обучении списывания.
Я разработала приёмы списывания смысловыми единицами, обеспечивающие активный орфографический анализ текста путём выделения в нём орфограмм. В результате опробирования приёмов я выделила следующие этапы и создала «Памятку работы при списывании предложения».
1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли.
3. Выдели орфограммы в списываемом предложении.
4. Прочитай предложение так, как оно написано.
5. Повтори предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как читал последние 2 раза.
7. Проверь написанное:
- читай то, что написал, отмечая дужками слоги
- подчеркни орфограммы в написанном
- сверь каждую орфограмму с исходным тестом
Проводимые операции делают обучение списыванию как самостоятельное орфографическое упражнение. Оно не нуждается в дополнительных заданиях. Так называемое осложнённое списывание отвлекает внимание учащихся и основной цели - грамотного списывания уже нет.
Содержательный анализ понятия на начальном этапе обучения языку позволяет мне и в дальнейшем постоянно углублять и расширять знания учащихся о трудных для написания местах.
1.2 Факторы развития орфографической зоркости, как шаг к грамотному письму.
Существует множество методических приёмов, позволяющих предупредить ошибки, развивающих орфографическую зоркость, навык звуко-буквенного анализа, самоконтроль. Ещё методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия, способствующие формированию грамотного письма. Современная наука не отрицает этих факторов, но добавляет и другие. В своей работе я применяю зрительные, слуховые, рукодвигательные и артикулярные факторы. На своих уроках я стараюсь все эти факторы обязательно применить.
Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Их в русском языке очень много. На своих уроках я использую следующие приёмы:
письмо с «дырками» - не знаешь точно, не пиши, спроси у учителя, посмотри в словаре, а потом запиши слово, используя другой вид пасты, чтобы выделить трудные буквы;
можно построить опорные схемы;
очень слабым детям можно дать посмотреть текст диктанта перед его написанием;
можно проводить диктант «с обоснованием», дети записывают сначала проверочное слово, а затем проверяемое;
работа с сигнальными карточками.
Упражнения такого рода нужны на уроках для того, чтобы ребёнка научить находить в словах «опасные» места, активизировать его внимание на том, как правильно записать в слове «опасное» место: или применить свои знания по данной орфограмме, или спросить у учителя и запомнить.
Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отталкивается от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.
Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создаёт графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.
Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, так называемое, орфографическое проговаривание. Проговаривание так, как надо писать. Этот прием даёт неплохие результаты. Работа речевого аппарата в процессе проговаривания создаёт своеобразный запоминательный образ слова, многократное повторение которого вслух и про себя способствует более прочному запоминанию его написания. Чаще всего это касается запоминания трудных слов.
Комментирование - это вид упражнения, включающий в себя объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментированное письмо выступает одним из приёмов работы по предупреждению ошибок, приучает учеников к сознательному применению правил, способствует выработке грамотного письма.
Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников я соблюдаю следующие условия:
1. Моделирование орфографических понятий, и действий как средство усвоения опознавательных признаков орфограмм.
2. Целенаправленно и систематически применяю специальные упражнения, развивающие умение находить орфограммы и определять их тип.
Глава II.
2.1 Методы и приёмы развития орфографической зоркости.
Известно, что в начальном обучении русскому языку велико значение упражнений. На их роль указывал ещё К.Д. Ушинский, считавший, что «главное, центральное занятие, вокруг которого группируются все остальные и по которому мы располагаем и саму нашу грамматику - есть практическое упражнение в языке».
К.Д Ушинский считал, что упражнения «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».
Я считаю, что упражнения должны быть систематическими, т.е.
• всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд;
• пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового;
• чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения.
Упражнения должны быть логические. Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят.
Упражнения должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным,
Я использую на уроках русского языка упражнения, развивающие орфографическую зоркость.
Списывание. Я отмечаю в своей работе большое значение списывания в формировании орфографической зоркости. Списывание включено в программу развивающего обучения не только как один из видов орфографических упражнений для безошибочного копирования текста, а для того, чтобы обеспечить совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Совмещаясь друг с другом они становятся механизмом «природной грамотности». Если я хочу такой навык сформировать целенаправленно у всех детей, то ставлю перед собой соответствующую задачу. Такой задачей и является задача орфографически точно воспроизвести фрагмент печатного текста после его прочтения, т.е. задача на списывание.
Очень важно, чтобы этот вид работы был соответствующим образом организован. На первом этапе списывания ученик читает предложение целиком, повторяет его не заглядывая в текст. Второй этап заключается в активной орфографической ориентировке, т.е. обратить внимание ребёнка на орфографическую форму списываемого предложения (орфограммы, орфографическое проговаривание). Эти два этапа являются подготовительными. На третьем этапе ребёнок должен записать предложение, диктуя себе слогам (орфографически) и подчёркивая орфограммы. Далее идёт самопроверка написанного предложения с предложением из учебника.
Особое внимание уделяю выборочному списыванию. Задания могут быть самыми разными: выпиши восклицательные предложения, выпиши названия городов, имена людей, слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, оро-оло, выпиши основу предложения и т.д.
На уроках я использую списывание с орфографическим проговариванием, оперируя целыми смысловыми единицами с активной орфографической ориентировкой - выделением орфограмм.
Комментированному письму я отвожу одно из особых мест на своих уроках. Уже на этапе обучения грамоте мои ученики определяют количество слов в предложении, записывают схему предложения и комментируют: «Начало предложения пишу с большой буквы, слова в предложении пишутся отдельно, предложение выражает законченную мысль, в конце предложения ставится точка». Дети уже знают, что большая буква пишется в именах, фамилиях, отчествах, названиях городов, ... Данная работа строится в игровой форме, все задания выполняются с большим желанием и интересом.
Согласно рекомендациям К.А. Москаленко, комментированное письмо провожу в условиях коллективной работы, с двойным предупреждением ошибок. Оно заключается в следующем:
я диктую предложение всему классу орфоэпически;
один из учеников, не вставая с места громко проговаривает слово по слогам орфографически, никто не пишет;
затем, он же комментирует (объясняет правописание) слово
ученики всего класса внимательно следят за комментированием, проверяя свои знания в области грамматики;
если ученик-комментатор затрудняется объяснить правописание слова и замолкает, то его сразу заменяет сосед по парте;
моё молчание говорит о том, что класс может писать это слово.
Выполненная таким образом работа не требует вторичной проверки в классе, в ней не должно быть ошибок. В 1-2 классах я практикую полное комментирование, в 3-4 классах - частичное и выборочное.
По мере продвижения от 1 к 4 классу комментированное письмо переходит в доказательное комментирование - рассуждение при выполнении сложных грамматических заданий.
При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, т.к. ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание. Комментированные упражнения органически объединяют повторение и закрепление учебного материала с систематической работой над ошибками. Предупреждение ошибок в процессе комментированного письма способствует повышению успеваемости учащихся.
Комментированное письмо помогает предупредить ошибочные написания, повторить и закрепить пройденный материал не только предыдущего урока, но и материал, пройденный ранее, что способствует переходу материала из кратковременной памяти в долговременную.
Орфографический разбор. В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, я использую условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы. В этом случае орфограмма подчёркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчёркиваются двумя чертами. Такую работу провожу систематически, особенно при выполнении домашнего задания, что усиливает внимание учащихся в ходе его проверки.
Диктант — это вид орфографического упражнения, сущность которого состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.
В своей работе использую следующие виды диктантов:
• Предупредительный используется в целях отработки приёмов применения правил и направлен на овладение учащимися алгоритмом действий, учащиеся объясняют как напишут слово и почему.
• Объяснительный включает доказательство написания орфограммы после записи предложения или текста в целом. В процессе записи учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, после записи - контролируют запись выполнения работы.
• Выборочный требует записи не всего текста, а только части, соответствующей заданию. Дети должны выписать из прочитанного учителем текста те слова, в которых непроверяемое написание. Далее можно усложнить выписать слова с проверяемым написанием и непроверяемым:
поля (поле) колхозник
Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, согласованность действий учащихся при работе в коллективе.
• Свободный допускает некоторую свободу учащихся в выборе слов при записи диктуемого текста, изменение структуры предложений. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям записывается каждая часть после повторного его чтения.
• Самодиктант или письмо по памяти: учащиеся запоминают текст, зрительно или на слух воспринятый, и затем пишут его самостоятельно.
• Зрительно-слуховые, начинаются с самостоятельного чтения учащимися текста, затем идёт поиск и объяснение орфограмм. Методика зрительных диктантов сводится к тому, что на доске записывается 6 предложений и закрывается листом бумаги. После того, как одно из предложений открыто, ребята в течении определённого времени читают предложение и стараются его запомнить. Затем оно стирается, а ребята записывают его в тетради. После этого следует запоминание и запись следующего предложения. Непременное условие этих диктантов - это проводить их ежедневно.
Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти. Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:
- чтение текста, работа по содержанию;
- орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор;
- упражнение в запоминании;
- орфографическое чтение слов с орфограммами;
- запись текста;
- проверка.
При организации письма по памяти руководствуюсь дифференцированным принципом обучения. Условно делю класс на 3 группы: высокий уровень - записывают текст в полном объёме, средний уровень - в полном объёме по опорным словам, низкий уровень - определённую часть текста по опорным словам. Дифференцированный принцип обучения имеет место на каждом уроке. Письмо по памяти можно проводить на любом этапе урока. Для письма по памяти систематизировала различные «орфографические пятиминутки», «рифмованные запоминалки» на различные темы, также «рифмовки» с элементами какографии. Большое внимание на уроках русского языка уделяю написанию слов с
непроверяемым написанием. Какие же виды деятельности я использую с учениками при работе по данной теме?
• Запись слов по алфавиту
- Так, записав на доске вразбивку несколько слов с такими написаниями, я предлагаю переписать эти слова в тетради, расположив их в алфавитном порядке Альбом, бетон, вагон, диван, калач, пальто ...
- По мере изучения учащимися алфавита задания усложняются. Дети записывают слова, придерживаясь алфавитного расположения не только первой, но и последующих букв. Багаж, базар, батон, берёза ...
- Затем задания ещё усложняются: записать слова в 3 столбика строго по алфавиту: автобус газета пакет
азбука гараж пенал
алмаз герой пирог
• Составление предложений с данными словами
• Выписать слова на определённую тему: школа, птицы, овощи и т.д.
• Записать ответы на вопросы:
- Кто учит детей? Кто учит уроки? Кто живёт в лесу?
• Разгадывание загадок на темы: «Одежда», «Посуда», «Растения» и т.д.
• Дописывание предложений:
Весело чирикает быстрый ... (воробей).
• Игра «Первый слог потерялся»
...радь , ...нал, ...бака, ...хар и т.д.
• Выписать из словаря слова с безударной гласной о или а, с ъ знаком в середине и конце слова
• Игра «Собери слоги»
Бе, за, рё; де, ный, жур; воч, ка, де;
• Игра «Из каких слов выпали гласные»? М...ш...н..., з...в...д, л...с...ц..., д...р...г....
• Записать названия зимних, осенних месяцев
• Комментированное письмо слов по памяти
• Записать дни недели в нужном порядке
• Этимология слов
Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению и способствует их лучшему запоминанию.
Проверяемая безударная гласная корня - одна из самых сложных для учащихся орфограмм, несмотря на внешнюю лёгкость правила, регулирующего его написание. Ошибки на правописание безударных гласных в корне слова - самые распространённые во всех классах.
Для отработки отдельных действий по правописанию безударных гласных, проверяемых ударением я использую такие приёмы, как приём простукивания ритмико-интонационной структуры слова.
• Простучите ритм следующих родственных слов. Ударный слог отстукивайте сильным ударом, безударный - слабым.
Проверьте безударные гласные в корне слова.
Грохот — грохочет — грохотать.
• Простучите ритм, выберите из каждого ряда проверочное слово.
Волны — волнение — волноваться — волнистый.
• Вставьте пропущенные буквы
Место — пом... щение — разм... щаться.
• Сравните значения слов. Подберите проверочные слова.
Море в...лнуется. Рожь в...лнуется. З...лотыеруки. З...лотое поле. З...лотойлуч солнца.
Знакомя детей с приёмами проверки безударных гласных, я учу детей различать проверочное слово и проверяемое. Для дальнейшей работы я применяю на уроках такую схему для проверки слов.
Чтобы проверить |
Безударную гласную | Парную согласную |
поставь ударение | поставь обозначаемый ею звук перед гласным |
Для этого: |
Измени слово «один-много», «много-один», «большой-маленький», назови ласково |
При изучении данной темы я использую следующие упражнения:
• Работа с предложениями
- Прочитайте пословицу: Весна красна цветами, а осень снопами.
- В каких словах гласные следует проверить или запомнить?
- Как это сделать?
- Запишите предложение и выделите орфограммы.
• Составление предложений по сюжетной картинке на определённую тему
Например: Зимой снега засыпают лес. На снегу видны следы зверей: зайца, волка, лисицы.
- Поставьте знаки ударения, подчеркните гласные, которые нужно проверить, запомнить.
• Сколько гласных букв нужно проверить в словах. Подбери проверочные слова (берег, холода)
• Спрячь Ь в середину слова
День - деньки, пень ~ пеньки, ...
• Вставь пропущенные буквы, обоснуй свой выбор.
П..ля, гл..за, м..ря, с..ды, гр..бы, ...
Красивы русские л...са. Л...са пошла по пушистому снегу.
Не менее трудна для изучения тема «Правописание парных звонких и глухих согласных». Работая над этой темой я условно разделила упражнения на 4 труппы.
Первая группа упражнений направлена на формирование умения распознавать парные звонкие и глухие согласные. Дети привыкли наблюдать за местом образования шума:
- звуки «могут жить» на губах [ б ] - [ п ]
- между губами и зубами [ в ] - [ ф ]
- на кончике языка [ д ] - [ т ], [ з ] - [ с ], [ ж ] - [ ш ]
- у корня языка [ г ] - [ к ]
Им остаётся только сделать вывод, что согласные образуют пары, т.к. являются близкими соседями по месту образования.
Вторая группа упражнений направлена на формирование умения находить в слове согласный, который нужно проверять. Этот согласный может стоять в конце слова (дуб, стог, глаз), перед глухим согласным (шапка, шубка), перед звонким согласным (просьба, резьба).
Для формирования самоконтроля при списывании и диктанте предлагаю детям сразу выделять те буквы, написание которых надо проверять.
Третья группа упражнений направлена на отработку умения обосновывать выбор проверочного слова. Проверочное слово должно быть близким по значению и после согласного должен стоять гласная.
Например: выбрать проверочное слово Гриб - грибы - грибник – грибок. Записать проверочное - проверяемое слово Глаза, завод, сторож, глаз, сторожа, заводы.
Упражнения четвёртой группы довольно трудны уже по своей структуре. Учащиеся должны в совокупности выполнить упражнения первых трёх видов.
Например: Стри ..., слышу звук [ш], есть выбор букв Ж или Ш, проверяю: стрижи, перед гласной Ж, значит в слове стриж на конце пишу букву Ж.
В ходе такой работы на уроках русского языка я составила «Алгоритм проверки парных согласных», которым постоянно пользуются ученики моего класса.
Произнеси проверяемое слово. |
Есть ли на конце слова звуки [п], [ф], [к], [т], [с], [ш] ? |
Нужно проверять? |
Да | Нет |
Измени слово так, чтобы после согласного был гласный |
Слышится звонкий | Слышится глухой |
Пиши букву б, в, г, д, з, ж | Пиши букву п, ф, к, т, с, ш |
Опыт моей работы показывает, что ошибки на это правило возникают не столько от неумения проверить, сколько оттого, что дети не замечают слов, подлежащих проверке. Поэтому я тренирую их в нахождении таких слов во время чтения и в специальных текстовых упражнениях. Такая работа ведётся на протяжении всего учебного года.
Глава III. 3.1 Диагностика уровня развития орфографической зоркости учащихся.
Динамика СОУ и качества знаний по русскому языку.
| Уровень успеваемости (%) | Уровень качества (%) |
2 класс | 100% | 66% |
3 класс | 100% | 68% |
4 класс | 100% | 70% |
Основываясь на данные диаграммы я пришла к выводу, что разработанная мной система по работе к учащимися над развитием орфографической зоркости имеет свою положительную динамику, т.к. % качества знаний постепенно повышался от 66% до 70%.
Итоги проверочной работы по русскому языку (диктант)
Основываясь на данные диаграммы можно сделать вывод о том, что количественный и качественный показатель уровня сформированности орфографической зоркости при написании диктантов имеет свою положительную динамику, повышаясь с конца 1 класса от 72% до 76% к концу 1 четверти 2 класса.
(таблица 1)
Итоги проверочной работы по русскому языку (списывание)
Основываясь на данные диаграммы % успеваемости и качества знаний также имеет положительную динамику, повышаясь от 75% в конце 1 класса до 88% во 2 четверти 2 класса.
(таблица 2)
Анализ проведённых словарных диктантов показывает, что систематическая работа над словами с непроверяемой гласной даёт положительный результат. Так, если к концу 1 класса с написанием слов с непроверяемой гласной справилось только 79% учащихся, то к концу 1 четверти 2 класса % качества знаний увеличился до 92%.
3.2 Пути и средства, способствующие устранению ошибок, выявленных в результате проведённой диагностики.
1. Включать в работу разнообразные упражнения, способствующие развитию орфографической зоркости;
2. Учить детей находить в словах «опасные» места;
3. Систематически проводить работу над ошибками как коллективную, так и индивидуальную;
4. Планировать на уроке разнообразные виды деятельности учащихся: индивидуальную работу, работу в парах, группах, дифференциацию заданий;
5. Осуществлять на уроках самоконтроль и взаимоконтроль.
Заключение.
Прогнозируемый результат моей работы.
Работая по данной теме, я пришла к выводу, что работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания, вводить понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки, орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками, развивать фонематический слух, обучать правильному списыванию текста, развивать и обогащать словарный запас учащихся.
Все приёмы, описанные в отчёте, создавались на протяжении многих лет. Упражнения были использованы как из собственного опыта работы, так и из опыта учителей-новаторов.
Работу по данной теме планирую продолжать на протяжении всей своей педагогической деятельности, ведь во многом успех моих учеников зависит от того, насколько грамотно и систематично я буду развивать у них навык безошибочного письма.
Прогнозируемый результат моей работы над темой повышение грамотности учащихся моего класса.
Литература:
1. Жедек, П.С. Методика обучения орфографии/ Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах//Под ред. М.С. Соловейчик. -М.:Просвещение. 1992 - 306 с.
2. Ибрагимова, А.И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов/ - Н. Челны, 1997.
3. Разумовская, Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. Для учителя. -М.:Просвещение, 1996-251 с.
4. Репкин, В.В. Организация развивающего обучения рус. языку.- М., 1980
5. Тоцкий, П.С. Орфография без правил. - М., 1991
6. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений.-М.-Л., 1949
7. Журналы «Начальная школа».
Приложение к творческому отчёту по теме:
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников»
1. Виды изучаемых орфограмм в начальных классах
2. Виды упражнений по изучаемым темам:
1) Безударные гласные в корне слова
2) Парные звонкие и глухие согласные
3) Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу
4) Мягкий знак - показатель мягкости.
Разделительный мягкий знак.
5) Большая буква в именах собственных
6) Правописание предлогов
3. Рифмовки с элементами какографии
4. Орфографические пятиминутки, орфографические диктанты
5. Письмо по памяти
6. Диктанты, списывание, работа над предложением, текстом, грамматические задания по четвертям для 2 класса
7. Приёмы работы с непроверяемыми и труднопроверяемыми словами
8. Слова с непроверяемым написанием для 1-4 классов
9. Работа над ошибками
10. Памятки, алгоритмы:
1) памятка работы над ошибками
2) памятка работы при списывании предложения
3) памятка подготовки к письму по памяти
4) памятка подготовки к письму под диктовку
5) алгоритм проверки безударных гласных и парных согласных
6) алгоритм проверки парных согласных
11. Разноуровневые тесты по темам для 2 класса
12. Загадки, ребусы, кроссворды
13. Итоги проверочных работ за конец 1 класса и начало 2 класса
Виды упражнений по теме «Безударные гласные в корне слова»
Данные упражнения развивают умения определять орфограммы в корне слова, учат выбирать из группы данных однокоренных слов или подбирать проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова, так же учат правильно писать слова с безударными гласными.
• Прочитай. Подчеркни слова, в которых пропущенную букву надо проверять.
Л...сной, р...за, в...тка, з...ма, р...ка, в...да, дв...рник, гр...за, с...дик, д...мик.
• Прочитай. Определи способ проверки безударного гласного в корне слова: изменение формы слова или подбор однокоренного слова. Море - моряк, дело - дела, стрелы - стрелок, горы - гора.
• Прочитай. Из слов в скобках выбери и подчеркни одно или два проверочных слова.
С...сна (сосновый, сосёнка, сосны). Ш...рокий (шире, широко, ширь).
• К данным словам подбери и запиши проверочное слово. Вставь пропущенные буквы.
Г...подать - .................., ст...рожа - ....................., в...здушный -
.................., ч...совщик-.................., ш...стёрка-...................
• Прочитай. Выбери нужную букву и подчеркни правильный ответ. К...рмушка(о,а), д...ревья(и,е), уг...щатъ(а,о), ш...рстяной (и,е).
• Прочитай стихотворение. Выпиши слова с безударной О. Будь внимателен, мой друг.
В словах есть безударный звук. Поставь его под ударенье, Потом пиши стихотворенье.
• Вставь пропущенные буквы, подчеркни их.
Бег - б...жать, б...гунны; боб - б...бы, б...бовый; вар - в...рить, в...рёный; место—м...ста, м...стечко.
Составь с любым из этих слов предложение. Проведи работу с предложением.
• Прочитай текст. Подбери к нему заглавие.
В нашем краю много лесов. Там чудеса. Вот нора лисицы. Тут гнездо
иволги. Стучат дятлы. Красивы цветы наших лесов. В лесу растут грибы, ягоды.
В выделенных словах обозначь ударный слог. Измени их так, чтобы безударная гласная стала ударной, запиши.
• Запиши слова «один-много». Подчеркни безударную гласную.
Сосна - сосны, к...за - ........., г...ра - ........., в...лна - ........., м...ря –
Запишите слова так, чтобы гласные были ударные. Дожди -........., столбы -........., шары -........., враги –
• Прочитайте текст. Написание каких слов надо проверять?
Сосна.
Митя посадил маленькую сосенку. Мальчик часто поливал её водой. Возле сосны зеленела трава. По утрам на траве блестела роса. (14 орфограмм)
• Прочитай предложение. Вставь пропущенные буквы, запиши в скобках проверочные слова. Проведи работу с предложением.
На сн..гу виднелись сл..ды зв..рей.
• Найди и исправь ошибки.
Митла, бревно, реды, щика, весло, стикло, сило, сестра, мишыну маму завут тотяна.
• Выпиши слова с безударной гласной, подбери и запиши проверочное слово.
Часики, слова, горы, стада, нож, поле, гроза, совёнок, края, дворы, травушка, волна, козочка, река, зима, урок, буква.
• Подбери слова противоположные по значению, к ним напиши проверочные слова.
Лживый - правдивый - правда, горячий-......-......, старый-......-......,
хороший -......-.......
• Разгадай загадку. Напиши отгадку и проверочное слово.
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах
Великаны-корабли. (Вода — воды)
По морю идёт, идёт,
А до берега дойдёт -
Тут и пропадёт. (Волна — волны)
Летом зеленеет,
Осенью желтеет. (Трава — травы)
• Догадайся и напиши ответ, используя слова с проверяемой безударной гласной в корне слова.
Сигнал, предупреждающий о начале и конце урока. (Звонок)
Самое упрямое домашнее животное. (Осёл)
Столовая для зимующих птиц. (Кормушка)
• Допиши слово и подбери проверочное слово.
По дороге наша Машенька идёт,
За верёвочку козу ведёт.
А прохожие глядят во все глаза:
Очень длинная у девочки.....................
Грязнулю всегда выручает......................
• Спиши. Объясни написание выделенных гласных.
В норе играли голодные волчата. Малыши таскали тростинку. Вдруг тростинка сломалась. Но тут пришли родители. Они притащили волчатам окуньков. Волчиха начала кормить волчат.
Рифмованные упражнения для работы по теме «Безударные гласные, проверяемые ударением в корне слова».
Безударный гласный.
Трудно с ним - согласны?
Г(а,о)Ра, м(ао)ря, д(е,и)ла, тр(о,а)ва,
Как правильно писать слова?
Чтобы не было сомнения,
Ставьте звук под ударение:
Горы, море, травы, дело,
А теперь пишите смело!
Безударный гласный, СТОП!
Писать опасно!
Чтоб развеять все сомнения,
Ставьте звук под ударение.
Гора-горы, дела-дело,
А теперь пишите смело.
Гр(и,я)да, ц(и,е)на, ск(а,о)ла, в(и,е)сна,
К(а,о)за, стр(и,е)ла, ст(и,е)на, с(а,о)сна,
М(и,е)ста, з(и,е)мля, ст(а,о)ляр, с(а,о)ва-
Проверить надо все слова,
Поставить звук под ударенье,
Потом списать стихотворенье.
Б...говой, б...гун, б...жать,
На.,..жался, да л...жать,
Закр...чал, перекр...чал,
Зам...лчал иль пром...лчал-
Корень ты в словах найди,
Гласный в корне назови,
Ударение поставь,
Буквы правильные вставь.
Безударные гласные, непроверяемые ударением.
В словах запомни букву А.
Багаж, вагон, газета,
Пальто, завод, ракета,
Капуста, да малина,
Квартира, да машина.
Магазин, базар, батон,
Пассажир, багаж, вагон,
Облака, трамвай, газета,
Карандаш, артист балета.
Кастрюля, капуста, арбуз и стакан,
Картина, картон, карандаш и банан,
Автобус, машина, гараж и балкон —
Пиши с буквой А, как и слово закон!
Корова, огород, солома,
Горох, комар, потом ворона,
Портрет, костёр и молоко –
В словах запомни букву О.
Восток, гореть, пожар, костёр,
Вокзал, потом, портрет, шофёр,
Шоссе, солома, хорошо –
В словах запомни букву О.
Корзина, котлета, копейка, корыто,
Корова, горох, колобок и копыто,
Морковь, огород, огурец, помидор,
Солома, вокзал, колесо и шофёр.
Ворона, сорока, собака, комар,
Болото, костёр, поросёнок, пожар,
Дорога, лопата, топор, колесо –
Пишите всегда только с буквою О.
С буквой Е умей писать:
Инженер, метро, тетрадь,
Чемодан, четыре, чёрный,
Жёлтый, шёлковый, учёный,
Север, иней и декабрь,
И берёза и сентябрь.
Диван, пианино, рисунок, пион,
Пингвин, сирота, кипяток и бидон,
Гирлянда, фиалка, сирень и лимон,
Милиция, митинг, пилот, миллион,
Минута, нигде, никогда, никуда ~
Все с И безударною пишут всегда.
Виды упражнений для работы по теме
«Парные звонкие и глухие согласные».
Данные упражнения учат правильно определять согласные орфограммы, подбирать к словам проверочные слова и правильно писать данные слова с парными звонкими и глухими согласными как в корне слова, так и на конце слова.
• Прочитай. Подчеркни слова, в которых пропущенную букву надо проверять.
Тра,..ка, наря...ный, наро ..., гото...тъ, лё..., гла...кий, моро..., ко...илка.
• Вставь пропущенные буквы, к данным словам подбери и запиши проверочные слова.
Кру...ка -......, берё...ка -......, кры...ка -......, ука...ка -.......
• Прочитай. Выбери и подчеркни нужную букву.
Сне...ки (ж,ш), сапо...ки (ш,ж), ю...ка (п,б), ре...кий (д,т), мя...кий (к,г).
• Выпиши парные согласные.
Ц, и, у, к, е, г, ш, щ, з, ъ, э, ж, д, о, р, п, а, в, ы, ф, я, ч, с, м, т, ю, 6, е.
• Выпиши слова, которые нужно проверять, запиши проверочное слово. Клубы, утюг, суп, жирафы, обувь, шипы, клюв, флаг, готовы, грибы.
• Измени слова так, чтобы они обозначали один предмет.
Грузы, ерши, города, ужи, паруса, походы, носы, малыши, медведи, ежи, кровати, отряды.
• Спиши. Проверь парные согласные, меняя слова на уменьшительно-ласкательные.
Ло(б,п), шар(в,ф), стол(п,б), ду(6,п), гри(п,6), клюю(ф,в), зу(п,б).
• Спиши. Проверь парные согласные, используя при проверке отрицание НЕТ.
Сне(г,к), стол(п,б), овра(г,к), тулу(п,б), гер(б,п), Оле(к,г), голу(п,б)ь, Гле(б,п), кле(б,п), сапо(к,г).
• Отгадай и напиши слово. На носу зверь носит рог, А зовётся..........
Заставляет плакать всех вокруг, Хотя он не драчун, а..........
• Разгадай загадку, напиши отгадку. Землю пробуравил,
Корешок оставил. Сам на свет явился, Шапочкой прикрылся. (Гриб)
Наплетёт, наплетёт,
Сядет и добычу ждёт. (Паук) Росли на болоте растения, А теперь это топливо и удобрение. (Торф)
• Шарады.
Я цвет одинаковый часто имею: И с Г зеленею, и с К зеленею. Но с К вам со мною рискованно быть. Могу и до слёз довести, и убить, (лук)
• Спиши. Объясни написание выделенных согласных.
Падает снег. У дома вырос большой сугроб. Олег, Яков и Глеб надели тёплую обувь. Мальчики вышли за порог. Снег укрыл овраг.
• Напиши текст под диктовку.
У Серёжи на рисунке ястреб. У ястреба сильный клюв. А вот жираф жуёт морковь.
Найди слова, в которых встретились парные согласные, подбери проверочные слова.
• Спиши, исправив ошибки.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка. На дарошке ёш.
• Подбери слова, которые отличаются звонкими или глухими парными согласными.
Шар-жар, пой-......, тень-......, тело-......, точка-......, том-.......
• Спиши, изменяя слова по образцу. Высокий (сугробы) - высокий сугроб,
глубокий (овраги) - глубокий.........,
белый (грузди) - белый..........
• Прочитай слова. Назови проверочные слова.
Мёд, шалаш, сторож, указка, краска, бумажки, варежки, год, пароход.
• Прочитайте текст. Написание каких слов нужно проверять?
Поход.
Ребята пошли в поход. У костра готовили обед. Дежурные достали ложки. Ели вкусный суп. После обеда сидели на травке. Глеб рассказал интересную сказку. Потом друг другу загадывали загадки. (9 орфограмм)
• Выпиши из текста слова с парными согласными, подбери и запиши проверочные слова.
Зимой.
Наступила зима. Утром бывает сильный мороз. Часто падает снег. У дома большой сугроб. Снег занёс все дорожки. Дети надели тёплые шубки и шапки. Они весело играют в снежки. (8 орфограмм)
• Выпиши из словаря слова с парными согласными как в середине слова, так и на конце слова.
Город, завод, одежда, карандаш, и т.д.
• Шуточные мини-загадки.
Лесной недотрога или живой кактус. (Еж)
Транспортная единица в караване или корабль пустыни. (Верблюд)
Птица с репутацией плохой матери. (Кукушка)
Рифмованные упражнения для работы по теме «Парные звонкие и глухие согласные».
Парные согласные - самые опасные
Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг! Парный сразу проверяй, Слово смело изменяй: Труд-труды, кот-коты— Будешь грамотным и ты.
Вставьте буквы, не спешите,
Что за правило, скажите?
Обе(д,т), заво(т,д), медве(т,д)ъ, крова(д,т)ъ,
Отря(т,д), наро(т,д), эта(ш,ж), тетра(т,д)ъ,
Ры(п,б)ка, у(д,т)ка, гря(т,д),
Кни(ж,ш)ка и закла(т,д)ка.
Парные согласные - самые опасные!
Ложка, лодка, рыбка, грядка,
Шубка, щепка и тетрадка,
Мышка, шишка и рубашка,
Книжка, кружка, промокашка.
Смело слово изменяй -
Рядом гласный подставляй:
Ложек, лодок, рыбок, грядок, шубок, щепок и тетрадок.
Мышек, шишек и рубашек, книжек, кружек, промокашек.
Найдите лишние слова. Дружки, снежки, рожки, прыжки, Сапожки, крошки, пирожки, Лужки, флажки и ложки, Кружки и поварёшки.
Парный в слове проверяй-Рядом гласный подставляй!
- Где растёт морковь? ~ На грядках.
- Буквы пишут где?
- В тетрадках.
- Что мы чистим?
- Чистим зубки.
- Надеваем в холод?
- Шубки.
- Любим снег..
- Играть в снежки,
- Печь на праздник...
- Пирожки.
- Грядка! Нет чего?
- Нет грядок.
- А тетрадка?
- Нет тетрадок, -Зубки?
- Изменили: зубы.
- Шубки?
- Проверяем: шубы.
- А снежки?
- Летит снежок.
- Пирожки?
- Съел пирожок.
Мишка, мышка и тетрадка, Клшка, книжка и закладка, Кот, год, огород, Город, холод, пароход-Всё напишем правильно И запомним правило: Парный в слове проверяй -Рядом гласный подставляй! Парные согласные Самые опасные: Стог-стога, гриб-грибок. Вот и кончился стишок.
28