СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети не хотят сегодня читать, а следовательно падает и грамотность. Проблема правильного письма очень актуальна по сей день. Презентация представляет описание данной проблемы, приёмы работы по данной проблеме. Предназначена для учителей начальных классов (2 класс). Также можно использовать и в 3 и 4 классах на уроках русского языка. С  проблемой - безграмотное письмо сталкиваются все учителя начальных класов. Также - это боль родителей. Как научить ребёнка писать грамотно? Как обнаружить орфограмму в слове, определить "слабое место " в слове? 

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка при изучении темы: «Правописание парных согласных»     Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9  Альфия Мансуровна Гильмутдинова

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка при изучении темы: «Правописание парных согласных»

Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 9

Альфия Мансуровна Гильмутдинова

Орфографическая зоркость – это: «способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их виды» М. Р. Львов  Орфографическая зоркость заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы, опознавать их, в привычке учащихся следить за правильностью написаний, умении проверять и находить ошибки.

Орфографическая зоркость – это:

  • «способность быстро обнаруживать в тексте орфограммы и определять их виды» М. Р. Львов

Орфографическая зоркость заключается в умении обнаруживать, видеть, замечать орфограммы, опознавать их, в привычке учащихся следить за правильностью написаний, умении проверять и находить ошибки.

Проблема исследования Какая система упражнений будет способствовать развитию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка по теме «Правописание парных согласных».

Проблема исследования

  • Какая система упражнений будет способствовать развитию орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка по теме «Правописание парных согласных».
Цель исследования:  разработка и внедрение системы упражнений для развития орфографической зоркости по теме «Правописание звонких и глухих согласных у младших школьников на уроках русского языка»   Объект исследования:  процесс изучения темы правописания парных согласных у учащихся 2-х классов

Цель исследования: разработка и внедрение системы упражнений для развития орфографической зоркости по теме «Правописание звонких и глухих согласных у младших школьников на уроках русского языка» Объект исследования: процесс изучения темы правописания парных согласных у учащихся 2-х классов

Предмет исследования:   Развитие орфографической зоркости при изучении темы «Правописание парных согласных у учащихся 2-го класса Задачи исследования: изучить литературу по данной проблеме; рассмотреть лингвистические основы изучения правописания парных согласных; составить систему упражнений для формирования орфографической зоркости на уроках русского языка при изучении темы «Правописание парных согласных» и проверить на практике её эффективность.

Предмет исследования:

Развитие орфографической зоркости при изучении темы «Правописание парных согласных у учащихся 2-го класса

Задачи исследования:

  • изучить литературу по данной проблеме;
  • рассмотреть лингвистические основы изучения правописания парных согласных;
  • составить систему упражнений для формирования орфографической зоркости на уроках русского языка при изучении темы «Правописание парных согласных» и проверить на практике её эффективность.
Принципы русской орфографии Морфологический принцип- предполагает единообразное написание морфем (корня, приставки, суффикса, окончания) независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов. Фонематический принцип- одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях.  Морфологический принцип и фонематический углубляют друг друга. Фонетический принцип – соответствие письма звуковому составу произносимой речи.

Принципы русской орфографии

  • Морфологический принцип- предполагает единообразное написание морфем (корня, приставки, суффикса, окончания) независимо от фонетических изменений в звучащем слове, происходящих при образовании родственных слов.
  • Фонематический принцип- одна и та же буква обозначает фонему в сильной и слабой позициях.

Морфологический принцип и фонематический углубляют друг друга.

  • Фонетический принцип – соответствие письма звуковому составу произносимой речи.
Что такое орфограмма Орфограмма – это определённое , правильное написание, которое нужно выбрать из ряда возможных. Орфограмма – часть буквенной записи слова или предложения, которую нельзя точно определить по произношению.  Орфограмма – письменный знак (буква), который не устанавливаются на слух.

Что такое орфограмма

  • Орфограммаэто определённое , правильное написание, которое нужно выбрать из ряда возможных.
  • Орфограммачасть буквенной записи слова или предложения, которую нельзя точно определить по произношению.
  • Орфограммаписьменный знак (буква), который не устанавливаются на слух.
Цели в работе: Развивать слуховую зоркость– слуховое восприятие; Развивать зрительную зоркость – зрительное внимание; Научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке.

Цели в работе:

  • Развивать слуховую зоркость– слуховое восприятие;
  • Развивать зрительную зоркость – зрительное внимание;
  • Научить мыслить, рассуждать, доказывать, видеть общие и частные признаки, говорить, вести диалог на уроке.
Виды упражнений для развития орфографической зоркости Работа с перфокартами Работа в парах. Игра «Лото» Принцип какографии Объяснительные и предупредительные диктанты Комментированное письмо с объяснением выбора орфограммы Выборочное списывание и выборочный диктант Показ нужной орфограммы на сигнальных карточках

Виды упражнений для развития орфографической зоркости

  • Работа с перфокартами
  • Работа в парах. Игра «Лото»
  • Принцип какографии
  • Объяснительные и предупредительные диктанты
  • Комментированное письмо с объяснением выбора орфограммы
  • Выборочное списывание и выборочный диктант
  • Показ нужной орфограммы на сигнальных карточках
Письмо по памяти Использование зрительных диктантов по методике И. Федоренко Использование этимологического анализа слов Использование орфографического проговаривания Приём списывания Графическое выделение орфограмм
  • Письмо по памяти
  • Использование зрительных диктантов по методике И. Федоренко
  • Использование этимологического анализа слов
  • Использование орфографического проговаривания
  • Приём списывания
  • Графическое выделение орфограмм
Взаимосвязь звуко - буквенного анализа, разбор по составу с орфографическим разбором Подготовка заданий на изученное правило для товарища Диктант «Проверяю себя» Взаимоконтроль по процессу при работе в парах Нахождение «опасных мест» Анализ заданий и текста упражнения Корректировка письма и работа над ошибками Экспозиционное письмо
  • Взаимосвязь звуко - буквенного анализа, разбор по составу с орфографическим разбором
  • Подготовка заданий на изученное правило для товарища
  • Диктант «Проверяю себя»
  • Взаимоконтроль по процессу при работе в парах
  • Нахождение «опасных мест»
  • Анализ заданий и текста упражнения
  • Корректировка письма и работа над ошибками
  • Экспозиционное письмо
Работа в парах: игра «Лото» зу б -зу б о к ска з ка-ска з о чка ду б -ду б о к ю б ка-ю б о чка

Работа в парах: игра «Лото»

зу б -зу б о к

ска з ка-ска з о чка

ду б -ду б о к

ю б ка-ю б о чка

Как происходит усвоение орфографии Соотнесение звучащих единиц и графических единиц письма, т. е. соотнесение звуков и букв; Запоминание графического состава слова, его «образа»; Решение орфографических задач, или выполнение сложных действий на основе применения правил, способов проверки.

Как происходит усвоение орфографии

  • Соотнесение звучащих единиц и графических единиц письма, т. е. соотнесение звуков и букв;
  • Запоминание графического состава слова, его «образа»;
  • Решение орфографических задач, или выполнение сложных действий на основе применения правил, способов проверки.
Объяснительные и предупредительные диктанты Объяснительный диктант включает в себя доказательства написания орфограммы после записи предложения или текста. В ходе записи учащиеся подчёркивают орфограммы.

Объяснительные и предупредительные диктанты

  • Объяснительный диктант включает в себя доказательства написания орфограммы после записи предложения или текста. В ходе записи учащиеся подчёркивают орфограммы.
Предупредительный диктант - помогает закрепить орфографический навык и повторить изученные правила   Арбуз  Сосед Олег Петрович принёс боьшой арбуз. Папа взял нож и нарезал его дольками. Арбуз был красный, сочный. Глеб, папа и сосед ели арбуз. Хорош арбуз на вкус!  Задание Подчеркнуть звонкие и глухие согласные на конце слов. Подобрать и записать к словам арбуз, сосед проверочные слова

Предупредительный диктант - помогает закрепить орфографический навык и повторить изученные правила

Арбуз

Сосед Олег Петрович принёс боьшой арбуз. Папа взял нож и нарезал его дольками. Арбуз был красный, сочный. Глеб, папа и сосед ели арбуз. Хорош арбуз на вкус!

Задание

Подчеркнуть звонкие и глухие согласные на конце слов.

Подобрать и записать к словам арбуз, сосед проверочные слова

Письмо по памяти Красив зимний наря д леса. На лапах елей лежит сне г . Весь в снегу стоит ду б . Хорошо поработал в лесу моро з !   Комментирование слов начинается с первой подчёркнутой орфограммы. Разобрав её, учитель стирает первое предложение, оставляя частично те орфограммы, с которыми ещё не познакомились. Дети записывают.

Письмо по памяти

Красив зимний наря д леса.

На лапах елей лежит сне г .

Весь в снегу стоит ду б .

Хорошо поработал в лесу моро з !

Комментирование слов начинается с первой подчёркнутой орфограммы. Разобрав её, учитель стирает первое предложение, оставляя частично те орфограммы, с которыми ещё не познакомились. Дети записывают.

Списывание – один из основных способов проверки орфографических умений и навыков, который проверяет: умение списывать с рукописного текста; умение обнаруживать орфограммы; умение находить границы предложений; умение устанавливать части текста; умение выписывать ту или иную часть текста.

Списывание – один из основных способов проверки орфографических умений и навыков, который проверяет:

  • умение списывать с рукописного текста;
  • умение обнаруживать орфограммы;
  • умение находить границы предложений;
  • умение устанавливать части текста;
  • умение выписывать ту или иную часть текста.
Виды списывания Текстуальное (дословное) Выборочное Осложнённое разного рода заданиями

Виды списывания

Текстуальное

(дословное)

Выборочное

Осложнённое

разного рода

заданиями

Нахождение «опасных мест»  в предложении. «Зажги огоньки»   Дети находят орфограммы в предложении, подчёркивают их (или на доске под орфограммами подставляют красный кружочек), объясняют выбор орфограмм.

Нахождение «опасных мест» в предложении. «Зажги огоньки»

Дети находят орфограммы в предложении, подчёркивают их (или на доске под орфограммами подставляют красный кружочек), объясняют выбор орфограмм.

Задания к текстам Найдите и назовите изученные орфограммы. Докажите правильность написания. Сгруппируйте слова по орфограммам. Докажите правильность группировки слов.

Задания к текстам

  • Найдите и назовите изученные орфограммы.
  • Докажите правильность написания.
  • Сгруппируйте слова по орфограммам.
  • Докажите правильность группировки слов.
Факторы, способствующие формированию грамотного письма  Зрительный Слуховой Рукодвигательный Проговаривание

Факторы, способствующие формированию грамотного письма

  • Зрительный
  • Слуховой
  • Рукодвигательный
  • Проговаривание
Алгоритм работы для развития оперативной памяти Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл. Отчётливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам. Читай предложение по слогам про себя. Просматривай, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы. Закрывай глаза и мысленно «пиши» каждое слово. Проговаривай трудные слова по слогам. Запиши предложение в тетрадь. Проверь от последнего слова к первого.

Алгоритм работы для развития оперативной памяти

  • Прочитай предложение, записанное на доске вслух, пойми смысл.
  • Отчётливо и ясно проговаривай каждое слово по слогам.
  • Читай предложение по слогам про себя.
  • Просматривай, как пишутся слова, особенно трудные. Объясняй все орфограммы.
  • Закрывай глаза и мысленно «пиши» каждое слово. Проговаривай трудные слова по слогам.
  • Запиши предложение в тетрадь.
  • Проверь от последнего слова к первого.
Диктанты по русскому языку для начальной школы   В данном пособии представлены виды работ для проверки и контроля знаний учащихся, которые охватывают все основные темы по курсу «Русский язык». Это списывание, диктанты, тестирование, упражнение на развитие связной речи.

Диктанты по русскому языку для начальной школы

В данном пособии представлены виды работ для проверки и контроля знаний учащихся, которые охватывают все основные темы по курсу «Русский язык». Это списывание, диктанты, тестирование, упражнение на развитие связной речи.

Используемая занимательная литература для уроков русского языка

Используемая занимательная литература для уроков русского языка

Самостоятельные работы  Русский язык  2 класс  М. И. Кузнецова  Найди ошибку! Вставь букву!   Подбери слово!  Издательство  «Экзамен»

Самостоятельные работы Русский язык 2 класс М. И. Кузнецова Найди ошибку! Вставь букву! Подбери слово! Издательство «Экзамен»

Выполняя работу над ошибками в тетради, ученики не только повысят свою орфографическую зоркость, но также выполнят полезные развивающие задания. Издательство Крутецкая В. А.,2008

Выполняя работу над ошибками в тетради, ученики не только повысят свою орфографическую зоркость, но также выполнят полезные развивающие задания.

Издательство Крутецкая В. А.,2008

Вывод: Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания. Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки. Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками. Развивать фонематический слух. Обучать правильному списыванию текста. Прививать интерес к чтению. Интегрировать уроки русского языка и чтения. Развивать словарный запас детей.

Вывод:

  • Работу по развитию навыков грамотного письма нужно начинать уже в букварный период на основе разъяснения несоответствия произношения и написания.
  • Ввести понятие «опасное место», чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки.
  • Орфографические правила вводить с выполнением нужных упражнений, а также с поэтапным использованием памятки для работы над ошибками.
  • Развивать фонематический слух.
  • Обучать правильному списыванию текста.
  • Прививать интерес к чтению.
  • Интегрировать уроки русского языка и чтения.
  • Развивать словарный запас детей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!