СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе

проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках»

Верхоценский филиал МБОУ «Сатинская СОШ»











Развитие орфографической зоркости учащихся на уроках русского языка и литературы через применение новейших методов обучения

Выступление подготовлено учителем

русского языка и литературы

Ворониной В.М.

















Верхоценье 2017


Можно сымитировать ум, коммуникабельность, даже, пожалуй, интеллигентность. Невозможно сыграть только грамотность – утонченную форму вежливости, последний опознавательный знак смиренных и памятливых людей, чтущих законы языка как высшую форму законов природы

Д.Быков

Формирование орфографической грамотности у учащихся является одной из главных задач обучения русскому языку в школе. Важность этой задачи обусловлена тем, что:

1) орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении;

2) письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.

Общепризнанным является то, что хорошо развитые речевые навыки, точная и грамотная устная речь в различных ситуациях общения, грамотное письмо воспринимают как признак воспитанности и образованности личности и в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека. Считается, культура речи «одежда мысли, по которой сразу определяют уровень образованности человека».

Действительно, теоретический материал курса русского языка представляет для школьников некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. В пределах этого объема учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки и в соответствии с этим применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила не одно и то же. Как известно, есть учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые, и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на

сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

В процессе работы над орфографической зоркостью учащихся в 5-9 классах наблюдается ряд противоречий, а именно:

- между наличием у учащихся теоретических знаний по русскому языку и уровнем орфографических умений и навыков;

- между условиями формирования устойчивых знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых учащимися на уроках русского языка;

- между высоким уровнем требования к содержанию курса русского языка и дефицитом учебного времени.

Традиционно в методике преподавания русского языка выделяют два пути формирования орфографических умений и навыков. Первый основан на заучивании орфографических правил, второй базируется на создании системы комплексного подхода к работе над орфограммой. Собственные наблюдения, изучение трудов ученых, методистов дают основание утверждать, что обучение орфографии нельзя основывать только на заучивании правил, так как это приводит к развитию механического навыка, оторванного от языка. Разрабатывая проблемы педагогической психологии, в частности ПСИХОЛОГИИ ОРФОГРАФИИ, Дмитрий Николаевич Богоявленский писал , что существуют различные группы написаний, требующие и различных путей усвоения. На неэффективность обучения орфографии только на основе заучивания правила указывают и работы психологов. Например, П. Я. Гальперин отмечает, что механическое запоминание не формирует умения и навыки, значит, содержание правил в памяти всех лет обучения в школе сильно затруднено и, к сожалению, многое забывается.

Исследуя это явление, психологи пришли к выводу, что на формирование орфографической зоркости оказывают большое влияние следующие процессы: зрительное и слуховое запоминание, логические операции, зрительная память, пассивное внимание.

Исходя из этого, полагаю, что работу по развитию орфографической зоркости нужно строить согласно наблюдениям психологов, учитывая зрительное, слуховое, ассоциативное восприятия учащихся и на основе системного комплексного подхода к работе над орфограммой, беря во внимание также фонетические и исторические написания.









Интерактивные технологии

Навыки грамотного письма, относящиеся к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы, поэтому проблему выработки орфографической зоркости и навыков грамотного письма считаю для себя главными. С этой целью использую интерактивные технологии.

Интерактивное обучение в 5-ых классах начинаю с работы в парах. Работая в паре, ученики могут повторить, проверить, закрепить изученное. Опишу некоторые виды работ, дающих положительные результаты.

1.Проверка усвоения правил

Взаимопроверка правила (устный опрос): ученик рассказывает изученное правило соседу по парте, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями. Оценивают друг друга. После завершения работы учитель заслушивает 2-3-х учеников и подводит итоги.

2.Опрос изученного правила у доски.

У доски два ученика. Один из них задаёт вопросы, а другой отвечает. Потом они меняются ролями. Класс оценивает ответы одноклассников, при необходимости внося дополнения и изменения.

3 . Проверка домашнего задания.

По тексту домашнего упражнения заранее учащимся готовятся вопросы по изученным орфограммам. Например, найти 2 слова с безударной гласной в корне слова, 2 слова с непроизносимым согласным и др.

С целью развития орфографической зоркости на каждом уроке использую различные виды словарных диктантов для постоянной пары.

Приведу несколько примеров.

1.Дома учащиеся составляют словарный диктант на изученные темы. В начале урока, во время орфографической пятиминутки, учащиеся диктуют своему соседу по парте слова, в которых те должны увидеть и подчеркнуть нужные орфограммы. Затем они меняются ролями. По завершении диктанта работы проверяются и выставляются оценки. Нормы оценок учащиеся знают заранее. Подобную работу в постоянной паре можно провести и с карточками, подготовленными учащимися дома на основе изучаемого по литературе произведения.

2.Словарный диктант с взаимопроверкой. Сначала учащиеся пишут словарный диктант, обозначают орфограммы. Заранее я называю параграфы, к которым нужно обратится для самопроверки. Затем проводят взаимопроверку и выставляют оценку.

3.Словарный диктант с продолжением. Учащиеся дома записывают слова с изученными орфограммами на карточках (количество слов ограничено нормами для каждого класса). В классе они обмениваются этими карточками с соседом по парте. Те обозначают изученную орфограмму, придумывают и записывают рядом слово с той же орфограммой.

4.Практикую во всех классах проведение взаимодиктантов по следам сделанных в тетради ошибок. Эта работа очень важна, потому что многие ученики ограничиваются просмотром оценок, не вникая в суть своих ошибок.

5. В 5-6 классах провожу словарные диктанты на основе загадок. Ученики должны разгадать загадку и записать ответ, обозначив орфограмму. Затем они проверяют ответы соседа по парте и выставляют оценку.

Наблюдения показывают, что работа в паре помогает учащимся легче усваивать новый материал, так как непосредственный диалог способствует этому. Роль же учителя- направляющая и контролирующая.

После изучения какой-либо большой темы или раздела каждый ученик составляет карточку-зачёт для соседа по парте. Количество заданий регулируется количеством вопросов по повторению, которые даются в учебнике.

С 5-го класса начинаю также проводить работу в малых группах и практикую игры- соревнования. Дети этого возраста очень подвижны и им трудно усидеть на одном месте. Игра помогает снять утомление на уроке, а также является активным средством воспитания многих нужных современному человеку качеств. Приведу несколько примеров.

1. Игра- эстафета. С последней парты передаётся учителю листок, на котором написаны слова с изученной орфограммой. Выигрывает тот ряд, который быстрее справляется с заданием и допускает меньшее количество ошибок.

2.Рассказ правила по цепочке тоже даёт хороший результат, так как учащиеся очень боятся подвести товарищей. Цель этой работы- логически правильно рассказать изученное правило. Побеждает та команда, которая правильно и не нарушая логику изложения, даёт полный ответ.

В 6-ом классе чаще практикую групповую форму работы. Так как она возможна на уроках любого типа. При объяснении нового материала класс разбиваю на группы, предлагаю изучить материал, пользуясь алгоритмом, и изложить его в виде опорной схемы, рисунка или таблицы, чтобы потом изложить классу. После коллективного обсуждения лучшие схемы записываются в тетради- словари, которые ведут все мои ученики.

Групповую форму работы использую и при работе над ошибками , допущенными в контрольных работах, срезах, диктантах .Каждой группе выдаётся тетрадь с работой, в которой не исправлены ошибки. Учащиеся находят и исправляют ошибки, а также дают им объяснение.

В 7-ом классе игровая деятельность усложняется. Предлагаю учащимся ролевые игры. Они привлекает меня тем, что позволяют вовлечь всех учащихся в творческий поиск, дают возможность шире использовать межпредметные связи, опереться на разные виды искусств, создают атмосферу приподнятости, доверительности, задушевности. Планируя учебный материал и правильно подбирая ролевые игры, решаю сразу несколько задач: усвоение нового, закрепление пройденного, развитие творческих способностей, формирование общеучебных навыков, получение возможности учащимся понять и изучить материал с разных позиций. Изучив в 7-ом классе темы «Причастие», «Деепричастие», «Наречие»,урок повторения и обобщения провожу в форме «Заседания Учёного совета», пресс - конференции. Данная форма работы требует большой предварительной подготовки, но окупается тем, что развивает у ребят чувство личной ответственности за результат, лидерские качества, творческие способности, поддерживает интерес к уроку и даёт возможность успешно решить общеучебные задачи.

Интерактивные технологии при изучении орфографии хороши тем, что каждый учитель может придумать новые формы работы с классом, направленные на развитие орфографической зоркости учащихся. Главное – во всём знать меру.











Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Я в своей  практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку и литературе в форме ЕГЭ, по русскому языку в новой форме.

Проблемное обучение. Эта технология придаёт обучению поисковый, исследовательский и интерактивный характер. Методом проблемного обучения является проблемная задача или ситуация, требующая актуализации универсальных (общеучебных) знаний. Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. С пятого класса стараюсь научить ребят самостоятельно определять проблему и стараться её решить. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы.

Результат использования проблемного обучения: повышение мотивации, углубление  уровня понимания,  формирование учебно-познавательной и информационной компетентности.

Активно используются информационные технологии, чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Считаю, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам, в том числе и в области филологии.

Хотелось бы поговорить о приёмах работы с компьютером на уроках русской литературы. Я сама очень люблю это средство наглядности и создаю различные презентации для своих уроков, так как считаю, что это позволяет в ряде ситуаций максимально заинтересовать учащихся темой.

Компьютер помогает учителю создавать принципиально новые условия работы в учебном классе, информационно открытом всему миру, а также меняет способ мышления сегодняшних школьников так, чтобы он соответствовал потребностям завтрашнего дня.

Как можно использовать компьютер на уроках:

• при объяснении нового материала для максимального его усвоения,

• для оптимального закрепления изученного материала,

• для улучшения контроля знаний учащихся,

• для организации интересной и плодотворной внеклассной работы по предмету, в том числе и поисково-исследовательской.

При этом презентация (как, впрочем, и любой готовый программный продукт) может использоваться в нескольких существенно различных ситуациях.

Презентация как фрагмент урока предполагает использование компьютера на одном или нескольких этапах урока.

Например, при объяснении нового материала я использую презентации с иллюстративным материалом — рисунки, картины, фотографии, видеоряд, а также опорные схемы и алгоритмы;

в других ситуациях — демонстрационные программы, которые позволяют в доступной наглядной форме довести до учащихся теоретические сведения. Следует отметить, что иллюстрации компьютерного альбома выгодно отличаются от того иллюстративного материала, который содержится в учебниках и учебных пособиях, — они часто более продуманны, наглядны и, что самое главное, позволяют, как правило, полностью представить тему.

Уроки, полностью построенные на одной презентации, отличаются тем, что содержат в себе поддержку практически всех этапов урока и должны быть продуманы так, чтобы учитель мог руководить деятельностью учащихся на уроке посредством этой презентации. Такой вариант применения ИКТ является одной из эффективных форм урока-лекции, урока-открытия.

Другое направление — это использование на уроках литературы презентаций-биографий писателей, в том числе подготовленных учащимися.

Технология опорных схем (алгоритмов) по русскому языку и сквозных конспектов по определенным разделам по литературе представляет собой ещё один вариант применения ИКТ на уроках.

Опыт показывает, что применение информационных технологий на уроках русской словесности и во внеурочной деятельности расширяет возможности

творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками новейших достижений в области компьютерных технологий, что ведёт к интенсификации процесса обучения. Но нельзя забывать и о живом слове учителя, поэтому использование компьютера должно быть грамотно организовано и разумно дозировано, чтобы быть во благо в процессе обучения и воспитания.

Проектное обучение. Метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские, поисковые и прочие методики. В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы.  Использую различные виды проектов: творческие, исследовательские, информационные. Стараюсь, чтобы учащиеся хорошо усвоили структуру исследовательских проектов:

- аргументация актуальности принятой для исследования темы,

- определение проблемы исследования, его предмета и объекта,

- обозначение задач исследования в последовательности принятой логики,

- определение методов исследования, источников информации,

- выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения,

- обсуждение полученных результатов, постановка выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования.

Ученики, опираясь на мою помощь, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают презентацию и представляют ее на уроке. Часто использую на уроке материал, изученный ранее

Исследовательские проекты полностью подчинены логике, пусть небольшого, но исследования, и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Литература как учебный предмет - замечательная, плодородная почва для проектной деятельности. Мы часто сталкиваются с такими проблемами как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения. Интересная работа в группе даст ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные проблемы. Знания по истории, мировой художественной культуре - дисциплинам, смежным с литературой, могут и должны помогать в работе над литературным проектом.

Алгоритм подготовки к запуску учебного (творческого) проекта по литературе можно представить в виде схемы:

Учебный проект

Проблема проекта

"Почему?"

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта

"Зачем?" (мы делаем проект)

Целеполагание

Задачи проекта

"Что?" (для этого мы делаем)

Постановка задач

Методы и способы

"Как?" (мы это можем делать)

Выбор способ и методов, планирование

Результат

"Что получится?" (как решение проблемы)

Ожидаемый результат

В самом общем виде при осуществлении проекта можно выделить следующие этапы:

1. Погружение в проект;

2. Организация деятельности;

3. Осуществление деятельности;

4. Презентация результатов.

Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений.

Подобные задания вызывают большой интерес у обучающихся, оживляют учебный процесс, как правило, ученики хорошо справляются с этим заданием. А учитель, во-первых, получает дополнительную возможность углубить знания учащихся по теме, т.к. во время презентации своих работ ученики аргументируют выбор тех или иных сюжетов произведений, дают обобщенную характеристику главным героям. Во-вторых, учитель изучает индивидуальные способности учащихся, наблюдает за их коллективной деятельностью, выявляя интеллектуальных лидеров и обучающихся, нуждающихся в поддержке учителя.

Проектные задания по литературе в 5-7 классах вызывают живой интерес обучающихся, создают условия для интеграции знаний из различных областей искусства.

Алгоритм работы над учебным проектом

Тема: Создание иллюстраций

Тип проекта: творческий

Проблема

Мы не умеем анализировать текст

Почему?

Не интересуемся

Не сохранилось достаточно сведений

Отсутствие интереса

Что делать?

Прочитав текст, увидеть его, понять, определить интересный эпизод и нарисовать

Как?

1. Принести карандаши, краски

2. Заготовить бумагу

3. посоветоваться с одноклассниками, родителями, учителем

Что получить? (результат)

1. Иллюстрацию, рисунок

2. Воспитательный (патриотическое, нравственно-духовное воспитание)

3. Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность)

Для решения возникшей проблемы учащиеся должны не только прочитать текст, но и увидеть его, понять, определить интересный эпизод и нарисовать. Затем принести карандаши, краски, заготовить бумагу, посоветоваться с одноклассниками, родителями, учителем и тем самым прийти к выводу о том, что следует сделать для осуществления проекта. Подобная работа, во-первых, сближает ребят, воспитывает и в тех, и в других взаимное уважение, во-вторых, пробуждает у обучающихся интерес к чтению литературы, что в конечном итоге несколько снимает напряженность при подготовке домашних заданий и мотивирует учащихся к учёбе. Кроме этого, в ходе подготовки проекта закладываются умения сбора и систематизации информации, что способствует формированию и развитию информационной и коммуникативной компетенций.

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

Структура информационного проекта может быть обозначена следующим образом:

- цель проекта,

- предмет информационного поиска,

- источники информации (СМИ, интервью, анкетирование, "мозговая атака"),

- способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

- результаты информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и др.),

- презентация.

Работа над подобными проектами пока ведётся на уроках литературы в основном при изучении биографии писателей.

Игровые проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь в его конце. Это игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

Русский язык и литература – серьёзные и сложные предметы. На этих уроках учащимся приходится много писать, а потому учитель-словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

  1. Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.

  2. Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса. Использование на уроках  разноуровневых заданий снижает нагрузку учащихся  и способствует сохранению здоровья  детей.

  3.  Различные тестовые задания с выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяет избежать монотонности на уроке.

  4. Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, тестов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.

  5. На каждом уроке в любом классе необходимо в течение урока проводить физкультминутку), делать игровые паузы, зрительную гимнастику и, конечно, эмоциональную разгрузку (2-3 минуты).

  6. Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.

  7. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности— вот далеко не весь арсенал, которым пользуемся мы, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка. Дети должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

  8. При подготовке к урокам обращаю внимание на продолжительность, частоту чередования различных видов учебной деятельности. Использую следующие методы преподавания: словесный, наглядный, электронно визуальный, самостоятельную работу и другие.

  9.  На  уроке провожу динамические паузы: упражнения для глаз, кистей рук и опорно-двигательного аппарата с целью снятия напряжения на уроке, переключения на новый вид деятельности.

  10. Наличие эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов на уроке ведёт к психологической разгрузке.

  11. При изучении биографий писателей и художников показываю тесную взаимосвязь духовного и физического развития человека. Особенно это видно на примере жизни Льва Николаевича Толстого, который писал: « Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле». Сам писатель всю жизнь работал физически, занимался спортом, сохранял душевное равновесие, пропагандировал культуру, богатство русского языка и народного искусства. Учащиеся убеждаются в том, что здоровый образ жизни способствует долгой и плодотворной жизни.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности. Применяю такую технологию, как мастерские.

Это как условие для творческой самореализации обучающихся.

Применение метода мастерских на уроках русского языка и литературы, в первую очередь, имеет следующую цель - повышение практической, навыкообразующей направленности содержания. При этом приоритет отдается активным, интерактивным, игровым, лабораторным методам, исследовательской деятельности, методам творческого самовыражения. Создание проблемно-мотивационной среды на уроке осуществляется разными формами: беседой, дискуссией, "мозговым штурмом", самостоятельной работой, организацией "круглого стола", консультацией, семинаром, лабораторной, групповой работой, ролевыми играми.

В.Г. Белинский писал: «Без стремления к новому нет жизни, нет развития, нет прогресса». Слова эти сказаны очень давно. Тогда о компьютерных технологиях никто и не помышлял. Но, мне кажется, эти слова о нём, о современном учителе, об учителе, который стремится вперёд, который готов осваивать всё новое, инновационное и с успехом применять в практике своей работы.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед учителем задачи развития у учащихся орфографической зоркости, непосредственно приводящей к грамотности.






































Библиографический список

1. Антонова Е.С. Где искать ресурсы для обновления школьной

методики? Русский язык в школе. 2007. №6.

2. Белый В.И. О современных тенденциях в распространении

методов проектного обучения. Школьные технологии. 2010. №2.

3. Григорьев Д.В. Технология социальной проблемно-ценностной

дискуссии. Классный руководитель. 2010. №5.

4. Гузеева В.В. Исследовательская работа в профильном обучении.

Народное образование. 2010. №7.

5. Донцова О.В. Метод проектов как одна из форм ученического

исследования на уроках литературы. Литература в школе. 2008.

№11.

6. Ильин Г.Л. Педагогическая технология новой образовательной

парадигмы. Образовательная технология. 2008. №3..

7. Коротаева Е.В. О личностно развивающих технологиях в

образовательном процессе. Русский язык в школе. 2008. №5.

8. Новикова Т. «Портфолио» - новый и эффективный инструмент

оценивания. Директор школы. 2008. №2.

9. Павлова А.И. О технологии развития критического мышления

учащихся на уроках русского языка. Русский язык в школе.

2007. №8.

10. Рачевский Е.Л. Информационные технологии в образовании:

Школа будущего. Директор школы. 2010. №1.

11. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии.

Учебное пособие.– М.: Народное образование, 1998.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!