СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития средствами дидактической игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрен процесс развития основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития средствами дидактической игры. Приведены примеры дидактических игр, направленных на развитие основных свойств внимания младших школьников с ЗПР.

Просмотр содержимого документа
«Развитие основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития средствами дидактической игры.»

Развитие основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития средствами дидактической игры


Баранова Галина Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Миронова Ксения Юрьевна,

учитель начальных классов, учитель-дефектолог

ГОУ ТО «Новомосковская школа для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья», г. Новомосковск


Аннотация. В статье рассмотрен процесс развития основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития средствами дидактической игры. Приведены примеры дидактических игр, направленных на развитие основных свойств внимания младших школьников с ЗПР.

Ключевые слова: дизонтогении, эмоционально-волевая сфера, познавательная деятельность, коррекционно-педагогическая работа, клинический аспект ЗПР, интеллектуальные расстройства, патогенетическая основа ЗПР, резидуальная недостаточность центральной нервной системы, неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического развития, задержанный темп развития, специфическая клинико-патопсихологическая структура, гармонический и дисгармонический инфантилизм, парциальная несформированность высших психических функций, ЗПР церебрально-органического генеза, дидактическая игра, внимание, коррекционно-развивающие занятия.


В настоящее время острой является проблема существенного роста числа детей с нарушениями психического развития, при этом одной из наиболее распространенных форм психических нарушений является задержка психического развития (далее – ЗПР).

Задержка психического развития – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» используется для обозначения клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Однако можно выделить общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности, позволяющие выделить данное нарушение в развитии в определенную категорию.

  Опираясь на исследования: Власовой Т.А., Демьянова Ю.Г., Лебединского В.В., Лубовского В.И., Семаго М.М., Семаго Н.Я., Сухаревой Г. Е., Ульенковой У.В., можно выделить особенности развития детей с ЗПР, которые значимы в организации и проведении коррекционно-педагогической работы.

    Клинический аспект ЗПР подразумевает интеллектуальные расстройства, обусловленные недоразвитием у детей эмоционально-волевой сферы или познавательной деятельности. Это проявляется в незрелости поведения и личностных особенностей, нарушениями в развитии интеллектуальной деятельности, ограниченности знаний и представлений.

Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического развития. Все варианты ЗПР характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Однако каждый из них имеет специфическую клинико-патопсихологическую структуру и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным нарушением эмоциональных или интеллектуальных функций, степенью выраженности этих нарушений, сочетанностью их с другими неврологическими и энцефалопатическими расстройствами.

        Семаго Н. Я. и Семаго М. М. выделяют две различные подгруппы детей с ЗПР, имеющих свои особенности в развитии:

- Дети с замедленным темпом формирования различных характеристик когнитивной и эмоциональной сфер, включая и регуляторные механизмы деятельности (дети с гармоническим и дисгармоническим инфантилизмом), Прогноз развивающей и коррекционной работы у этих детей относительно благоприятный, особенно в отношении детей с гармоническим инфантилизмом.

- Дети с «парциальной несформированностью высших психических функций»; ЗПР церебрально-органического генеза. Прогноз в отношении таких детей сложен и учитывает много факторов: время начала коррекционной работы, интеграция усилий многих специалистов, социальное окружение ребенка.

      Следует отметить, что характеристика и прогноз различных вариантов ЗПР обосновывают психологические особенности детей, уточняют направленность и объем необходимой детям помощи.

Основные трудности, которые испытывают дети с задержкой психического развития связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Дети с ЗПР в современной России составляют примерно 50% неуспевающих школьников [1, с. 10].

Дети с ЗПР оказываются не готовыми к школьному обучению. Т.А. Власова и М.С. Певзнер отмечают, что основ­ным признаком ЗПР является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости — неумение сосредо­точиться на выполнении учебных заданий. Анализ характеристик учащихся с ЗПР, обучающихся в массо­вой школе, проведенный Л. Ф. Чупровым, показал, что недостатки внимания отмечаются учителями у данной категории учащихся в 92% случаев [2, с.37].

Одной из наиболее актуальных проблем современной школы остается проблема повышения эффективности образовательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие внимания. Л.С. Выготский писал, что «культура развития внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов – знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание» [4, с. 116]. Любая деятельность человека, а в большей степени учебная деятельность требует выделение объекта и сосредоточения на нем. Это обеспечивается вниманием.

Практика обучения младших школьников с ЗПР показала, что наличие нарушений внимания у этих детей требует особой организации коррекционно-развивающей работы, учитывающей общую структуру дефекта, особенности развития познавательных процессов и становления личности в целом. Так как внимание выступает одним из важных аспектов познавательной деятельности младшего школьника, то уровень его сформированности необходимо учитывать в процессе обучения, особенно в коррекционных классах, поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения в школе связано именно с недостаточностью развития внимания, а о его совершенствовании необходимо заботится в первую очередь.

Л.Е. Журова отмечает, что внимание – это особое состояние сознания, благодаря которому субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности. В системе психологических феноменов вни­мание занимает особое положение. Оно включено во все ос­тальные психические процессы, выступает как их необходимый элемент. Внимание проявляется в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, который на данный момент времени становится осознаваемым и концентрирует на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени [8, с. 114].

Как отмечает Немов Р.С., внимание человека обладает пятью основными свойствами: устойчивостью, концентрацией, переключаемостью, распределением и объёмом.

Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослаб­ляя внимание.

Концентрация внимания (противоположное качество — рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в сте­пени сосредоточенности внимания на одних объектах и его отвлечении от других.

Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с од­ного объекта на другой.

Распределение внимания состоит в способности рассредоточить внимание на значитель­ном пространстве, параллельно выполнять несколько видов де­ятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания — это такая его характеристика, которая оп­ределяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) чело­века [7,с. 84].

В психолого-педагогических исследованиях (Л.И. Переслени, Г.И. Жаренкова, В.А. Пермякова, С.А. Домишкевич и др.) отмечаются следующие особенности внимания у детей с ЗПР:

- Неустойчивость (колебания) внимания, которая ведет к сни­жению продуктивности, обусловливает трудности выполнения за­даний, требующих постоянного контроля. Ребенок продуктивно работает в те­чение 5 - 15 мин, затем в течение какого-то времени, хотя бы 3 - 7 мин, «отдыхает», накапливает силы для следующего рабо­чего цикла. В моменты «отдыха» ребенок как бы выпадает из де­ятельности, занимаясь посторонними делами. После восстанов­ления сил ребенок снова способен к продуктивной деятельнос­ти и т.д.

- Сниженная концентрация выражается в трудностях сосредо­точения на объекте деятельности и программе ее выполнения, быстрой утомляемости.

- Снижение объема внимания. Ребенок удерживает одновремен­но меньший объем информации, чем тот, на основе которого можно эффективно решать игровые, учебные и жизненные зада­чи, затруднено восприятие ситуации в целом.

- Сниженная избирательность внимания. Ребенок как бы оку­тан раздражителями, что затрудняет выделение цели деятельности и условий ее реализации среди несущественных побочных деталей.

- Сниженное распределение внимания. Ребенок не может од­новременно выполнять несколько действий, особенно если все они нуждаются в сознательном контроле, т. е. находятся на стадии усвоения.

- «Прилипание внимания» выражается в трудностях переклю­чения с одного вида или найденного способа деятельности на другой, в отсутствии гибкого реагирования на изменяющуюся си­туацию.

- Повышенная отвлекаемость [9, с. 21].

Несмотря на описанные выше общие недостатки внимания у детей с ЗПР, П.Я. Гальперин рассматривает внимание как формирующийся навык, а Н.И. Осипова считает, что вниманию, как действию самоконтроля можно и нужно специально обучать. Исходя из этого, потенциальные возможности для развития внимания у младших школьников достаточно высоки. И в качестве средства развития основных свойств внимания целесообразно, по моему мнению, использовать дидактические игры. Ведь всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – очень сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести-семи лет переживают психологический кризис, который связан с необходимостью адаптации к школе. У ребенка происходит смена ведущего вида деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью.

Л.С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика [3, с. 12].

Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной – ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, строит сюжет и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка: он обязан делать то, что ему порой не хочется.

Переход от игровой деятельности к учебной чаще всего навязывается ученику взрослыми, а должен происходить естественным путем. Как быть в этой ситуации, как помочь ребенку? Помогут в этом дидактические игры, которые создадут оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника. Без обоснованного использования дидактической игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

Дидактические игры выполняют следующие функции:

- значительно повышают познавательный интерес младших школьников к обучению;

- делают каждый урок ярким, необычным, эмоционально насыщенным;

- активизируют учебно-познавательную деятельность младших школьников;

- развивают положительную мотивацию к обучению;

- формируют произвольность таких психических процессов детей, как внимание и память;

- развивают у младших школьников смекалку, находчивость, сообразительность;

- стимулируют у детей волевые усилия: организованность, выдержку, умение соблюдать созданные правила;

- увеличивают работоспособность на каждом занятии.

Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличает ее от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

В отличие от других игр дидактическая игра выделяется существенным признаком – наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как основное правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую нужно решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы предсказывая ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний, которые они получили, в результате чего у них формируется познавательный интерес к предмету.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила дидактических игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности проявления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил игры, способствуют познавательной активности школьников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Учитель выступает в роли руководителя игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной дидактической игрой.

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это наличие технических средств обучения, различные средства наглядности: таблицы, модели, дидактический раздаточный материал.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает младшим школьникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений школьников в усвоении знаний и их применении [10, с. 31].

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму и превращается в выполнение указаний и упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры (сценарий), указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся. Сочетание всех этих элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

При организации дидактических игр необходимо продумать следующие вопросы методики:

  1. Цель игры. Какие свойства внимания школьники будут развивать в процессе игры? Какому моменту игры следует уделить особое внимание? Какие другие воспитательные цели преследуются при проведении игры?

  2. Количество играющих. Каждая игра требует определенного минимального или максимального количества играющих. Это надо учитывать при организации игр.

  3. Какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

  4. Как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

  5. На какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей? Пожелают ли ученики к ней вернуться еще раз?

  6. Как обеспечить участие всех школьников в игре?

  7. Как организовать наблюдение за детьми, чтобы выяснить, все ли включились в работу?

  8. Какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

  9. Какие выводы следует сообщить учащимся после игры (лучшие моменты, недочеты в игре и др.) [5, с. 38].

При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. Коррекционно-развивающая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в развитии основных свойств внимания, поэтому при организации дидактической игры следует придерживаться следующих требований:

  • Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а содержание предлагаемого материала – доступно пониманию младших школьников.

  • Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, иначе она не будет содействовать выполнению педагогических целей.

  • Дидактический материал, используемый во время игры, должен быть удобен в использовании, в противном случае игра не даст должного эффекта.

  • При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за ее результатами, который должен быть открытым, ясным и справедливым.

  • Каждый ученик должен быть активным участником игры. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес детей к этой игре.

  • Если на уроке проводятся несколько игр, то легкие и более трудные по содержанию должны чередоваться.

  • Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат. Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Дидактические игры кратковременны (10-20 мин), и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не пропадал интерес к поставленной задаче. Особенно важно следить за этим в коллективных играх. Нельзя допускать, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если все играющие включены в решение задачи. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, так как игра по обязанности теряет свое дидактическое, развивающее значение. В этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует своевременно принять действия, которые ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка неуспевающих.

В игре детям следует предоставлять большую самостоятельность, в то же время на них нельзя возлагать и большую ответственность. Важно, чтобы ребята сами следили за выполнением правил, чтобы каждый ученик чувствовал ответственность перед коллективом.

Включая в процесс обучения игры, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задачи учителя – научить ребенка самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.

На каждом занятии нужно стремиться провести игру, игровое упражнение, разучить считалку, отгадать ребус, загадку. Ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты, в том, что, во-первых, серьезный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлеченно, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой – все это положительно влияет на результативность обучения. Во-вторых, планируя урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогает ему активизировать познавательную деятельность детей. И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель. Однако не следует приучать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр.

Необходим последовательный переход от уроков, насыщенных игровыми ситуациями, к урокам, где игра является поощрением за работу на уроке или используется для активизации внимания: весёлые шутки-минутки, игры-путешествия в страну чисел или страну знаний. В дальнейшем ученики, когда станут старше, поймут, что учение не игра, а труд, и труд серьезный и ответственный, хотя по-прежнему радостный и увлекательный.

Исходя из того, что дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением, включение в урок дидактических игр делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся бодрое рабочее настроение, превращает преодоление трудностей в успешное усвоение учебного материала. На дидактические игры надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. На основе таких теоретических утверждений работает учитель-дефектолог, который должен учесть:

а) место дидактических игр в системе других видов деятельности на уроке;

б) целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока;

в) разработку новых методик проведения дидактических игр с учетом цели урока и уровня подготовленности учащихся;

г) требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;

д) разнообразие игр[6, с. 22] .

Приняв за основу выше обозначенные требования, можно подобрать комплекс дидактических игр, направленный на развитие основных свойств внимания.

Для игровых заданий, направленных на развитие концентрации внимания, потребуется: секундомеры, специальные бланки: перепутанные линии, корректурные бланки (цифровые и буквенные), вырезки из текстов. Для проведения занятий можно использовать любые печат­ные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и руч­ки. Для детей 6—11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

  1. Игра «Разведчики».

Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Перед началом игры педагог дает соответствующую установку: «Вот тебе шифровка, ты раз­ведчик и должен как можно быстрее вычеркнуть отдельные буквы. От результата твоей работы зависит очень многое. После быстрого выполнения задания ты должен передать этот бланк своему товарищу, и он должен быстро найти допущенные ошибки». Такая установка оптимизирует процесс работы ребенка, дает ему возможность развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Инструкция: «В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы "А" (можно указать любую букву)». По мере овладения заданием правила игры усложняются:

  • меняются отыскиваемые буквы;

  • по-разному зачеркиваются и др.;

  • одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается;

• на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отме­чаются галочкой и т. п.

Все вносимые изменения должны четко отражаться в инструкции, предлагаемой в начале занятия. Опыт работы показывает, что уже через месяц занятий у ребен­ка с ЗПР наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях.

2. Игра «Опиши предмет».

Группе из 3-5 человек предла­гается внимательно рассмотреть предметы, которые учитель-дефектолог в тече­ние одной-двух минут показывает (например, мяч, карандаш, ваза, пуговицы, мягкая игрушка, машинка и пр.). Затем эти предметы закрывают, и педагог предлагает детям подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки. Дети описыва­ют выделенные признаки на листе бумаги, затем оценивается количество выделенных признаков каждым ребенком, и выигрывает тот, кто описал самое большое число признаков предметов.

3. Игра «Зеркало».

Детям предлагается вслед за ведущим по­вторить его действия (как отдельные движения, так и их последова­тельность).

4. Игра «Партизан».

Инструкция: «Сейчас я буду читать арифметические задачи. Вы должны решать их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я вам ска­жу: «Пишите!» Содержание задач зависит от возраста и подготовленности детей. Например, задачи для детей первого класса могут быть такими: «Даны два числа: 7 и 2. Сложите первое число и второе... и от по­лученного числа отнимите 1... Затем отнимите еще 2... Пишите!» (от­вет: 6).

Для детей более старшего возраста задачи усложняются: Например: «Даны два числа: 56 и 92... вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа... Полученное число умножь­те на первую цифру второго числа... Пишите!» (ответ: 15).

Можно предложить детям самим придумать задачи и в процессе игры задавать их друг другу.

Аналогичные игры можно проводить на слоговом и буквен­ном материале. Например: ребенку предлагается слово «дерево». К пятой букве это­го слова необходимо добавить шестую букву, а к ней затем добавить третью букву. Какое слово получилось?

Дидактические игры на развитие объема внима­ния у детей младшего школьного возраста.

  1. Игра «Запоминай-ка».

Ребенку показывают в порядке возрастания ко­личества букв бессмысленные слова, содержащие от 3 до 9 согласных букв, на­пример:

РКБЛ КТЦМ

ЖКПРЧ ДЗНТК

КПТНСД ШРВТБЧ

БМДРКЛФ МВХШТСГ

МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ

Материалом к заданию могут служить также слова, состоящие из 4 – 16 букв, предложения, содержащие 5 – 16 букв.

Задача ребенка - запомнить и воспроизвести предъяв­ляемые буквы, слово или словосочетание.

  1. Игра «Найди числа».

Ребенку предлагается цифровая таблица с чис­лами (количество цифр изменяется по мере увеличения объема вни­мания от занятия к занятию). Первично же таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке.

Таблицы

1

7

4


3

2

5


9

5

8


6

9

1

9

5

2

1

8

6

4

1

6

2

5

8

2

6

8

7

9

4

3

7

2

4

7

1


Инструкция: «Сейчас я покажу вам таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее найти в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Вы дол­жны показать их указкой и назвать вслух».

  1. Игра «Пуговицы».

Играют два человека. Перед ребенком располагают два одинако­вых набора пуговиц, ни одна пуговица не повторяется. У каждого иг­рока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Начинаю­щий выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого пер­вый игрок закрывает листом бумаги свое игровое поле, а второй дол­жен расположить пуговицы на своем листе бумаги. Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем сложнее становится игра.

С целью развития способности к распределению внимания (способности ребенка выполнять две работы одновременно) можно предложить следующие дидактические игры:

  1. Игра «Слушай и считай».

Учитель-дефектолог читает вслух небольшой текст и сопровождает свое чтение негромким постукиванием карандашом по столу. Ре­бенок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов.

  1. Игра «Слушай и вычеркивай».

Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время воспроизводят аудиозапись с детской сказкой (либо педагог читает текст). Потом прове­ряют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

  1. Игра «Распредели цифры».

В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно перепи­сать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

  1. Игра «Найди слова» (модификация методики Мюнстерберга). Оборудование: карточки с буквами, среди которых нужно найти спрятавшиеся слова. В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существи­тельные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется найти их как можно быстрее и без ошибок. На игру отводится 5 минут. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.

Пример задания:

ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧЛОЬИРЪГН-ЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУРФРШУБАТВВГДИЖСЯИУ-МАМАЦПЧУЪЩМОЖБРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФ-СПТУЧОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ

Для коррекции переключения внимания можно использовать следующие дидактические игры:

1. Игра «Красно-черные таблицы».

Оборудование: таблицы с черными и красными цифрами в различ­ных расположениях. Занятие включает три этапа:

- рассмотреть таблицу и найти по порядку все числа черно­го цвета от 1 до 12;

- рассмотреть таблицу и найти все числа красного цвета в обратном порядке;

- необходимо поочередно искать числа черного цвета в пря­мом порядке, а красного в обратном.

После того как у ребенка будут удовлетворительные результаты по поиску предложенного выше количества цифр, их число можно уве­личить до 16, затем до 24, затем до 40 и пр. Задания можно модифици­ровать, заменив цифры буквами русского или латинского алфавита.

2. Игра «Каждой руке – свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение од­ной минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.

3. Игра «Вычеркни букву».

В этой игре чередуются правила вычеркивания букв. Например, первые пять минут ребенок вычеркивает букву «С», сле­дующие пять минут - «3», затем поочередно вычеркивает букву «С» вертикальной линией, а «3» - горизонтальной, еще через пять минут - наоборот.

4. Игра «Заметь все» («Чего не стало?», «Что изменилось?»).

В игре раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрыва­ются. Приоткрыв предметы на 10 секунд, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили. Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у де­тей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один над другим, чтобы дети перечислили их по по­рядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

5. Игра «Ищи безостановочно».

Инструкция: в течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя (либо на сюжетной картинке) как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, фор­мы, материала и т.п.). По сигналу учителя-дефектолога один ребенок начинает пе­речисление, другие его дополняют [11].

Итак, практика применения данных дидактических игр позволяет отметить, что включение в образовательный процесс дидактических игр будет способствовать развитию основных свойств внимания младших школьников с задержкой психического развития при соблюдении педагогом следующих условий: целесообразность использования дидактических игр на разных этапах урока; проведение дидактических игр с учетом цели урока и уровня подготовленности учащихся; выполнение требований к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения.

Список литературы и источников:

1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2001. 136 с.

2. Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического здоровья: пособие для учителей. Москва: Просвещение, 1981. 119 c.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 5: Основы дефектологии. М.:Педагогика, 1983. 368 с.

5. Газман О.С. В школу - с игрой. М.: Просвещение, 1991. 193с.

6. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: Академия развития, 1997. 193с.

7. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. Москва: ВЛАДОС, 2003. 688 с.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002. 720 с.

9. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. 208 с.

10. Столяр А.А. Давайте поиграем. М.: Просвещение, 1991. 215с.

11. http://www.ruskid.ru, www. adalin. mospsy.ru



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!