Развитие памяти у детей с ОВЗ во внеурочное время.
Подготовила: Герцик И.А.
Память лежит в основе способностей человека и является условием обучения. Развитие памяти обучающихся является необходимым не только для успешного обучения, но и будущей профессиональной деятельности.
Какие условия нужно учитывать при развитии памяти детей с ОВЗ? Это, прежде всего, уровень развития учебной деятельности и произвольности познавательных процессов. Затем использование наглядности; обучение рациональным приёмам осмысленного заучивания; повышение продуктивности запоминания; решение различного рода логических заданий (ребусы, кроссворды, шарады, загадки и др.); формирование опосредованного запоминания через использование знаков-символов.
Существуют различные методы развития памяти детей с ОВЗ на уроке и во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.
Работа с текстом. Прочитать текст вслух, быстро и точно ответить на вопросы. Упражнение «Пересказ по кругу». Дети внимательно читают текст, пересказывают по очереди по одному предложению, дополняя друг друга.
Развитие долговременной памяти. Активизация словарного запаса. За 1 минуту написать по 7 слов по темам.
«Художник». Развитие образной памяти. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то нестандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге то, что Вы описали.
Запоминание слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик. Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке. Затем прочитайте и запомните слова второго столбика.
Игры на развитие памяти
«Кто больше услышит и запомнит? Учащиеся распределяются на команды. Одной команде даётся задание запомнить все слова, в названии которых есть определённый звук. Задание для второй команды – аналогичное, но запоминать надо слова с другим звуком. После этого педагог называет 20 – 25 слов. Затем по команде педагога один из членов команды перечисляет всё, что запомнил, остальные члены команды дополняют.
«Повтори и продолжи». Ребёнок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.
Очень важно использовать разные формы урока, в том числе нестандартные, интересные. В связи с этим во внеурочное время я часто использую викторины, ребусы, кроссворды, как средство развития познавательного интереса младших школьников.
Развитие памяти и опора при этом на уровень развития учебной деятельности (его повышение при необходимости), позволяет говорить об успешном обучении с учетом следующих действий: организация запоминания при помощи осмысления; организация занятий в игровой форме; целенаправленная и периодическая работа по развитию памяти также и на других уроках в других условиях. Таким образом, уделяя внимание развитию памяти, мы тем самым помогаем ребенку с ОВЗ лучше воспринимать учебный материал, вникать в него, а также правильно использовать свои знания.
Наиболее эффективными в нашей работе являются такие упражнения (приёмы): интеллект-карта, викторина, кроссворд, анаграмма, ребус, запоминание слов. У детей повышается мотивация к предметам, улучшается усвоение материала.
Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти ребенка
Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
Попросите ребенка повторить на второй день выученный материал.
При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.