СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие памяти у детей с ОВЗ во внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ "Развитие памяти у детей с ОВЗ во внеурочное время"

Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти у детей с ОВЗ во внеурочное время.»

Развитие памяти у детей с ОВЗ во внеурочное время.

Подготовила: Герцик И.А.



Память лежит в основе способностей человека и является условием обучения. Развитие памяти обучающихся является необходимым не только для успешного обучения, но и будущей профессиональной деятельности.

Какие условия нужно учитывать при развитии памяти детей с ОВЗ? Это, прежде всего, уровень развития учебной деятельности и произвольности познавательных процессов. Затем использование наглядности; обучение рациональным приёмам осмысленного заучивания; повышение продуктивности запоминания; решение различного рода логических заданий (ребусы, кроссворды, шарады, загадки и др.); формирование опосредованного запоминания через использование знаков-символов.

Существуют различные методы развития памяти детей с ОВЗ на уроке и во внеурочной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

Работа с текстом. Прочитать текст вслух, быстро и точно ответить на вопросы. Упражнение «Пересказ по кругу». Дети внимательно читают текст, пересказывают по очереди по одному предложению, дополняя друг друга.

Развитие долговременной памяти. Активизация словарного запаса. За 1 минуту написать по 7 слов по темам.

«Художник». Развитие образной памяти. Необходимо подготовить чистый лист белой бумаги и простой карандаш. Вы описываете любого сказочного персонажа или предмет. Выбираете для этого что-то нестандартное. Например, пейзаж, инопланетянин, карнавальный костюм, царский дворец. Ребенок внимательно слушает, а затем пробует изобразить на бумаге то, что Вы описали.

Запоминание слов. Прочитайте эти слова и попробуйте запомнить сначала первый столбик. Закройте эти слова и попробуйте написать их на бумаге в алфавитном порядке. Затем прочитайте и запомните слова второго столбика.

Игры на развитие памяти

«Кто больше услышит и запомнит? Учащиеся распределяются на команды. Одной команде даётся задание запомнить все слова, в названии которых есть определённый звук. Задание для второй команды – аналогичное, но запоминать надо слова с другим звуком. После этого педагог называет 20 – 25 слов. Затем по команде педагога один из членов команды перечисляет всё, что запомнил, остальные члены команды дополняют.

«Повтори и продолжи». Ребёнок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово.

Очень важно использовать разные формы урока, в том числе нестандартные, интересные. В связи с этим во внеурочное время я часто использую викторины, ребусы, кроссворды, как средство развития познавательного интереса младших школьников.

Развитие памяти и опора при этом на уровень развития учебной деятельности (его повышение при необходимости), позволяет говорить об успешном обучении с учетом следующих действий: организация запоминания при помощи осмысления; организация занятий в игровой форме; целенаправленная и периодическая работа по развитию памяти также и на других уроках в других условиях. Таким образом, уделяя внимание развитию памяти, мы тем самым помогаем ребенку с ОВЗ лучше воспринимать учебный материал, вникать в него, а также правильно использовать свои знания.

Наиболее эффективными в нашей работе являются такие упражнения (приёмы): интеллект-карта, викторина, кроссворд, анаграмма, ребус, запоминание слов. У детей повышается мотивация к предметам, улучшается усвоение материала.

Рекомендации для педагогов и родителей по развитию памяти ребенка

Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

  • Попросите ребенка повторить на второй день выученный материал.

  • При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

  • Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

  • При появлении у ребенка явных признаков утомления сделайте перерыв.