СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие памяти у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

От организации мыслительной деятельности старшеклассника зависит производительность непроизвольной памяти, роль которой не уменьшается. Невольно запоминается прежде всего то, что связано с интересами, потребностями и планами на будущее, что вызывает сильный эмоциональный отклик.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста совершенствуются способы запоминания за счет сознательного использования рациональных приемов, логического запоминания, растет производительность памяти. Мнемическая деятельность старшеклассника является осмысленнее, чем в предыдущем возрастном периоде. Показателями осмысленности запоминания, является обладание приемами и способами запоминания, такими как смысловые группировки, сравнения.

С возрастом память дифференцируется на общую и специальную. Объектом общей памяти является широкий круг информационных источников. Специальная память характеризуется меньшим кругом воздействий, большей избирательностью в отношении информации, которая запоминается. Она связана с ведущими интересами учащихся, направленностью на овладение определенной профессией. Старшеклассники проявляют большой интерес к совершенствованию способа запоминания, стремление управлять своей памятью, повышать ее производительность.

В ранней юности происходит прогрессивное развитие теоретического мышления, старшеклассники проявляют логическое мышление, способность заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, их интеллект формируется как целостная структура.

В этом возрастном периоде начинает очерчиваться индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности: познавательный и когнитивный стиль, формируется ментальный опыт, производятся индивидуальные варианты способов восприятия, запоминания и мышления, которые определяют пути вступления, накопления, переработки и использования информации, многие представители этого возраста склонны переоценивать уровень своих знаний и умственных способностей.

Учителю необходимо в своей работе придерживаться практических рекомендаций для учащихся старшего школьного возраста по развитию памяти.

1)Так как повторение и воспроизведение способствует более точному и прочному закреплению информации в долговременной памяти, то рекомендуется:

а) повторять материал через несколько часов после восприятия;

б) повторять материал незадолго до отхода ко сну, чтобы запоминаемое не смешивалось с другими впечатлениями дня;

в) для запоминания сложного материала воспроизводить вслух его содержание.

2) Рекомендуется использовать продуманную последовательность заучивания и распределения заучиваемого материала во времени:

а) два сходных предмета не учить один за другим;

б) продуктивнее возвращаться к материалу через 2-3 часа, чем прочитать его 2-3 раза подряд;

в) при запоминании, близком к тексту, большой по объему материал разделить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению текста в целом.

Также рекомендуется:

3) Для улучшения запоминания текста составлять планы, схемы, таблицы, потому что чем больше усилий затрачивается на сознательную переработку информации, тем лучше она запоминается;

4) Включать в запоминание все виды памяти, так как появится дополнительная возможность оставления следов в памяти, поэтому средства презентации материала должны быть разнообразными;

5) Для запоминания не связанного логически материала использовать специальные мнемотехнические приемы.

Полезно проводить аналогии трудных для запоминания географических названий, слов иностранного языка с хорошо известными словами родного языка;

Эффективным приемом является запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь заученное, этот прием иногда называют «вешалкой»;

6) Для совершенствования памяти целесообразно выполнять упражнения и задания по пониманию различных текстов, создавать к ним план, составлять схемы различных объектов с целью их запоминания.

С упражнениями и играми для повышения уровня оперативной памяти можно познакомиться в приложении 5 к данному выступлению.

Повышению уровня оперативной памяти способствует такой фактор, как отсутствие стресса при запоминании материала. Если ребёнок испытывает стресс в течение этого процесса, это может значительно снизить успешность выполнения поставленной задачи и, следовательно, негативно повлиять на полученные результаты.

Таким образом, для улучшения работы памяти следует подключать все познавательные процессы, но следует учитывать, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя придумал и адаптировал, исходя из собственных особенностей и жизненного опыта.

Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти у учащихся среднего и старшего школьного возраста.»

Развитие памяти у учащихся среднего и старшего школьного возраста.

От организации мыслительной деятельности старшеклассника зависит производительность непроизвольной памяти, роль которой не уменьшается. Невольно запоминается прежде всего то, что связано с интересами, потребностями и планами на будущее, что вызывает сильный эмоциональный отклик.

У учащихся среднего и старшего школьного возраста совершенствуются способы запоминания за счет сознательного использования рациональных приемов, логического запоминания, растет производительность памяти. Мнемическая деятельность старшеклассника является осмысленнее, чем в предыдущем возрастном периоде. Показателями осмысленности запоминания, является обладание приемами и способами запоминания, такими как смысловые группировки, сравнения.

С возрастом память дифференцируется на общую и специальную. Объектом общей памяти является широкий круг информационных источников. Специальная память характеризуется меньшим кругом воздействий, большей избирательностью в отношении информации, которая запоминается. Она связана с ведущими интересами учащихся, направленностью на овладение определенной профессией. Старшеклассники проявляют большой интерес к совершенствованию способа запоминания, стремление управлять своей памятью, повышать ее производительность.

В ранней юности происходит прогрессивное развитие теоретического мышления, старшеклассники проявляют логическое мышление, способность заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом, их интеллект формируется как целостная структура.

В этом возрастном периоде начинает очерчиваться индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности: познавательный и когнитивный стиль, формируется ментальный опыт, производятся индивидуальные варианты способов восприятия, запоминания и мышления, которые определяют пути вступления, накопления, переработки и использования информации, многие представители этого возраста склонны переоценивать уровень своих знаний и умственных способностей.

Учителю необходимо в своей работе придерживаться практических рекомендаций для учащихся старшего школьного возраста по развитию памяти.

1)Так как повторение и воспроизведение способствует более точному и прочному закреплению информации в долговременной памяти, то рекомендуется:

а) повторять материал через несколько часов после восприятия;

б) повторять материал незадолго до отхода ко сну, чтобы запоминаемое не смешивалось с другими впечатлениями дня;

в) для запоминания сложного материала воспроизводить вслух его содержание.

2) Рекомендуется использовать продуманную последовательность заучивания и распределения заучиваемого материала во времени:

а) два сходных предмета не учить один за другим;

б) продуктивнее возвращаться к материалу через 2-3 часа, чем прочитать его 2-3 раза подряд;

в) при запоминании, близком к тексту, большой по объему материал разделить на логические части и заучивать по частям, возвращаясь через некоторое время к повторению текста в целом.

Также рекомендуется:

3) Для улучшения запоминания текста составлять планы, схемы, таблицы, потому что чем больше усилий затрачивается на сознательную переработку информации, тем лучше она запоминается;

4) Включать в запоминание все виды памяти, так как появится дополнительная возможность оставления следов в памяти, поэтому средства презентации материала должны быть разнообразными;

5) Для запоминания не связанного логически материала использовать специальные мнемотехнические приемы.

Полезно проводить аналогии трудных для запоминания географических названий, слов иностранного языка с хорошо известными словами родного языка;

Эффективным приемом является запоминание опорных слов, дат, с которыми увязывается вновь заученное, этот прием иногда называют «вешалкой»;

6) Для совершенствования памяти целесообразно выполнять упражнения и задания по пониманию различных текстов, создавать к ним план, составлять схемы различных объектов с целью их запоминания.

С упражнениями и играми для повышения уровня оперативной памяти можно познакомиться в приложении 5 к данному выступлению.

Повышению уровня оперативной памяти способствует такой фактор, как отсутствие стресса при запоминании материала. Если ребёнок испытывает стресс в течение этого процесса, это может значительно снизить успешность выполнения поставленной задачи и, следовательно, негативно повлиять на полученные результаты.

Таким образом, для улучшения работы памяти следует подключать все познавательные процессы, но следует учитывать, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя придумал и адаптировал, исходя из собственных особенностей и жизненного опыта.