СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса к родному (русскому) языку с первых шагов обучения в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заложить основы для овладения устной и письменной формами русского языка невозможно, если не заинтересовать обучающихся.Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы как можно раньше, уже с первых шагов обучения в школе, вызвать познавательный интерес к русскому языку. 

Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению родного (русского) языка, формированию познавательного интереса, но и позволяют преодолеть барьер неуверенности, развивают устную и письменную речь у ребенка.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса к родному (русскому) языку с первых шагов обучения в школе.»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

КАК СПОСОБ ВЫЗВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС

К РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ

С ПЕРВЫХ ШАГОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

«Хорошая игра похожа на хорошую работу…»

(Антон Семёнович Макаренко)

Заложить основы для овладения устной и письменной формами русского языка невозможно, если не заинтересовать обучающихся. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы как можно раньше, уже с первых шагов обучения в школе, вызвать познавательный интерес к русскому языку. Ведь орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению родного (русского) языка, формированию познавательного интереса, но и позволяют преодолеть барьер неуверенности, развивают устную и письменную речь у ребенка. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. В игре незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Грамматические игры – упражнения – один из методов обучения русскому языку. Они позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики. Перед обучающимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнений свои знания, умения, навыки.

Грамматические игры на уроках обучения грамоте с целью
развития фонематического слуха:

Упражнение «Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, в названиях которых встречается один и тот же звук, например: маска, мишка, мяч, миска и т. п.

Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук м’]. (мяч, мишка).

Игра «Один звук, марш!»

1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например:  горсть –гость.  (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)

2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза. (Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)

3. В словах замените один согласный звук. Например:  корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:

 1) называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) дифференцировать твёрдый и мягкий звуки в слове и т.д.


Грамматические игры на первых уроках при ознакомлении с составом предложения, с последовательностью слов в предложении.

Игра «Слова ожили»

Дети выступают в роли «живых слов». В ходе игры - беседы обучающиеся приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Обучающиеся выстраивают слова в нужной последовательности, а дети - «слова» произносят предложение.

Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует  лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.


Грамматические игры – упражнения близки к обычным упражнениям. Их материалом могут служить также упражнения в учебнике. Можно использовать игры в конце урока, когда работоспособность падает, внимание начинает рассеиваться и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности учащихся. Хорошо использовать такие игры при закреплении материала. Большой эффект дают игры – упражнения на уроках работы над ошибками.


Лексические игры помогают освоить орфографию слов.

Игра «Третий лишний»

(Желток – железо – желтый)


Игра «Разделите слова на две группы»


Игры с пословицами напоминают о том, что русский язык также богат и неисчерпаем. Их эффективно использовать при организации работы в группах или парах.

Игра «Озорные буквы»

Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл:

Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум)

Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов)

Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг)

Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов)

Купить кита в мешке. (Не кита, а кота)

Игра «Скорлупка- ядрышко»

Прочитайте и выполните задания. Соотнесите   пословицу  с их разъяснением. Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)



Пословица

Разъяснение пословицы

1. У короткого ума длинный язык. 
2. Глаза - зеркало души. 
3. В своем болоте и лягушка поет.

1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю.

2. Болтливый человек обычно не бывает умным.

3. По выражению глаз можно узнать о характере человека.

1.Рот не огород: не затворишь ворот.

2. На чужой стог вилами не указывай.

3. Рыбак рыбака видит издалека.

1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга.

2. Нехорошо заглядываться на чужое.

3.Другому человеку не запретишь говорить.


Игра «Пойми язык мысли»

Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет.

  • Девочка катается на санках с высокой горы и не боится.

  • Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей

Хорош садовник — хорош и крыжовник.

  • Хорош крыжовник тогда, когда он созреет.

  • У способного учителя дети могут многому научиться.

  • У талантливого портного вся одежда красивая.


Игра «Весёлый тест» (знание точной формулировки пословицы)

1. Куда смотрит волк, сколько его ни корми:

а) на волчицу; б) на козлят; в) в лес; г) в миску;

2. Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?

а) жар-птица; б) жареный петух; в) гадкий утёнок;

3. Что называют зеркалом души?

а) уши; б) глаза; в) улыбку; г) лицо;

4. Как поступит умный человек, встретив на пути гору?

а) покорит; б) обойдёт; в) пробурит; г) сдвинет;

5. Что летит, когда лес рубят?

а) птицы; б) шишки; в) брёвна; г) щепки


Воспитание любви к родному (русскому) языку – одна из важных задач учителя. Игровые технологии на уроках русского языка развивают творчество детей, способствуют не только активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний, а также создают прочную базу знаний уже с первых шагов обучения в школе.

В заключении хочется отметить, что познавательные интересы младших школьников оказывают благоприятное влияние на глубину, интенсивность, продуктивность и положительный эмоциональный тонус учения. Под их влиянием учебная деятельность обучающихся протекает легче, быстрее, в силу чего снимается утомление, хотя сама деятельность сопровождается высоким интеллектуальным и волевым напряжением. Развитие познавательных интересов благотворно сказывается на качестве и эффективности обучения, поскольку интересы поддерживают и подкрепляют познавательную активность учеников («учиться легче тому, кто учится охотно»)