ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
КАК СПОСОБ ВЫЗВАТЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
К РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ
С ПЕРВЫХ ШАГОВ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
«Хорошая игра похожа на хорошую работу…»
(Антон Семёнович Макаренко)
Заложить основы для овладения устной и письменной формами русского языка невозможно, если не заинтересовать обучающихся. Задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы как можно раньше, уже с первых шагов обучения в школе, вызвать познавательный интерес к русскому языку. Ведь орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.
Игровые технологии являются не только одним из способов повышения мотивации к изучению родного (русского) языка, формированию познавательного интереса, но и позволяют преодолеть барьер неуверенности, развивают устную и письменную речь у ребенка. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. В игре незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Грамматические игры – упражнения – один из методов обучения русскому языку. Они позволяют закрепить знания некоторых разделов грамматики. Перед обучающимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнений свои знания, умения, навыки.
Грамматические игры на уроках обучения грамоте с целью
развития фонематического слуха:
Упражнение «Внимательные покупатели»
Учитель раскладывает на своём столе различные предметы. Среди них те, в названиях которых встречается один и тот же звук, например: маска, мишка, мяч, миска и т. п.
– Вы пришли в магазин. Ваши родители заплатили за игрушки, названия которых начинаются на звук м]. Эти игрушки вы можете взять. Будьте внимательны, не берите игрушку, за которую не платили!
Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой начинается, на звук [м](матрёшка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук м’]. (мяч, мишка).
Игра «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть –гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
2. Теперь, наоборот, добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Например: роза – гроза. (Стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар.)
3. В словах замените один согласный звук. Например: корж – морж.(Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орёл, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).
Использование перечисленных выше игр позволяет первоклассникам овладеть следующими умениями:
1) называть звуки, из которых состоит слово; 2) не смешивать понятия «звук» и «буква»; 3) дифференцировать твёрдый и мягкий звуки в слове и т.д.
Грамматические игры на первых уроках при ознакомлении с составом предложения, с последовательностью слов в предложении.
Игра «Слова ожили»
Дети выступают в роли «живых слов». В ходе игры - беседы обучающиеся приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Обучающиеся выстраивают слова в нужной последовательности, а дети - «слова» произносят предложение.
Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.
Грамматические игры – упражнения близки к обычным упражнениям. Их материалом могут служить также упражнения в учебнике. Можно использовать игры в конце урока, когда работоспособность падает, внимание начинает рассеиваться и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности учащихся. Хорошо использовать такие игры при закреплении материала. Большой эффект дают игры – упражнения на уроках работы над ошибками.
Лексические игры помогают освоить орфографию слов.
Игра «Третий лишний»
(Желток – железо – желтый)
Игра «Разделите слова на две группы»
Игры с пословицами напоминают о том, что русский язык также богат и неисчерпаем. Их эффективно использовать при организации работы в группах или парах.
Игра «Озорные буквы»
Найдите в пословицах и поговорках озорные буквы, которые встали не на свои места, изменив тем самым привычный смысл:
Ус хорошо, а два лучше. (Не ус, а ум)
Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов)
Старый круг лучше новых двух. (Не круг, а друг)
Больше дела, меньше снов. (Не снов, а слов)
Купить кита в мешке. (Не кита, а кота)
Игра «Скорлупка- ядрышко»
Прочитайте и выполните задания. Соотнесите пословицу с их разъяснением. Поясните на примере определенной жизненной ситуации свой выбор (так говорят, когда...)
Пословица | Разъяснение пословицы |
1. У короткого ума длинный язык. 2. Глаза - зеркало души. 3. В своем болоте и лягушка поет. | 1. Дома, на родине, живется радостнее, веселее, чем в чужом краю. 2. Болтливый человек обычно не бывает умным. 3. По выражению глаз можно узнать о характере человека. |
1.Рот не огород: не затворишь ворот. 2. На чужой стог вилами не указывай. 3. Рыбак рыбака видит издалека. | 1. Люди интересующиеся одним делом, хорошо понимают друг друга. 2. Нехорошо заглядываться на чужое. 3.Другому человеку не запретишь говорить. |
Игра «Пойми язык мысли»
Объясните, можно ли употреблять данную пословицу в предложенных ситуациях. Подчеркните.
Любишь кататься, люби и саночки возить. | Девочка завела собаку, а убирать за ней грязь не хочет. Девочка катается на санках с высокой горы и не боится. Девочка всегда помогает маме убираться в комнате после ухода гостей |
Хорош садовник — хорош и крыжовник. | Хорош крыжовник тогда, когда он созреет. У способного учителя дети могут многому научиться. У талантливого портного вся одежда красивая. |
Игра «Весёлый тест» (знание точной формулировки пословицы)
1. Куда смотрит волк, сколько его ни корми:
а) на волчицу; б) на козлят; в) в лес; г) в миску;
2. Какая птица, согласно народной поговорке, должна клюнуть человека, чтобы он начал проявлять повышенную активность?
а) жар-птица; б) жареный петух; в) гадкий утёнок;
3. Что называют зеркалом души?
а) уши; б) глаза; в) улыбку; г) лицо;
4. Как поступит умный человек, встретив на пути гору?
а) покорит; б) обойдёт; в) пробурит; г) сдвинет;
5. Что летит, когда лес рубят?
а) птицы; б) шишки; в) брёвна; г) щепки
Воспитание любви к родному (русскому) языку – одна из важных задач учителя. Игровые технологии на уроках русского языка развивают творчество детей, способствуют не только активизации мыслительной деятельности, но и повышению качества знаний, а также создают прочную базу знаний уже с первых шагов обучения в школе.
В заключении хочется отметить, что познавательные интересы младших школьников оказывают благоприятное влияние на глубину, интенсивность, продуктивность и положительный эмоциональный тонус учения. Под их влиянием учебная деятельность обучающихся протекает легче, быстрее, в силу чего снимается утомление, хотя сама деятельность сопровождается высоким интеллектуальным и волевым напряжением. Развитие познавательных интересов благотворно сказывается на качестве и эффективности обучения, поскольку интересы поддерживают и подкрепляют познавательную активность учеников («учиться легче тому, кто учится охотно»)