СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса на уроках географии через использование технологии развития критического мышления.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса на уроках географии через использование технологии развития критического мышления.»

Развитие познавательного интереса на уроках географии через использование технологии развития критического мышления.

Из опыта работы учителя географии Колтыковой И.В.



В обучении гораздо важнее научить ребенка мыслить,
чем сообщить ему те или иные знания.
Л.С. Выготский



Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала актуальной. Опыт работы показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающего общества. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, в поиске пути к цели в пространстве информации и коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого в недостаточно высоком уровне развития критического мышления. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это откры­тое мышление, развивающееся путем нало­жения новой информации на личный жизненный опыт. Ее основой является плотное взаимодействие учителя и учеников. Выделяют три основных этапа: вызов, осмысление, рефлексия. Самая трудная стадия в процессе теории критического мышления – вызов. В ходе этого этапа необходимо в учениках пробудить множество вопросов и интерес к темам, изучающим в географии. Это дает возможность самим школьникам определить свои знания и пробелы. Основным итогом ее становится желание учеников определять, а как на самом деле обстоит ситуация в окружающем мире, в стране, с точки зрения географии.

Первый этап (вызов)

Примеры:

Мотивация при изучении темы «Вулканы» (5 класс)

- Ребята, а вы задумывались над тем, что Земля, на которой мы живём - живая!

И каждое мгновенье в разных её частях происходит что-то новое, интересное, незабываемое.

1. -А откуда мы с вами узнаём о том, что происходит в мире? (из новостей).

2. - Сейчас мы с вами тоже посмотрим выпуск новостей, а после вы ответите на вопросы и сможете назвать тему нашего сегодняшнего урока. (Уч-ся называют тему урока и отвечают на вопросы 1-3).

1.- Скажите, ребята, важная ли тема затронута в новостях? Как вы думаете почему?

( важная, потому что мы должны знать, какие события происходят в мире и в разных частях страны).

2. - А где происходит извержение вулканов? (Россия, полуостров Камчатка, Камчатский край).

3. Как местные жители отзываются о таком стихийном природном явлении, как извержение вулканов? ( Они восхищаются красотой происходящего, они очень довольны тем, что живут на Камчатке и видят всё это своими глазами).

Мотивация при изучении темы «Ветер» (6 класс)

1.Злым и добрым он бывает.

Злым, когда всерьез дичает

И о прежних днях скучает.

Страшный, словно гад ползучий,

В небесах гоняет тучи

И с надрывом в вихрях стона

Волны дыбит выше дома,

И ломает, почем зря

В море мачты корабля

Добрым он бывает чаще,

Добрый, значит настоящий

Движется как звук струны

Гостем южной стороны.

В темноте, при свете дня-

Солнца яркого огня-

То дыханием ласкает,

Подналяжет, отпускает,

То стеной стоит тугой.

Отгадайте, кто он такой?

- А как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (Ветер).

- Ребята, давайте с вами поговорим на тему: «Значение ветра на Земле».

Аудиозапись «Ветер, ветер ты могуч…»

Ветер - это благо для человека? или

Ветер - это зло для человека? (ответы детей).

Мотивация при изучении темы «Внутреннее строение Земли» (5 класс).

Просмотр мультфильма из серии «Почемучка».

- Ребята, как вы думаете, возможна ли жизнь внутри Земли?

Тема «Мировой океан» (6 класс)

- Я предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма о Мировом океане.

Вопросы после просмотра фильма

  1. Какие чувства возникали у вас при просмотре данного фильма?

(чувства страха, восхищения, удивления….)

  1. Как вы думаете, для чего нужно изучать Мировой океан?

Заполните таблицу «Знаю – Хочу узнать – Узнал»

Знаю Хочу узнать Узнал

(что я знаю)

(что хочу узнать)

(что узнал)

Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей. При изучении темы «Мировой океан» на стадии вызова, учащимся предлагаю разбиться на пары, посовещаться и заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по этой теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.

Тема «Европейский Юг» (9 класс)

Учимся прогнозировать. Важной способностью сегодня является умение прогнозировать. Но даже среди взрослых этой способностью обладают немногие. Использование приемов «Верные – неверные утверждения» и приемов прогнозирования поможет развить эту способность у детей и повысить мотивацию к изучению материала. Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова предлагаю несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывают. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.

Методический прием «Верите ли вы, что …»

Сейчас в группах (по 4 человека) вы должны ответить на вопросы и обосновать один из них.

1. Северный Кавказ занимает пограничное положение между равнинами и горами.

2. Северный Кавказ имеет выгодное приморское ЭГП (экономико-географическое положение).

3. Для Северного Кавказа характерен однонациональный состав населения.

4. Северный Кавказ один из самых благоприятных для жизни людей из районов России в природном отношении.

5. Северный Кавказ – это единственный регион России, где естественный прирост положительный.

6. Северный Кавказ граничит с 3 государствами: Грузией, Арменией, Азербайджаном.

7. На Северном Кавказе есть месторождения топливных полезных ископаемых.

8. Для Северного Кавказа характерна самая низкая доля сельского населения.

Учащиеся обсуждают вопросы в группах, вырабатывают общую позицию. Затем класс выслушивает ответы каждой группы.

Второй этап (осмысление)

Чтобы побудить интерес к изучению предмета, я использую на стадии осмысления собственные наблюдения или фотографии. Чем больше материалов доступно для анализа детьми на уроках, тем лучше.

Организовать работу учеников можно следующим образом:

обсуждение темы в малых группах на основе предложенных материалов, парные дискуссии.

Учащимся предлагаю поработать с текстом самостоятельно. В качестве текста могут быть не только страницы учебника, но и видеоматериал, графика, географические карты и т.д.

Тема «Вулканы» (5 класс).

Работа с текстом, использование приема «Инсерт»:

Я предлагаю поработать с текстом, используя установленную знаковую систему. Учащиеся внимательно знакомятся с текстом, делая карандашом соответствующие пометки на полях текста:

V – то, что было известно учащимся ранее;

+ – новая, неожиданная информация;

– – информация, противоречащая взглядам учащихся;

? – информация до конца не выяснена (не вполне понятна).

Количество используемых условных обозначений может изменяться в зависимости от сложности предложенного для анализа текста или уровня развития навыков у учащихся.

Пример текста.

Вулканы (текст)

Латинское слово «Вулкану-с» - у древних римлян – Бог Огня.

Вулкан - конусообразная, куполовидная или иной формы гора, с углублением (кратером) на вершине, через которое извергаются лава, горячие газы, пары воды, обломки горных пород, вулканический пепел, мелкие камешки.

Вулканы образно называют «огнедышащими горами». Извержение вулканов – ещё одно грозное, опасное для людей природное явление.

Как же образуются вулканы?

В земной коре, из-за движения плит, возникают трещины, вблизи которых давление вещества мантии – магмы – меньше. Вещество мантии плавится, образуя очаг магмы. Менее плотная, чем окружающая её твёрдая порода, магма, скопившись в достаточном количестве, начинает подниматься по трещинам или вулканическим каналам. Выход канала на поверхность называется жерлом вулкана. Некоторые вулканы имеют несколько каналов, но не все они могут достигать поверхности земной коры. Магма, извергающаяся на поверхность, называется лавой. Она вытекает из жерла в виде реки, или лавового потока, который постепенно охлаждается и затвердевает, образуя вулканическую породу. В ходе извержения вязкость лавы может изменяться. Вулканы, образованные невязкой лавой, имеют пологие склоны. Такие вулканы называют щитовидными. Густая лава не может утечь далеко от жерла и обычно образует вулкан в форме конуса. Такие вулканы называют конические.

Вулканы - чаще извергаются на дне океанов, в зоне расхождения литосферных плит. Могут быть на суше - в зоне разломов литосферных плит. Вулканы образуют так называемое - Тихоокеанское огненное кольцо. Оно включает вулканы восточного побережья Азии, западного побережья Америки, Антарктиды и на севере Алеутских островов – более 370 вулканов. Если конус вулкана возвышается над водой, то образуется вулканический остров. Например, Гавайские острова в Тихом океане. Вулканы есть в Средиземноморье и в Африке.

Есть наука, которая изучает действие вулканов – это вулканология. Учёные вулканологи делят вулканы на группы (типы) в зависимости от того, когда было их последнее извержение и насколько велика вероятность нового извержения. Действующие – вулканы, которые извергались на памяти человечества. Потухшие – вулканы, не извергавшиеся на памяти человечества.

Уснувшие - вулканы об извержениях, которых в историческое время нет данных, но нет уверенности в том, что их деятельность прекратилась.

Тема «Ветер» (6 класс).

Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

- Все свои исследования, результаты выполненных заданий, выводы будете записывать в «Бортовой журнал».

Ф.И. ученика

Тема

Дата

Ключевые понятия

Толкование

Графическая форма (рисунок, схема)

1

Ветер



2

Бриз



3

Муссон



4

Роза ветров



Тема «Атмосферное давление» (6 класс).

Использование приема «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы. Заданный учеником вопрос является способом диагностики знаний ученика, уровня погружения в текст. «Тонкие» вопросы – вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа. «Толстые» вопросы – вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать. Для достижения первой цели на уроках необходимо использовать таблицу:

кто...

что...

когда...

может...

будет...

мог ли...

как звали...

было ли...

согласны ли вы...

верно...

дайте объяснение, почему...

почему вы думаете...

почему вы считаете...

в чем разница...

предположите, что будет, если...

Таблица «Толстых» и «Тонких» вопросов может быть использована на любой из трех стадий урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при размышлении - демонстрация пройденного.

Текст (пример)

В годы Великой Отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами кружились в воздухе листовки и медленно опускались на землю. Из них люди узнавали правду о положении на фронте. Три дня фашистские дозорные зорко следили за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом стало известно, мальчик по имени Саша взял листовки сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. Труба имела высоту 30 метров. Определите атмосферное давление на высоте заводской трубы, если у основания трубы внизу атмосферное давление равно 760 мм рт.ст.

Для развития критического мышления в процессе изучения географических явлений и фактов можно предлагать:

создавать маршруты, которыми бы прошли ученики на месте первых или современных путешественников;

делать модели поверхности земли, воздушных масс и т. д.;

играть в гидов, которые рассказывают туристам о конкретном городе, стране или месте.

На стадии рефлексии уместно делать сводные таблицы, писать эссе, заканчивать начатые учителем предложения.

Пример1. Предлагаю поделиться впечатлениями, закончив предложения:

Сегодня я узнал…

Мне представляется интересным то, что…

Работа над заданием помогла мне…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Пример2. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Пример 3. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной. В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно


Пример 4.

Школьникам предлагается небольшая анкета, наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить обучающихся аргументировать свой ответ.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

Пример 5.

На протяжении урока отмечать условно свои ответы:

 «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный;

«W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный;

«| »  - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный;

«+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный;

«0» - не ответил.

Пример 6.

1.Что на уроке показалось вам интересным?

2.Необычным?

3.Что вызвало затруднения?

4.Какие предположения подтвердились?

5.Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?

6.Как изменилось ваше представление о ……. по сравнению с началом урока?


Пример 7.

«Синквейн»

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Примеры домашнего задания.

Пример 1.

На выбор:

1)Написать эссе на тему: «Что было бы на Земле, если бы не стало ветра?»;

2) Объяснить , что означают выражения и как они называются: «держать нос по ветру», «ищи ветра в поле», «бросать слова на ветер», «в голове ветер гуляет», «ехать с ветерком»;

3) Для людей творческих предлагаю найти песни, стихи, поговорки, пословицы о ветре.

Может быть, кто-то напишет стихи собственного сочинения о ветре.

Пример 2.

На выбор:

1.Составить вопросы по теме «Вулканы».

2.Составить памятку «Как вести себя при извержении вулканов».

3.Найти сведения об извержении вулканов.

4. Найти сведения о вреде и пользе вулканов.

5. Могут ли в нашей местности образоваться вулканы?

Пример 3.

На выбор:

1. Нарисуйте схему (в тетрадях) внутреннего строения земного шара. Из каких частей он состоит?

2. Найдите в книге Ж.Верна «Путешествие к центру Земли», интересный текст и составьте к нему 3-5 вопросов о внутреннем строении Земли.

3.Представьте, что вы участвуете в научной экспедиции вглубь Земли. Напишите письмо другу, в котором вы опишите это путешествие и свои ощущения.

Пример 4.Написать мини-сочинение «Один день жизни на материке».

Результативность использования технологии развития критического мышления:

-Владение навыками поиска, трактовки, анализа различных видов информации;

-Умение формулировать корректные вопросы;

-Интерес к творческой деятельности;

-Самостоятельность учащихся в изучении предмета географии;

-Умение аргументировано отстаивать свою позицию;

-Умение найти выход в новой (нетрадиционной) ситуации;

-Положительная мотивация к учебному предмету.

Следует отметить, что результатом использования ТРКМ является самостоятельность учащихся, их стремление к частично поисковой и исследовательской деятельности. Важным моментом является то, что у большинства учащихся интерес вызывает не только результат, а сам процесс деятельности.

В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепочки доказательств, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что использование приемов технологии критического мышления могут служить средством формирования ключевых компетентностей школьников и развитию познавательного интереса на уроках географии.