СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательного интереса школьников в условиях реализации ФГОС

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательного интереса школьников в условиях реализации ФГОС»

«Развитие познавательного интереса детей к предмету,

в процессе учебной деятельности»


Тема моего доклада это моя методическая тема, над которой я работаю: «Развитие познавательного интереса детей к предмету в процессе учебной деятельности».

АКТУАЛЬНОСТЬ: Самореализация личности, проявление её сущностных сил. А наша учительская деятельность это постоянная попытка создать образовательную среду, способствующей самореализации учащихся, включения их в работу творческих объединений на основе учета их познавательных интересов. Поэтому основная задача современной школы – создание условий для развития личности.

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.

Задачи, через которые идет реализация создания условий для развития личности:


- организовывать учебную деятельность учащихся, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;


- находить такие формы организации учебного процесса, которые позволяли бы погрузить учащихся в учебную деятельность, повышая тем самым уровень их мотивации к обучению;


- создавать возможность реализации личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного подхода в обучении;


- повышение уровня активности школьников и качества знаний, учащихся в предметных областях.

В условиях селекции детей на способных и неспособных становится актуальным вопрос о содержании и организации образовательного процесса не только в лицеях и гимназиях, но, прежде всего, в массовой школе. Такая школа должна создавать условия для самореализации и саморазвития каждого ученика на основе его возможностей. Проблема самореализации и саморазвития ученика может быть решена в адаптивном общеобразовательном учреждении.

Адаптивная школа – это образовательное учреждение со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и обычные дети, а также нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Первостепенное значение в деятельности адаптивной школы приобретает опора на «сильные стороны личности и создание на этой основе условий для выбора ребенком собственной позиции по отношению к осваиваемому им знанию, по отношению к другим людям, по отношению к себе. Тем самым в фокусе внимания адаптивной школы находятся не столько технологические аспекты деятельности, сколько личностные. Образовательная среда рассматривается как некое пространство возможностей и выборов личности. Такая среда позволяет учащимся ответить для себя на вопросы: «Во имя чего обучаться?», «Чему обучаться?», «С кем обучаться?» и «Где обучаться?». Что бы это пространство возможностей было заполнено с пользой для ребенка, каждый учитель на своем уроке ищет, находит, изобретает.

Урок и на сегодняшний день, по-прежнему остается основной и главной формой организации учебного процесса. (Слайд: УРОК – ОСНОВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА). И, конечно же, от того, как он построен, чем насыщен, сколь активен, динамичен, зависит КПД нашего учительского труда. Важно найти контакт с учащимися, обратиться к каждому сидящему в классе, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности. Главное на уроке – это воспитывать любознательность у ребенка, стремление познать непознанное, получать удовлетворение от умения двигаться вперед. Здесь стоит проблема усиления мотивационной стороны урока, важно продумать ту умственную деятельность, в которую предстоит вовлечь учащихся, определить, какие творческие задачи им будут поставлены, и с какой степенью помощи со стороны учителя они будут решаться. Готовясь к своим урокам, я стараюсь предусмотреть, какие формы работы следует использовать, чтобы вовлечь всех или возможно большее число учащихся в работу на уроке. По ходу урока обращаю пристальное внимание на эмоциональную настроенность учащихся, их мотивы, убеждения.

В ходе урока пытаюсь обеспечивать активную познавательную деятельность учащихся, используя различные формы организации урока.

(Слайд: РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА). Эти формы я использую либо на разных типах уроков (начало новой большой темы, обобщающие уроки, уроки контроля знаний) либо на разных этапах урока (повторение пройденного, формирование новых понятий, рефлексия).

Очень часто, когда начинается большой блок тем или новый раздел я применяю метод проблемного изложения знаний и создаю проблемные ситуации – предлагаю задачу, экспериментальное задание, возможные пути, решения которых ребята находят сами, через групповую работу, которую мне нравиться применять на уроках, или через самостоятельную работу с учебником. (Слайд: Метод проблемного изложения материала).

Например, в теме «Половое размножение. Развитие половых клеток (гаметогенез)» в 11 классе я даю им такую задачу: «Запланировано их на 20 – 30% больше, однако появляется их только на 6% больше, чем необходимо. Но, в самый ответственный их ровно столько, сколько нужно. Далее их процент снижается – повышенная смертность запрограммирована природой. Их удел – принимать на себя её удары. Кто они, эти обреченные? (Человеческие мужские особи).

Или в теме «Наследование признаков, сцепленных с полом» - «Почему гемофилией болеют только мужчины, а зависит все от женщины?». В 7 - 8 классе такие задания могу брать из сказок, например «Рыба – кит» в сказке «Конек – горбунок» Ершова. Так же составляю задания с биологическими неточностями, которые должны исправить ребята.

Познавательные игры – метод, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций, так же использую на уроках, но в основном в среднем звене. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Игра служит активному обучению, нейтрализует перегрузки, способствует разрядке напряженности, создает благоприятную атмосферу учебной деятельности, повышает эффективность учебного процесса. Использую элементы игры на различных этапах урока: в его начале – для концентрации внимания, в середине – для небольшой разрядки, в конце – для повторения. Это могут быть игры – соревнования («Кто больше» назвать животных суши, рыб, водных растений и т.д., игра – «Найди себе пару» - одни получают изображение чего-либо или кого-либо, другие название, кто друг друга быстрее найдёт). «Игра – цепочка», используется при опросе, ответить и задать вопрос соседу. На обобщающих уроках игра может быть в течение всего урока – это путешествия, суды.


Слабоуспевающим, нежелающим учиться школьникам приходится уделять особое внимание и затрачивать больше времени на усвоение ими изучаемого материала. А это дополнительные занятия, собеседования, разъяснения непонятного материала. Для этих ребят обязательно осуществляю индивидуальный подход, опираясь на чувства и эмоции этих учеников. Их особенно важно вовлекать в эмоциональные ситуации, которых они обычно лишены в повседневном учении. Например, создаю специальные «ситуации успеха», подбирая такие задания, которые они в данный момент могут выполнить, активно поощряя их удачи. Переживаемая при этом радость стимулирует учеников на новые усилия, им хочется испытать это чувство вновь. Как правило, эти ребята хорошо рисуют, и я стараюсь применять эту их особенность, чтобы развить творческое мышление, прося у них «помощь», что бы они нарисовали мне цветные карточки – схемы, составили кроссворды, сказки. Пусть они будут простыми, элементарными, но это хоть как - то подстегнёт этих ребят к обучению, чтению хотя бы учебника. А некоторые обладают хорошей организационной способностью, поэтому этих ребят я могу назначить «ответственными» за организацию элементов игры на уроке и когда они чувствуют, что востребованы, а не только их ругают и корят за плохую учёбу, то это усиливает их нужность, их мотивацию в получении знаний.


Создание ситуаций успеха – без переживания радости успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на дальнейшие успехи в преодолении учебных затруднений. Важную роль в создании ситуаций успеха играет обеспечение морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи. Я стараюсь на всех своих уроках применять и этот метод.


Ещё мне нравиться на своих уроках использовать схемы, которые мы с ребятами выполняем на этапе знакомства с новым материалом, на этапе закрепления и обобщения. Ключевые моменты урока мы может записать в виде схем, которые ребята могут читать, хорошо манипулируя терминами в связке схемы.



Пример: в начале урока - такая схема:


?

?

?

















После знакомства с новым материалом, она выглядит так, её заполняют сами ребята:





НЕПОВТОРИМАЯ




Конечно, творчество учителя на уроке может проявляться во многом и по-разному, главное в нашей работе – это дети. Понятны ли нам мотивация их поступков, цели, проблемы, психологические состояния? Чем заполнении пространство их интересов? Чем заняты их мысли и чувства? Наши ученики очень разные, но мы должны уважать их, и научить ориентироваться в быстром течение времени.

И закончить свой доклад я хочу словами знаменитой Коко Шанель: «Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать».

Спасибо за внимание!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!