Выступление на семинаре
«Творческая мастерская учителей начальной школы» -
направление
«Применение ИКТ в педагогической деятельности»
(на базе ЦМИСО)
Кузнецова И. А., высшая квалификационная категория
Развитие познавательной активности
младших школьников
через внедрение компьютерных технологий обучения
2019
Слайд №1
Развитие познавательной активности – важная проблема для каждого учителя, особенно начальной школы. Развитие активности, самостоятельности, инициативности, творческого подхода к делу – это требование самой жизни. Поиски путей развития познавательной активности у младших школьников, развитие их способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать многие педагоги, психологи, методисты и учителя.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, внедрение ИКТ является одним из условий эффективной компетентностно - ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения.
Развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа – это фундамент образования. И от того, каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем выпускника в современном мире. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
На смену модели "образование-преподавание" пришло "образование-взаимодействие", когда личность ученика становится центром внимания педагога. В традиционную схему «учитель – ученик – учебник» вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.
Для этого необходимо искать эффективные методики и технологии. В решении этой задачи нам помогает сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
С 2008 года в нашей школе появились компьютеры, и мы получили возможность применять ИКТ непосредственно в практической деятельности.
Слайд №2
«Детская природа требует наглядности» - К. Д. Ушинский
Учеба – это серьезный труд. И именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление.
Активизировать – это значит целенаправленно усиливать у учащихся познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение), побуждать их затрачивать энергию, прилагать волевые усилия для усвоения знаний и умений, преодолевая трудности.
Слайд №3
Существуют различные пути активизации учебной деятельности, которые используют все учителя в своей работе:
- проблемное изложение материала
- комментированные упражнения
- самостоятельная работа учащихся
- творческая работа детей, - формирование стимулов к учению.
*"Но можно выделить и другие способы активизации, которые вызывают познавательный интерес к предстоящей деятельности:
- игровые методы
- моделирование
- занимательность
- проведение нетрадиционных уроков.
Слайд №4
Младший школьник имеет специфические возрастные особенности:
- неустойчивое внимание
- преобладание наглядно-действенного мышления
- повышенная двигательная активность
- стремление к игровой деятельности
- разнообразие познавательных интересов.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз.
Слайд №5
Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, и 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения качества процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.
Благодаря использованию ИКТ на уроках в начальной школе учитель переходит от объяснительно – иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащихся.
Слайд №6
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:
- компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
- использование ИКТ должно способствовать лучшему усвоению учебного материала, не уводя и не отвлекая учеников от учебной цели;
- использование компьютера допустимо в течение урока не более 10-15 минут. (Санитарные правила и нормы).
Работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо помнить заповедь* «Не навреди!». ИКТ должны выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть четко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Слайд №7
Какие же возможности ИКТ помогут учителю начальных классов создать комфортные условия на уроке и достичь высокого уровня усвоения материала? Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк:
- дидактические средства обучения (создание дидактических пособий - варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
- проведение урока с использованием презентаций на определённую тему по учебному материалу (для введения темы урока, при объяснении нового материала; как информационно – обучающее пособие, для контроля знаний);
- разработка и применение готовых компьютерных программ по различным предметам, использование в своей работе Интернет-ресурсов и т.д.;
- создание тестовых работ;
- во внеурочной деятельности (проектная деятельность и т. д.);
- во внеклассной работе;
- в работе с родителями;
- обмен опытом (выступления на МО, педагогических советах, городских семинарах)
Слайд №8
Дидактические средства (создание дидактических пособий - варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);

Слайд №9- 29 - Г
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме: различные тесты, схемы, задания развивающего характера. На уроках математики построение схем, таблиц, чертежей позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Можно объяснять решение, отрабатывать вычислительные навыки с помощью тренажеров, разгадывать кроссворды и ребусы, что особенно нравится детям. В игровой форме сказочные герои могут помочь объяснить новый материал, закрепить изученный.
Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют навыки самоконтроля. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий делают урок интересным. Применение на уроке компьютерных тестов позволит учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
На уроках русского языка презентации помогают в работе над текстом и сочинением, наглядно иллюстрируют словарную работу с самопроверкой знаний, дают возможность учителю проводить уроки контроля и отработки знаний. Можно использовать всю палитру приёмов работы, включая частично-поисковый метод, проблемную ситуацию, групповую работу. Психологи давно доказали, что знания, усвоенные без интереса, не становятся полезными, а данная работа как раз и развивает познавательный интерес.
Слайд №30
Одной из наиболее удачных форм подготовки представления учебного материала к урокам в начальной школе считаю создание мультимедийных презентаций.
“Презентация” - переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ.
Презентация сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Более того, презентация даёт возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
*"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - народная пословица.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем, по-прежнему, сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика.
На этапе подготовки к усвоению нового материала необходимо
обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Слайды №31 - 35
На уроках математики можно применять разнообразные формы устного счета.
Слайды №36 - 39
На уроках русского языка – работа (со словарными словами, с опорными схемами, алгоритмам), позволяющая повторить пройденный ранее материал, необходимый для усвоения новых знаний. В результате этого этапа формируется готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.
Слайды №40 - 43
Стандарты нового поколения предполагают новый подход к этапу введения в тему. Мы используем следующие приёмы…
Слайды №44 - 52
Применение презентаций на этапе усвоения новых знаний и способов действий позволяет обеспечить восприятие осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. На данном этапе необходимы активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Г /Переход на презентации/
В начальной школе особенно интересными с помощью презентаций можно сделать уроки чтения, окружающего мира, технологии и изобразительного искусства. Это и картины художников, портреты писателей, картины окружающей нас природы, карты, модели, таблицы, схемы, последовательность выполнения работы, которые можно разместить на слайдах.
Гораздо выигрышнее будут они с использованием анимации и звука. Всё это помогает составить яркий научный образ, помогает в работе над ключевыми понятиями, активизирует познавательную деятельность.
Слайд №52 Г /9/
Применение презентаций на этапе первичной проверки понимания способствует выявлению правильности и осознанности усвоения нового учебного материала (комментарий).
Применение презентаций способствует выявлению пробелов и неверных представлений и их коррекции, усвоению сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне, ликвидации типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.
Слайды №53 - 65
Применение презентаций на этапе закрепления знаний и способов действий обеспечивает усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, которое проявляется в самостоятельном выполнении заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.
Применение презентаций на этапе обобщения и систематизации знаний способствует формированию целостной системы ведущих знаний по теме, активной и продуктивной деятельности учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей, т.е. формированию метапредметных знаний и умений.
Слайды №66 - 74
Применение презентаций на этапе контроля и самопроверки знаний способствует выявлению качества и уровня овладения знаниями и
способами действий, обеспечению их коррекции, получению достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
Слайд 75
Списывание /прокомментировать/
Слайды №76 - 78
Применение презентаций на этапе рефлексии мобилизует учащихся на оценивание своего поведения, мотивации, способов деятельности, общения, способствует освоению принципов саморегуляции и сотрудничества, формирует открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке, осуществляется прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества. Это некоторые из множества существующих способов.
Слайды № 79 - 80
Анимационная физминутка способна отвлечь ребёнка, переключить его внимание, снять усталость, восстановить силы и даже обучить основам здоровой жизни.
Упражнения, предложенные в презентациях, сохраняют зрение, помогают настраивать ребят на учебную деятельность, вызывают приятные эмоции. Дети слушают музыку и следят за движением объектов, при мигании моргают глазками. Г
На своих уроках мы используем готовые электронные физминутки, а также собственные физминутки.
Слайд №81
На своих уроках мы используем электронные приложения к учебникам (диски – окружающий мир, русский язык, технология).
Существование локальной сети Интернет в школе дает нам возможность показывать видеофильмы, мультфильмы, музыкальные клипы без предварительного скачивания, что значительно сокращает временные затраты.
Слайд №82
Внеурочная деятельность является одним из важных компонентов образовательного процесса, как с образовательной, так и с воспитательной точки зрения. В нашей параллели ведётся несколько курсов:
«Умники и умницы»
«Все цвета, кроме черного»
«Воспитание сказкой»;
«Олимпиец»;
«В мире прекрасного».
Слайды №83 - 85
«Умники и умницы» - развитие познавательных способностей;

Г «Все цвета, кроме черного» - развитие коммуникативных способностей.
Г (проект)
Применение презентаций при выполнения проектной работы состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний из различных предметных областей. Организация проектной деятельности является одним из эффективных методов формирования гражданской активности детей и подростков. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива (комментарий по проекту).
Индивидуальная и групповая работа повышает познавательный интерес, развивает умения преодолевать трудности, искать ответы на возникшие вопросы, способствует самостоятельному освоению новых возможностей информационных технологий, выявляет показатели реального результата решения задачи: развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Слайд №86
ШБП Г Г
Слайд №87
Применение презентаций при проведении классных часов, внеклассных мероприятий, конкурсов, викторин также не обходится без использования компьютера, делает их интересными, запоминающимися.
Г Г Г
Слайд №88
Компьютер объединил учителя, учеников, родителей. Проведение родительских собраний также не обходится без использования компьютера. К родительским собраниям мы готовим тематические презентации, *фотоотчет о проведенных экскурсиях, наиболее интересных моментах из жизни класса, используем ИКТ для знакомства с нормативными документами (Г законом об образовании, уставом школы), для проведения инструктажей по различным темам. Родители стали активными участниками образовательного процесса. Они помогают в создании компьютерных презентаций по различной тематике. Г
Слайд №89
Применение презентаций применяется также для обмена опытом.
Мы приняли решение в перспективе о создании медиатеки, но и сейчас мы делимся с коллегами своим опытом, что способствует частично экономить временные затраты.
Слайд №90
Труд, затраченный на организацию учебного процесса с помощью
средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях. Благодаря презентациям дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Мотивы обучения становятся более устойчивыми, появляется интерес к предмету.
Таким образом, применение ИКТ на уроках имеет положительные стороны:
- усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;
- позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
- обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;
- повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; обеспечивается высокая степень дифференциации обучения (почти индивидуализация);
- расширяется возможность самостоятельной деятельности;
- формируются навыки подлинно исследовательской деятельности.
- обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам;
- сделать процесс учения интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
- эффективно решать проблему наглядности обучения;
- индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации;
- раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т. ч. без выставления оценки) и корректно реагирует на ошибки;
- осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Слайд №91
В тоже время ещё Демокрит говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!» Знать меру нужно и в использовании ИКТ.
Слайд №92
Рефлексия
Уважаемые, коллеги! Просим Вас оценить наше выступление по следующим критериям:
Практичность 1 2 3 4 5
Доступность 1 2 3 4 5
Научность 1 2 3 4 5
Актуальность 1 2 3 4 5
Насыщенность и глубина содержания 1 2 3 4 5
Активизация внимания 1 2 3 4 5
Слайды №93
Удачи во всех начинаниях, уважаемые коллеги!
PS: Г – в презентации гиперссылка, подчёркнутый текст размещён на слайде.