Гаврилова Е.А.
учитель изобразительного искусства
Красноярский край,
МКОУ «Ванаварская средняя школа»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Полноценное эстетическое развитие каждого школьника - это не роскошь, а необходимый компонент всестороннего гармоничного развития личности, при отсутствии которого не может быть полноценного усвоения нравственных принципов отношения к людям и природе, не может быть сформировано целостного отношения к миру.
Все мы были детьми. Все хотели и хотим счастья. Одно из условий счастья, по мнению О.А. Казанского, - это человеческое общение и творчество [3, с.4]. Это и есть самореализация личности. Способность к творчеству может формировать искусство. Здесь оно сильнейший инструмент в руках педагогов. Очень важно научить ребенка читать, писать, считать. Но не менее важно научить его чувствовать, понимать, сопереживать. Ведь духовная инертность - это вовсе не безобидная ситуация. Скудность интересов, безразличие к окружающему миру тоже ищут пути самовыражения. Низкая познавательная активность - одна из актуальных проблем обучения в школе.
«Культура зрения, культура мышления образами является существенным моментом в квалификационном облике огромного числа профессий, рождаемых научно-технической революцией, и способности к этим профессиям должны закладываться в возможно более раннем школьном возрасте» [4, с.26].
Изобразительное искусство - это не просто рисование, это развитие образного мышления, это развитие зрения, гибкости пальцев. Ребенок может не успевать или испытывать сложности в математике, чтении, письме. В изобразительном искусстве он должен найти творческую «отдушину», где у него всё получается. Это его восприятие, его мир, его творение. И чтобы это творение приносило радость ему и окружающим надо найти наиболее оптимальные и эффективные способы, приемы обучения. Поиск новых путей, способов, методов в преподавании искусства в школе, как считает В.И. Андреев, продиктован жизненной необходимостью [1, с.13]. Современные отрасли науки и техники, новые технологии требуют развитого пространственного, образного мышления. Человек способен что-то создать, произвести лишь после того, как в его воображении будет создан прообраз будущего творения [2, с.21]. Интуитивный путь к гармоничному решению поставленных задач является результатом образного мышления.
Высокая познавательная активность ребенка - одна из важнейших составляющих успешного обучения. На уроках искусства, как и на других уроках, любому ученику гораздо интереснее открывать для себя новое, чем пассивно получать готовые знания. Главное, чтобы каждый ребенок был активным участником учебного процесса, эмоционально воспринимал и переживал опыт полученных знаний, применял его в своей практической деятельности [2, с.73].
Внеурочная деятельность по ФГОС позволяет развивать интерес школьников к учебному предмету. Учебный материал урока на занятиях по внеурочной деятельности дополняется информацией, помогающей ребенку задавать новые вопросы и искать на них ответы. Мастер-классы по учебному предмету «Изобразительное искусство» дают возможность для развития познавательной активности школьников.
Мастер – класс на тему: Натюрморт из 3-4 предметов.
Рисование акварелью по мятой бумаге. Эффект кракелюр.
Ход мастер-класса.
1. Организационный момент.
2. Подготовка к восприятию нового материала.
На уроках изобразительного искусства просмотр репродукций, слайдов работ художников - обычное явление. На многих изображениях работ старых мастеров ученики сразу замечают трещинки, неровности и соотносят их с вопросом о «возрасте» картины. Вопрос интересен как для малышей, так и для старших школьников.
Живопись масляными красками имеет свои технологические особенности. Картины могут иметь трещинки на поверхности красочного слоя независимо от возраста. Художники, работающие в технике масляной живописи, знают, что слой краски должен полностью просохнуть перед нанесением следующего слоя. Если краска недостаточно высохла, то это будет приводить к растрескиванию следующего слоя при его высыхании. Появятся трещинки – кракелюры.
Кракелюры - небольшие трещины или морщины, покрывающие поверхность холста. Кракелюры бывают поверхностными, когда они образуются в лаковом слое, и глубокими, когда они достигают самого красочного слоя. Появление «преждевременных» кракелюр связано с очень быстрым высыханием связующего вещества, когда состав последнего неверен. Кракелюры могут быть результатом технических ошибок: последние слои или произведенные поправки на недостаточно сухом подмалевке смешивают краски, время высыхания которых различны.
Иногда кракелюры бывают механического происхождения, от ударов или от сворачивания холста наизнанку. При сознательном нарушении технологии письма можно искусственно «состарить» картину.
3. Сообщение цели и задач.
Цель: научить выполнять работу в технике «акварель по мятой бумаге», получать эффект старинной картины.
Задачи:
- познакомить с техникой работы «акварель по мятой бумаге»;
- воспитывать потребность в получении новой информации;
- развивать эстетический и художественный вкус и познавательную активность.
Работа по мятой бумаге дает возможность при наложении красочного слоя получить эффект кракелюр - трещинок, проявляющихся на работах художников - живописцев. Участникам мастер - класса предлагается выполнить работу с передачей эффекта старинной картины, изобразить натюрморт с фруктами, техника «акварель по мятой бумаге».
Для выполнения работы потребуются: бумага, акварель, кисти, губка, карандаш, банка для воды.
4. Объяснение последовательности выполнения работы.
4.1. На листе бумаге карандашом выполняется изображение натюрморта с фруктами из трех-четырех предметов.
4.2. Лист с рисунком смачивается водой с помощью губки.
4.3. Смоченный водой рисунок аккуратно сминается. Чем сильнее смять, тем более мелкие трещинки проявятся затем на рисунке.
4.4. Аккуратно развернуть, расправить бумагу.
4.5. Работать в цвете над натюрмортом, набирая акварельную краску на кисть, с небольшим количеством воды. Начать с основных цветов, с освещенной поверхности и теплых оттенков.
4.6. На основной цвет предмета наложить холодные оттенки в теневых местах.
5. Самостоятельная работа в группах.
6. Подведение итогов.
Работа в стиле старых мастеров готова. В такой технике можно выполнять рисунки на различные темы в соответствии с образовательной программой в 3-7 классах: портреты, пейзажи, натюрморты, архитектурные мотивы.
Примеры детских работ
Натюрморт с лимоном. Портрет короля.
3 класс. Мордасова Ольга. 4 класс. Кириллов Сергей.
Пейзаж с лугом. Натюрморт.
4 класс. Раздорская Александра. 3 класс. Саблина Алена.
Для проведения мастер-класса подготовлена презентация на тему «Работы старых мастеров. Кракелюры».
Список использованной литературы
1. Андреев, В.И. Учебный курс для творческого развития/В.И.Андреев.- Казань: КГУ, 2000.- 98с.
2. Василюк,Ф.Е. Психология переживания/Ф.Е.Василюк.-М.: Изд-во Моск. ун-та,1984.-200с.
3. Казанский, О.А. Педагогика как любовь /О.А.Казанский.- М., 1996.-98с.
4. Неменский, Б.М. Мудрость красоты: О пробл. эстет. воспитания: Кн. для учителя / Б.М.Неменский.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.:Просвещение,1987.- 253.