Сообщение по теме самообразования
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА».
подготовила Айткулова Тамара Николаевна
учитель русского языка и чтения
ГБОУ «Введенская специальная (коррекционная) школа»
Кетовского района Курганской области
с.Введенское 2024
Актуальной проблемой современной педагогики является активизация познавательной деятельности школьников. Мы знаем с давних времен, что эффективность познавательного процесса существенно возрастет ,если обучающиеся сами хотят овладевать знаниями ,имеют мотивацию к обучению. Часто мы видим, что дети не желают учиться, получать знания. Причины для этого могут быть разные. Первая причина – неумение преодолевать трудности познавательной деятельности. Вторая – огромный объем учебного материала. Третья причина- отвлекающие факторы полнокровной детской жизни. Четвертая – однообразие и монотонность учебного процесса. Пятая- ослабленное здоровье и т.д .
Так ,как я работаю в школе , учащиеся которой , в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной стоит цель повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Поэтому я поставила для себя цель:
Цель: Овладеть современными коррекционно-развивающими технологиями с целью развития познавательной активности обучающихся на уроках русского языка в коррекционной школе.
Для достижения поставленной цели самообразования мной определены:
Задачи:
-Изучение методической литературы.
-Составление картотеки специальных коррекционных упражнений
-Накопление дидактического материала к урокам.
-Составление разноуровневых дифференцированных, тестовых заданий.
-Поэтапное внедрение коррекционного компонента в урок
Ожидаемый результат : повышение ,развитие познавательной активности обучающихся, повышение качества обучения
Мной составлен план работы над темой самообразования «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках русского языка» на 2022-2025гг.
По данной теме самообразования я работаю первый год. Этап работы – диагностический, прогностический.
ЭТАПЫ | СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ | СРОКИ | ФОРМА |
| | | ПРЕДСТАВЛЕНИЯ |
| | | РЕЗУЛЬТАТОВ |
I. | 1. Анализ затруднений. | Первый год | 1. Собеседование с |
Диагнос– | 2. Постановка проблемы. | работы над | методистом школы. |
тический. | 3. Изучение литературы по | темой – | 2. Составление |
| проблеме. | 2022– 2023 | разноуровневых |
| 4.Изучение теории новых | учебный | дифференцированных |
| технологий в обучении и | год | заданий, тестовых заданий; |
II. | воспитании; изучение | | 3. Реферат на тему |
Прогнос- | методической литературы и | | «Развитие познавательной |
тический | передового опыта по | | активности на уроках |
| коррекции познавательной | | русского языка в |
| активности учащихся на | | коррекционной школе». |
| уроках русского языка. | | 4.Проведение недели |
| 5.Меры, направленные на | | русского языка. |
| решение проблемы: | | |
| изучение методов и приёмов, | | |
| многовариантности форм | | |
| обучения. | | |
За это время мною была прочитана различная литература: В.В. Лайло «Обучение через развитие познавательных процессов». Педагог ,новатор подобрала психологические приемы по развитию ,направленные на преодоление трудностей обучения.
Книга выдающегося педагога С. .Л.Соловейчика «Учение с увлечением». Она написана в помощь прежде всего самим учащимся. Содержание книги поможет школьникам справиться с трудностями учения, подскажет, как быть внимательным на уроках, как организовать своё время в приготовлении домашних заданий, как научиться учиться.
И.М. Соловьёв «Мышление умственно отсталых школьников. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы».
Изучена методическая рекомендация «Обучение и воспитание детей с ограниченными способностями возможности здоровья», статья Ю.А. Афанасьевой «Коррекционные приёмы на уроках русского языка», статья Л.Д. Егоровой «Развиваем память и повышаем грамотность» и т.д.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных заданий , более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями.
Если ребенку будет интересна деятельность ,которой он занимается ,то познавательная деятельность будет формироваться успешно. Если учителем правильно подобраны методы, способы, организации учебного процесса, тогда обучающиеся будут активными, смогут самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень образованности школьников, обучение станет интересным и полезным ,будут формироваться познавательная деятельность
Основными методами формирования познавательного интереса у обучающихся я выделила:
1. Игровые методы
Игровой метод – подразумевает под собой разностороннее развитие когнитивных сторон ребенка, позволяет сделать занятие более ярким и насыщенным, что в свою очередь привлекает внимание ребенка и его интерес .Благодаря игровому общению ребенок легче обучается и позволяет ребенку раскрыться с разных сторон и проявить свою личность.
2.Применение информационно - коммуникационных технологий
При работе с обучающимися имеющими различные отклонения важно учитывать все факторы влияющие на их образование и применение современных технологий не исключение, это позволяет значительно
повысить эффективность объяснения и подачи материала, а также оказать влияние на развитие в целом.
Дидактическая ценность занятий с использованием информационных технологий заключается в том, что обучающиеся имеют особенность, запоминание по визуальному образцу и принципу «Увидел». Применение наглядного материала способствует развитию повышенного интереса, а также наилучшего донесения информации педагогом до обучающегося.
Использование видеороликов и презентации – это еще один из видов наглядного материала во время образовательного процесса, поэтапно изучить сложный материал, а также повторить предыдущую тему. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету.
3. Наглядные методы
Чаще всего интерес проявляется, когда перед обучающимся появляются различные материалы, которые наполнены изображениями, либо игры, которые применяются во время обучения, это позволяет учителю побудить хоть и небольшой интерес, но он все же оказывает положительное влияние на обучающегося в процессе образования
Стоит отметить, что для развития познавательного интереса, в отдельных случаях возможно применение окружающих предметов, таких как школьные принадлежности, раздаточный материал, карточки, плакаты и класс в целом. Это позволяет педагогу затрачивать меньше времени на подготовку материала и позволяет привлекать внимание обучающихся в короткие сроки. Но в свою очередь это не всегда эффективно. При частом применении таких пособий, обучающиеся могут потерять суть содержания занятия и его усвоения.
4.Методы коллективной работы
Интерес обучающихся возникает в рамках коллективных действий, в процессе взаимной поддержки, когда работа одного человека зависит от работы других, и когда совместные усилия дают положительный результат, выполняя задание, а остальные контролируют правильность своих действий. . При этом формируется коллективное общественное мнение о деятельности каждого .
5.Кроме всего вышеперечисленного основным дидактическими и методическими условиями развития познавательных интересов учащихся на занятиях является и создание ситуации успеха.
Я стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка.
Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому обучающемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога.
Для оживления интереса учащихся в урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад,викторины , неделю русского языка.
Считаю эффективными использование на уроках русского языка опорных схем (памяток). Они должны вызывать интерес у детей, активизировать их внимание, помочь запомнить сложный материал.
С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль,самоконтроль.
Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы не было напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав пар желательно менять
Как говорил Симон Львович Соловейчик: «Учение должно быть с увлечением,а не с мучением…»
Поэтому я включаю в урок специальные упражнения, задания и игры, нацеленные на развитие активности, самостоятельности, творческого отношения к делу. Содержание некоторых заданий в приложении
Хочется всем коллегам пожелать плодотворной, творческой работы, хорошего взаимодействия с детьми ,развития их познавательной активности. Спасибо за внимание.
Приложение 1
1.Даны слова: автор, товарищ, мотор, бильярд.
Из каждого слова возьмите только первые слоги и запишите полученное слово (ав-то-мо-биль).
Даны слова: урожай, почемучка, садовник.
Из первого слова возьмите первый слог, из второго- второй, из третьего-третий. Запишите слово (у-че-ник).Слоги можно брать любые по счёту и слова давать разнообразные.
Задание: из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте слово:
1) | автомобиль, тормоз | (ав-тор) |
2) | колос, рота, ваза | (ко-ро-ва) |
3) | молоко, нерест, таракан | (мо-не-та) |
4) | кора, лото, боксёр | (мо-не-та) |
баран, рана, ,банщик(ба-ра-бан)
Задание: из каждого слова возьмите вторые слоги и составьте слово:
1) соловей, (ло-то)
2) змея, рама (я-ма)
пуговица, молоток, лава (го-ло-ва)
4) укор, бузина, тина (кор-зи-на)
поворот, пороша, канава (во-ро-на)
Задание: из каждого слова взять последние слоги, составь новое слово:
1) | мебель, ружьё | (бель-ё) |
2) | соломка, пора, мель | (ка-ра-мель) |
3) | лиса, бельмо, буклет | (са-мо-лёт) |
пуловер, пальто, билет(вер-то-лёт)
5) молоко, реле, берет (ко-ле-со)
6) смола,cлеза, берет (ла-за-ре
Задание: из каждого слова возьми по одному любому слогу так, чтобы получилось слово:
пластинка, картинка, павлин (плас-ти-лин)
2) пастух, плотина, лагерь (пас-ти-ла)
сапоги, парашют, фантазия (са-ра-фан)
4) | косари, заморозки, лётчик | (са-мо-лёт) |
5) | мука, рагу, диван | (ка-ра-ван) |
6) | карта, паутина, налёт | (кар-ти-на) |
вода, дорога, проба, невод (во-до-про-вод)
Выбор учителем заданий может быть любым, но должен зависеть от целей и дальнейшего хода урока.
Слова-матрёшки.
А) Найди слова внутри данных и запиши их. Примеры предлагаемых слов:
Победа (беда, еда, да)
Бусы из лукошка
тапочки машина
тумбочка господин
удочка коса
рыбак дрожь
осадки атом
трубил резина
Б) Раздели слово на два коротких.
Например: горизонт = гори + зонт верхушки=____+_______ кипарис =_____+_____ макушки =_____+______ газель =_____+_____ волокно =_____+______ парус =_____+______ полоса =_____+______
В) Убери из слова одну букву. Она может быть в начале, середине или конце слова. Оставшиеся буквы должны образовать новое слово.
Искра - икра | |
полк | тепло |
склон | красна |
экран | уксус |
беда | лампа |
спрут | учебник |
Г) А теперь наоборот букву нужно приставить в начало и конец слова-
получится другое. | | | | |
Дар | у | очки | | б | роза | | г |
Стол | б | утка | | ш | усы | | б |
Шар | ф | пар | | к | мех | | с |
Лень | о | шёл | | к | оса | | к |
.
В) Какое слово?
Отгадай слово, которое я читаю из данных. Подсказка: в нём два слога, а звуков больше, чем букв.(Енот)
Задание может быть и другим. Подсказка: это слово на конце с мягким знаком и оно 2 склонения и.т.д.
Конь еж белка крот коза лиса мышь енот
Восстановление слов и предложений.
А) Помоги Пятачку.
Пятачок попал в беду. Он написал письмо, но его размыло водой. Восстанови письмо Пятачка.
Сп..с..т.., п..м..г..т..! М..й д..м з..т..п..л.. в..д..!
П..т..ч..к.»
Так как основная часть орфограмм – это гласные, то такие задания дают возможность повторить большое количество правил.
Б) Вывески.
Однажды на город налетел ураган. Он сорвал с магазинов вывески, а на других оторвал отдельные буквы. Восстанови названия.
МЕБ..Л.. ЦВ..ТЫ
ХЛЕ.. ДЕ….К…. ОБУ….
В) Перед вами слова, но с пропущенными буквами. Одна точка
соответствует одной букве. Запиши слова.
м . . . . дь
в . . . . . д
Г) Таинственная буква.
Чёрточка обозначает, что тут пропущена буква. Какие слова могли бы получиться?
------ А Ш А
------ А Й К А
ж . . . ф
б . . . . . т
з . . ц
Задания, на развитие внимания и памяти.
А) Письмо на доске.
Учитель пишет слово по буквам, а его помощник стирает первую букву, как только написана вторая; вторую, как только написана третья и.т.д. Дети видят на доске только по одной букве и запоминают их по порядку. В итоге , слово нужно произвести целиком и записать в тетрадь. Такой приём очень активизирует внимание учащихся.
Детям, за определённое время, предлагается найти и исправить ошибки в тексте.
Примерный текст.
Старые лебеди склонили перед ним горые шеи.
Зимой в саду расцвели яблони.
Взрослые и дети толпились на берегу.
Внизу над ними расстилалась пустыня.
В ответ я киваю ему рукой.
Солнце доходило до верхушек и тряталось за ним.
Сорняки шыпучи и плодовиты.
Настоле лежала карта нашего города.
Самолёт сюда, чтобы помочь людям.
Скоро удалось мне на машине.
Если частное действительных и найденных ошибок близко к 1, то уровень развития внимания ученика высок. Если частное ниже 0,5 – то внимание очень неустойчиво. Текст, в зависимости от возраста и подготовленности класса можно изменить.