СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательной активности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС НОО обозначает развитие познавательной активности у младших школьников, как одну из центральных педагогических целей, от которой зависит результат образования

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательной активности у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38

Красноармейского района г. Волгограда»

400096,г.Волгоград, пр-кт им. Столетова, 50,а. Телефон 65-23-09 ИНН 3448015799







Работа по самообразованию на тему





«Развитие познавательной активности у

младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»













Выполнила:

Рыжкова Ирина Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ СШ №38





Волгоград 2021г

В качестве ведущей деятельности младшего школьника выступает учебная деятельность, в ходе которой целесообразно вести работу по формированию интереса к знаниям, к учёбе, потребности в самообразовании. Процесс обучения проходит намного эффективнее, если у учащихся достаточно высокий уровень познавательной активности. Именно на этом возрастном этапе, когда ещё формируются постоянные интересы и склонности к определённому предмету, важно обратиться к вопросу по развитию и повышению познавательного интереса к обучению. Так как это определяет ход развития ребёнка на этом и последующих возрастных этапах.

В условиях модернизации российского образования приоритетной задачей современной школы становится поиск оптимальных путей организации учебно-воспитательного процесса. Это является одним из главных аспектов на законодательном уровне, на что указывают Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный государственный стандарт начального общего образования. Данные правовые документы также указывают на необходимость развития творческого потенциала личности ребёнка, обеспечение условий для самореализации каждого учащегося.

В основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательных отношений в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся. Из этого можно сделать вывод, что ФГОС НОО обозначает развитие познавательной активности, как одну из центральных педагогических целей, от которой зависит основной результат образования.

Но познавательная активность у младших школьников сама по себе не возникает она является результатом целенаправленных педагогических действий. В современной педагогике достаточно широко изучены способы активизации познавательной деятельности. Содержание познавательной активности и деятельности подробно раскрыли в своих работах М.А.Данилов, П.И.Пидкасистый, Т.И.Шамова и Г.И.Щукина.

Под познавательной активностью понимается разновидность социальной активности, проявляющейся по отношению к процессу познания, которая формируется в учебной деятельности и самообразовании и обусловливает интенсивность и характер протекания учения, и результат научения.

Познавательная активность занимает определённое место в структуре активности индивида. Понимание сущности познавательной активности, закономерностей её развития в онтогенезе поможет участникам образовательного процесса в обучении и воспитании детей.

В зависимости от характера познавательной деятельности определяются следующие уровня активности:

  • репродуктивно-подражательная (опыт накапливается через опыт другого);

  • поисково-исполнительная (самостоятельно понять задачу и отыскать средства её выполнения);

  • творческая (и сама задача ставится школьником , и пути её решения избираются новые, нешаблонные, оригинальные);

  • непосредственная (приобретение знаний и умений, необходимых для решения познавательных задач, стремления к интеллектуальным достижениям);

  • самостоятельная (установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого).

Познавательную активность можно распределить на три уровня:

  • нулевой уровень (учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности, как правило, они пассивны, с трудом включаются в учебную работу, ожидают привычного давления со стороны учителя);

  • относительно-активный уровень ( у учащихся заинтересованность проявляется только в определённых учебных ситуациях, связанных с интересной темой урока или необычными приёмами преподавания, они охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к учению);

  • активный уровень (ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в те формы работы, которые предлагает учитель, именно на таких учеников опирается учитель при изучении новой темы).

Можно рассматривать познавательную активность как меняющееся свойство личности, которое означает глубокую убеждённость ученика в необходимости познания, творческого усвоения системы научных знаний, что находит проявление в осознании цели деятельности, готовности к энергичным действиям и непосредственно в самой познавательной деятельности. Поэтому организацию учебно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие познавательных интересов младших школьников, требуют учёта ряда факторов, связанных с деятельностью учителя по организации творческой познавательной активности.

Для организации учебного труда учащихся, способствующего развитию интереса к изучаемому предмету и самому процессу умственного труда, необходима деятельность, соответствующая возрастным особенностям и возможностям младшего школьника.

Учебный материал при этом должен быть трудным, но посильным, разнообразным, ярким и эмоциональным, целесообразным, связанным с предшествующим. Необходимо учитывать индивидуальный уровень интеллектуального и психического развития ребёнка, дифференцированный подход к организации обучения. Важно удовлетворять потребностям в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Необходимо формировать у учеников правильную оценку своих возможностей, побуждать и закреплять стремление к самосовершенствованию. Учитель должен использовать комбинацию традиционных и нетрадиционных групповых и индивидуальных, фронтальной и парной работы на уроке.

Учебная деятельность должна быть эмоционально окрашенной. Существенным условием организации творческой познавательной деятельности по развитию познавательных интересов младших школьников является чувственная мотивация. Это прежде всего, ощущение учениками чувства радости, эмоционального удовлетворения своими успехами, создание атмосферы, в которой дети могут применять свои знания и умения на пользу другим и себе, учение без опасности, способствующее развитию интеллектуальной активности, выходу за пределы заданной ситуации.

Деятельность учащихся должна быть построена на творческом использовании игры и игровых действий в учебно-воспитательном процессе с младшими школьниками, наиболее удовлетворяющей возрастные потребности данной категории учеников.

Развитие познавательных интересов заметно активизирует интеллектуальную активность. Активность в познании ведёт к возникновению активного самовоспитания.

Деятельность учителя по организации учебно-поисковой, исследовательской работы учащихся возможна при создании учителем условий, позволяющих школьнику проявлять активность, самостоятельность, осознанность участия в едином учебно-воспитательном процессе; использовании диалогических технологий, проблемно-исследовательских методов обучения; применении различных приёмов мотивации обучения; учёте психологических особенностей учащихся и закономерностей процесса обучения.

У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий.

Сегодня нет такого учителя, который не задувался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким?» «Как увлечь ребят своим предметом?» «Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе.

ФГОС НОО уделяет особое внимание развитию познавательной активности у младших школьников. От неё зависит конечный результат обучения, но в современной школе у многих детей отсутствует познавательный интерес и активность на уроке.

В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные знания – это неполучение отвлечённых от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.

Развитием познавательной активности у младших школьников является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

К педагогическим технологиям, которые развивают познавательную активность у младших школьников можно отнести следующие:

  • развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • коммуникативное обучение;

  • проектная технология;

  • игровые технологии;

  • групповые технологии.

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет повысить познавательную активность, но и сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала.

Ещё одним эффективным средством развития познавательной активности является использование информационных и интерактивных технологий.

Для формирования познавательной активности можно использовать следующие активные методы и приёмы:

  • индивидуальные (ученик сам-но управляет процессом присвоения знаний, извлекает из имеющихся источников нужную информацию, разделяет её на обособленный блоки, распределяет в удобной последовательности);

  • групповые методы (работа учащихся в группах, анализ конкретных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм, выполнение проектов);

  • фронтальные активные методы (направлены на работу со всем классом, требуют синхронизации действий ученика и учителя).

Использование данных методов, позволяет развивать познавательную активность. Особенно хорошо развивается самооценка собственной деятельности, самоконтроль, выбор при выполнении учебных действий, целеполагание, когда учитель использует метод наблюдения, исследовательский метод, проблемный метод.

На учителя возлагается большая ответственность за развитие детей. Педагог должен знать особенности каждого ребёнка и уметь выбрать правильный подход для работы с детьми. В большинстве случаев доброжелательная доверительная обстановка между учителем и учениками на уроке является необходимым условием для развития познавательной активности младших школьников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!