«Развитие познавательной активности ученика»
(Из опыта работы Сыроваровой Елены Александровны, учителя ГБОУ школа № 58 Приморского района Санкт-Петербурга.)
Нам сегодня очень важно, чтобы ученик был активен в желании учиться, с удовольствием шёл на урок, приобретал нужные для жизни знания.
Многое зависит от ученического коллектива, от учителя, имеющего свой стиль ведения урока, учителя, умеющего активизировать, заинтересовывать и одобрять, оценивать и ценить своего ученика.
Одним из мотивов активной познавательной деятельности является интерес учащихся к уроку.
Интерес к учёбе появляется тогда, когда ученик видит, что его деятельность одобряема, привлекательна для других участников учебного процесса, продуктивна и может применяться в разных условиях жизни.
Я использую различные методы и приёмы работы, способствующие развитию познавательной активности школьников.
С интересом мои ученики включаются в работу над проектами, что перекликается в полной мере с требованиями ФГОС – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Приведу пример из своего опыта работы. В систему уроков литературы в 7 классе включён блок тем «А. С. Пушкин и русская история». Логическое завершение блока урок - проект «Мой Пушкин». Дети выбрали темы, распределили роли и обязанности.
Ученики решили разделить группы. Одна будет состоять только из девочек, другая - только из мальчиков. Тем более мальчики в проекте представляли А. С. Пушкина лицейского периода. Получилось интересно. Мальчики были активны, ярки в своих выступлениях и заслужили аплодисменты девочек. Это очень важно. Применяемый инструмент, сотрудничество, несомненно, способствует навыкам продуктивного общения.
Радует, что родители были вовлечены в учебную деятельность детей. Несколько семей в выходные накануне урока посетили Царское село. Мальчики использовали знания и эмоциональные впечатления, полученные на экскурсии и в проекте.
Опыт старшего поколения положительно влияет на развитие познавательной активности. С трепетом представлены были одной ученицей прижизненные издания стихов А. С. Пушкина. Из коллекции книг бабушки. Проект может сплотить не только школьный коллектив, но и семью. Ещё сотрудничество, но на ином уровне.
Каждый в меру своих способностей вовлечён в активный познавательный процесс (это можно увидеть в презентации).
Достигнуто творческое взаимодействие. Деятельность в команде воспитывает чувство личной ответственности. Дети создают проект без принуждения, без авторитарной позиции учителя, поэтому активность на уроке хорошая и результативность высокая.
Ещё приведу один пример из опыта, как можно применять свои знания в новых условиях. Например, результатом одного из проектов («Правила речевого этикета в различных ситуациях жизни») был выход (одобренный одноклассниками) на предметной неделе с докладами в разные классы. Это была инициатива учеников. Им не без основания показалось, что сообщения актуальны. Результат – уважение старшеклассников и одобрение учителей. (Получили грамоту от школьного методического объединения учителей русского языка и литературы за инициативность и активное участие в неделе русского языка). Инструмент - практическая значимость, результативность урока, ведущие к активной социализации.
Создание условий для учащихся, при которых они достигают успеха через взгляд со стороны - это возможность осознать свою работу, пережить радость, поверить в себя, сформировать мотивационные установки для дальнейшей активной деятельности.
Знания дают им многое для жизни: интересное общение со сверстниками, дальнейшее самоопределение, успех в жизни, уважение в обществе.
Оценка (ещё один инструмент) показывает уровень успешности овладения знаниями, является стимулом дальнейшей эффективной деятельности.
Оценка труда ученика идёт не от учителя, а от одноклассников. Это очень важно. Один из оценочных листов проекта я прилагаю. Это не моя разработка, но я ею пользуюсь, изменяя для определённого проекта; она проверена и одобрена учениками. Справедливость налицо.
Мы помним о сберегающих здоровье ученика технологиях. Снятие накопившейся умственной усталости, создание оптимистического настроя, сплачивание коллектива учащихся, его активизация в познавательной деятельности, сближение с учителем – немаловажный результат проектной деятельности.