СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

_Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек и мир - это, пожалуй, самая важная система, которая интересует человечество. Вся наша жизнь - взаимодействие с окружающим миром. 

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди, являясь частью этого мира, открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. 

У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также отношение к нему

Просмотр содержимого документа
«_Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира.»

 

«Развитие познавательной и исследовательской деятельности на уроках окружающего мира» 

 

 

 

                                              

 

 

 

План: 

1.Понятие познавательной и исследовательской деятельности. 

2.Исследовательские работы на уроках окружающего мира. 

 

 

Человек и мир - это, пожалуй, самая важная система, которая интересует человечество. Вся наша жизнь - взаимодействие с окружающим миром. 

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди, являясь частью этого мира, открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности действительности. 

У каждого ребенка должен быть сформирован первичный, элементарный образ мира, а также отношение к нему и необходимо, чтобы это отношение было: 

познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок, я хочу их узнать и разгадать; 

бережным – мир хрупок и нежен, он требует к себе разумного подхода и даже охраны, ему нельзя вредить, я хочу защитить мой мир; 

созидательным – мир так прекрасен, я хочу сохранить и приумножить эту красоту. 

Формирование образа мира – это сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения  человека и продолжается всю  его жизнь. 

В известном смысле вся человеческая жизнь – большое исследование. Исследование человека над миром и собой. Особенно насыщен разного рода исследованиями тот отрезок жизни, который называется детством. Детство – пора поисков ответов на самые разные вопросы.   

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одним из инструментов, позволяющих решить подобную задачу, является построение образовательного процесса на основе учебно-исследовательской деятельности обучающихся на этапе начального обучения. Содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира. Достижение этой цели возможно лишь при условии формирования у младшего школьника исследовательской деятельности как педагогической цели. 

Исследовательское обучение в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у школьников познавательной активности, которую я осуществляю  через организацию исследовательской деятельности младших школьников на уроках и внеклассной работе  учебного предмета «Окружающий мир». 

          Сначала определим, что такое исследовательская деятельность младших школьников, каковы ее цели и задачи. 

          Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная, творческая деятельность учащихся, результатом которой является формирование познавательных мотивов. 

Целью исследовательской деятельности младших школьников является  создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: 

развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.); 

создание положительной мотивации учения; 

развитие умения самостоятельно, творчески мыслить. 

         Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Участвуя вместе с детьми в исследовательской деятельности, родители имеют возможность сблизиться  с детьми, сделать открытия и для себя в различных областях знаний. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Родители вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдениям, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов и  готовить защиту детской работы.  

         Дети от природы любознательны. Организуя исследовательскую деятельность учащихся, я стараюсь направить моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни с азартом активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей, но есть и такие, которых приходится брать в помощники. Ребенок, чувствуя свою значимость, старается помочь учителю и вовлекается в исследовательскую работу. 

       При формировании исследовательских умений младших школьников советую обратить особое внимание на следующие условия: 

1.Мотивированность. 

Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.  

2. Целенаправленность и систематичность. 

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в урочной и внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал уроков чтения, русского языка, математики, окружающего мира с целью формирования умений исследовательской деятельности.  

3. Творческая среда. 

Учитель должен способствовать созданию творческой атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе. 

4. Психологический комфорт. 

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя. 

5. Учет возрастных особенностей. 

Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным. 

         Исследовательской деятельности можно и нужно учить. 

Учителю предстоит нелегкая работа. В море теоретического материала нужно выбрать оптимальные методы, добавить свои конкретные наработки с учетом психологических возможностей и особенностей младшего школьника. 

        Начинать проводить пропедевтическую работу по развитию исследовательских навыков можно с 1-го класса, главное ,чтобы работа была посильная, интересная ученику.  

           В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений: 

-  проблемное, частично- поисковая обучение под руководством учителя; 

-  урок - исследование (в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя); 

-  кратковременные исследования-наблюдения с описанием (под руководством учителя). 

Во 2 классе работа осуществляется по следующим направлениям: 

1.  Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др. 

2.  Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. 

3.  Продолжается работа по проведению кратковременных исследований в контексте изучения материалов различных дисциплин. 

4.  На уроках используются проблемные и поисковые методы, на которых также происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации. 

5.  На занятиях предлагаются задания, направленные на выявление различных свойств, действий предметов, множества предметов, составление последовательности действий; сравнение предметов и множество предметов, предлагаются логические задачи. Проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания. 

6.  Осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводится под руководством учителя, затем с помощью родителей. 

В 3 классе работа строится следующим образом: 

1.  Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, методами исследований. На уроках используются игровые методы, путешествия, сказочный материал. 

2.  Проводятся коллективные исследования на заданную тему. У третьеклассников активность выше, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. 

3.  Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений (осуществляется поиск информации, учатся выделять главное, формулировать определения, ставить простейшие опыты, наблюдать, составлять доклады). Учащиеся проводят опросы, анкетирования. 

4.  Ход исследований обсуждается, учителем оказывается консультативная помощь. К концу года большая часть учащихся должна с достаточной степенью самостоятельности выбирать тему исследования, составлять план исследования, определять одну-две задачи, находить материал, представлять доклад с показом. 

В 4 классе внимание уделяется умению работать с источником информации, с самой информацией, обрабатывать тексты, представлять результат своей работы в виде текста, схемы, модели.  

Приведу примеры как можно сделать уроки увлекательными,  творческими и высокоэффективными. 

.                

 Исследовательские работы на уроках окружающего мира.      

     Программа предполагает исследовательскую деятельность на уроках окружающего мира. Дисциплина «Окружающий мир» предоставляет большие возможности для организации исследований по различным темам в начальной школе. Подобная деятельность, ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели. В своей работе я приучаю учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.     Существуют следующие формы занятий, позволяющих представить резуль-таты исследования: 

- конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о 

проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории; 

- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; 

- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине. 

      С целью активизации познавательной деятельности учащихся на занятиях по исследовательской деятельности, соответствия материала возрастным 

особенностям детей рекомендуется использование: 

- загадок, ребусов, шарад, задач-шуток, логических заданий и заданий на раз-витие творческих способностей; 

- связи материала с наглядно-образным игровым материалом; 

- игр-исследований, фантастических исследований; 

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов. 

1.Выбор темы. 

2.Постановка цели и задач. 

3.Гипотеза исследования 

4.Организация исследования. 

5.Подготовка к защите и защита. 

С первого класса я начинаю вовлекать своих учеников в мини- исследования. 

Я включаю этот вид деятельности во все образовательные области начальной школы. 

В 1 - 2 классах почти все работы носят коллективный характер, тематика 

определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую 

работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В 3-4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им 

интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь «подтолкнуть» их к правильному выбору, попросив ответить на 

следующие вопросы: 

-Что мне интересно больше всего? 

-Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? 

-О чём хотелось бы узнать как можно больше? 

Ответив на эти вопросы, ребёнок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. 

Тема может быть: 

-экспериментальной; 

-изобретательской; 

-теоретической. 

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Дети в лучшем случае читают только учебники.   Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир. Своей работой я стараюсь направить деятельность моих учеников в нужное и полезное для них русло. Ребята ведут себя по-разному: одни активно ищут информацию для своих исследований по библиотекам, другие втягивают в свою работу родителей. Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу (стимулировать) учащимся. Можно указать следующие темы, выбираемые учащимися для проведения исследования: «Моя семья», «История моего города», «Мой домашний любимец», «Чудо-соль», « Вода-растворитель»,  «Почему сугроб полосатый?», «Почему хлеб бывает чёрный и белый?», «Почему чай заваривают в горячей воде?», «Путешествие водяной капельки», «Красная книга» 

 

Таким образом, фактом является то, что авторы учебников по окружающему миру считают исследовательскую деятельность одной из основных деятельностей. Кроме материалов, предложенных в учебнике, у педагогов всегда есть возможность использовать разнообразные способы организации исследовательской деятельности. На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует активации учащихся, способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. Большинство программ по дисциплине «Окружающий мир» имеют цель – оптимальное, общее развитие каждого школьника. Это возможно тогда, когда дети не в готовом виде получают знания, а сами открывают эти знания. Мы выяснили, что существуют различные способы организации исследовательской деятельности младших школьников на уроках окружающего мира, которые желательно использовать в учебном процессе как можно больше. В заключении хочется процитировать выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами». 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!