Развитие познавательной сферы юношей и девушек в подростковом возрасте.
Юношам более свойственно абстрактное мышление, девушкам — конкретное. Поэтому девушки обычно лучше решают конкретные задачи, чем абстрактные, их познавательные интересы менее определенны и дифференцированны, хотя при этом они, как правило, учатся лучше юношей.
Художественно-гуманитарные интересы у девушек в большинстве случаев преобладают над естественно-научными.
Многие подростки в этом возрасте склонны преувеличивать свои способности, знания, умственные возможности.
В юношеском возрасте увеличивается объем внимания, а также способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с одного предмета на другой.
Но внимание становится более избирательным и зависящим от направленности интересов.
Заметно прогрессирует в развитии память школьников и студентов.
Увеличивается объем памяти, меняются способы запоминания. Все более широко используются рациональные приемы произвольного запоминания.
Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа и синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства.
Юноши и девушки в полной мере способны устанавливать причинно-следственные связи, для их мышления характерны систематичность и критичность. Возникает тенденция к обобщенному пониманию мира, что является необходимым условием формирования целостного мировоззрения.
На базе учебно-профессиональной деятельности бурно развиваются специальные способности. В результате когнитивные структуры в юности приобретают очень сложное строение и индивидуальное своеобразие.
Развиваются творческие способности, юноши и девушки не просто усваивают информацию, но и активно создают что- то новое.
А что касается эмоциональной сферы, то подростковый период обозначен как один из ключевых этапов в эмоциональном развитии человека. Несбалансированность эмоциональной сферы подростков -одна из важнейших проблем, занимающая психологов, преподавателей и родителей
Особенности эмоциональной сферы подростка:
Появление переживания по поводу самооценки, самосознание приводит к сравниванию ,анализу личной оценки
Затравливание личности сверстниками, не добросовестным отношением
Противоречивость чувств, которая, может выражаться в том, что у подростков часто сентиментальность уживается с черствостью;болезненная застенчивость —с развязностью; желание быть признанным и оцененным другими —с показной независимостью; борьба с авторитетами —с обожествлением своих кумиров.
Большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками. Подросток адаптируется к решению задач (в том числе и логическим образом),с большим потоком теоретического знания ребенок привыкает к масштабности.
Повышенная эмоциональная возбудимость, обусловленная как психи-ческими, так и физиологическими изменениями. Многие подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств; они легко увлекаются новыми интересными делами. Забывай про образовательный процесс.
В подростковом возрасте у ребенка происходят большие изменения в познавательной сфере. Особенности развития испытывают специфически человеческие, социально обусловленные виды познавательных процессов (произвольное и внутреннее внимание, наблюдательность, теоретическое мышление, интеллектуальное, словесно-логическая память, речь, воображение, эмоции).Совершенствуется управляемость и регулируемость познавательных процессов.То все зависит от помощи и требовательности учителя, от активности самого подростка в усвоении знания. Развитие познавательной сферы не стоит на месте, разрабатываются новые материалы для усовершенствования познания, дидактические подходы к саморегуляции состояний и поведения в подростковом возрасте.