СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактических игр»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для педагогов

Просмотр содержимого документа
««Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактических игр»»


МБОУ «Наводовская ош» филиал Наводовский детский сад.






консультация

«Развитие познавательных способностей дошкольников посредством дидактических игр»





Подготовила воспитатель: Капустина И.В.








январь 2022 г.





Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.


В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:

— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

— формирование познавательных действий, становление сознания;

— развитие воображения и творческой активности;

— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);

— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Психологи утверждают, что именно в дошкольном возрасте особенно бурно происходит умственное развитие, темпы которого постепенно замедляются. Именно поэтому следует максимально использовать потенциальные возможности детей для развития познавательных способностей.

Познавательное развитие дошкольников осуществляется через разные формы:

- непосредственно образовательную деятельность

- игры

- экспериментирования

- наблюдение

- художественное творчество

- дидактические игры и упражнения

По утверждению К.Д.Ушинского, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Дидактическая игра - актуальный компонент интеллектуально-познавательного развития детей дошкольного возраста. Она рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств и качеств предметов. В процессе дидактической игры идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.



Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры.


В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.


Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.


Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение внимательно слушать педагога, быстро находить ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Словесные игры:

- игры – путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)

- игры – поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать причинные связи, активной работы воображения.

- игры – загадки (развивают способность к анализу)

- игры – беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое предстает как игровое обучение и игровая деятельность) и .т.д.




Для создания игровой атмосферы воспитателю необходимо помнить о некоторых важных моментах:

Во - первых, исключить порицание и критику во время игры. Воспитателю следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями. Что не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей, а обстановка во время игры должна быть доброжелательной и спокойной.

Во - вторых, воспитатель должен играть двойную роль. С одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с воспитанниками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Так же воспитатель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст детей, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей. Необходимо подбирать не слишком трудоемкие игры, которые можно впоследствии использовать систематически.

Таким образом, можно сделать вывод, если систематически, планомерно и целенаправленно организовывать деятельность детей с помощью дидактических игр, то это будет способствовать эффективному развитию познавательной деятельности дошкольников.
























Словесные игры.



 «Почему это произошло?»

Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.

Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.


Что было, если бы… 

Можно сочинить целую сказку, предложив ребенку необычную ситуацию.

Варианты:
• если бы из крана бежала не вода, а сладкий сироп.
• если бы цветы умели мечтать.
• если бы шкаф ожил.
• если бы лев захотел быть в полосочку.
• если бы кот умел превращаться в дракона.


Так бывает или нет?

 Отгадывание небылиц.

Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.



Я иду в поход и беру с собой

Игра на развитие памяти и расширение словарного запаса.

Дети встают в круг. «Я иду в поход и беру с собой…

- Рюкзак,  - говорит первый ребенок,  и передает мячик другому.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак и ложку, - говорит второй.

- Я иду в поход и беру с собой рюкзак, ложку и лодку, - говорит третий и т.д.


Почта (Русская народная игра)

Учить детей соотносить глагол с действием, которое он обозначает.

Выбирают (назначают по жребию) ведущего. Остальные игроки загадывают какое-нибудь одно действие. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог.

— Динь, динь, динь!

— Кто там?

— Почта.

— Откуда?

— Из Шенкурска (любой город).

— А что там делают?

— Танцуют (поют, смеются, плавают, летают, прыгают, квакают, крякают, ныряют, барабанят, стучат, стирают и т. п.).

Все играющие должны изобразить названное действие. Кто не успел или изобразил неправильно, становится водящим.




«Словесный волейбол»


В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!