СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема для самообразования учителя начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»


«Развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»

Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности. Новый стандарт предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В проекте стандарта сказано, что ребѐнок, оканчивающий начальную школу, — это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности. Учебный курс окружающий мир является благодатной почвой для развития познавательной активности младших школьников.

Познавательная деятельность — это активное изучение человеком окружающей действительности, в процессе которого индивид приобретает знания, познаѐт законы существования окружающего мира и учится не только взаимодействовать с ним, но и целенаправленно воздействовать на него. Человек не может существовать в мире и не познавать его. Интерес к окружающему миру является одним из видов общественного интереса, он проявляется в желании познавать различные стороны окружающего мира, использовать разные способы, чтобы узнавать новое, оценивать полученные сведения, выражать своѐ отношение к изучаемому объекту в различной деятельности: в высказываниях, рисунках и пр.

Активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность. Развитие познавательной активности учащихся на уроках окружающего мира может происходить по двум основным направлениям. С одной стороны, этому способствует само содержание учебного предмета. С другой стороны, развитие происходит путѐм определѐнной организации познавательной деятельности учащихся.

Остановлюсь на некоторых способах развития познавательной активности младших школьников на уроках окружающего мира, которые я использую в своей практике. Очень нравятся учащимся уроки, необычные по организации, форме проведения, например: уроки-соревнования; уроки — КВН («Птичьи разговоры»3кл.); уроки — творческие отчѐты; уроки-конкурсы(«12 ареля- День космонавтики, в 1 классе «23 февраля», «8 марта»»); уроки-обобщения («Страницы Всемирной истории» 4 кл.); уроки-игры («Поле чудес»); уроки-экскурсии ( «Как хлеб появляется на нашем столе», «Наша школа»), уроки-путешествия («Путешествие по природным зонам России», « Путешествие в страну «Неболейка»»), интегрированные уроки, уроки – сказки. Сказки – верные спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться и огорчаться, сопереживать, разбираться в мотивах поступков героев, а также понимать слово и выражать свои чувства. На таких уроках даю детям творческие задания «Придумай историю, если бы я был старой вещью и меня выбросили на чердак» » и т.д.

Ценным средством развития познавательной активности детей я считаю игру. Познавательные игры расширяют объѐм получаемой информации, стимулируют процесс перехода от любопытства к любознательности; активизируют психические процессы; являются прекрасным средством развития интеллектуальных и творческих способностей; снижают психические и физические нагрузки; заряжают

положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития, дают возможность подготовить сознание для восприятия нового. Вот некоторые примеры различных видов игр.

На уроках я часто использую игры «Что, Где? Когда?», «Брейн-ринг» . Можно проводить ее разделив класс на группы, а можно и индивидуально. Она позволяет повторить знания по изученной теме в игровой форме. Например, при изучении темы «Птицы» можно задать вопросы:

– Какая птица обладает удивительной способностью спать в полѐте? (аист)

– У какой птицы появляются птенцы зимой? (клест)

-Какую птицу называют «зимой – кузнецом, а летом- врачом»? (дятел)

– Какая птица может бегать по стволам деревьев вниз головой? (поползень)

– Какая птица изображена на гербе города Торжка? (голубь)

Очень нравится детям разгадывать анаграммы, которые можно использовать на разных этапах урока, как на этапе актуализации опорных знаний, так и в работе над темой или в подведении итогов урока. Анаграммы могут быть разные, как составить из букв слово, так перестановка слогов в слове. Например: Переставь в слове буквы так, чтобы вместо грызуна появилась лошадь. (крыса-рысак). Или из предложенных букв составить слова: укащ (щука), парк (карп), каула (акула).

Также очень привлекают учащихся метаграммы, где они должны получить новые слова заменив только в нем одну букву. Например:

Древесному стволу защиту я даю, Прибавь мне букву б, и я тебя убью. (Кора, кобра.)

Я с полки книгу взял, прибавил а, И стало вдруг мучительно обидно: От книги не осталось ни следа, И даже в микроскоп не видно. (Том, атом.)

На дне реки в прохладной тьме Скрываюсь я века. Но вот ты н прибавил мне — И я уже река. (Ил, Нил.)

Также на этапе актуализации знаний или при проверке знаний можно использовать игру «Четвертый лишний». Она позволяет проверить, как учащийся усвоил пройденный материал. Например, «Животный мир Земли» в 3 классе:

1. белый медведь, бурый медведь, акула, тигр

2. олень, лось, заяц, сова

3. щука, карась, кит, пескарь

4. дрозд, скворец, ящерица, пингвин

Детям такой вид работы очень нравится.

Также им интересна, а также познавательна такая игра, как «Ну-ка, прочитай». Где они составляют слова, если они зачеркнут в ряду одинаковые буквы или правильно их соединят. Темы для составления слов можно подобрать разные. Еще игра, которую любят дети «Найди зашифрованные слова». Где в ряду букв они должны найти слова по заданной теме

Например, зашифрованные понятия по теме «Органы чувств»

Роогааьтблносравкбдлорпаглазторпаамюжлдоравроухотпилдпаввччсмсмжрравыуирязыкитллбьпправссдртькожатовпиидоьрпаамльтоа

Когда дети найдут слова, можно к ним подобрать слово- обобщение. С помощью этой работы я подвожу к изучению новой темы, или наоборот, как обобщение изученной темы.

Играя, я проверяю усвоен ли материал учащимися, а в процессе работы происходит развитие внимания.

Игра «Соедини линиями название с соответствующими определениями». А.Ласточки, гуси, аисты

1. Впадают в спячку

Б.Заяц, лисица, волк

2.Запасают корм

В.Медведь, ѐж, сурок

3. Осуществляют перелѐты

Г. Белка, хомяк, бурундук

4. Линяют

С помощью игры «Крестики-нолики» можно быстро проверить, домашнее задание. Дети получают матрицу ответов, где при ответе «да» они ставят «х», а «нет»- «о». Например, при изучении темы «Твоѐ первое знакомство созвѐздами» можно задать вопросы:

-Земля является центром Вселенной, а Солнце, Луна планеты вращаются вокруг неѐ?(нет)

– Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси? (да)

– В Солнечную систему входит 8 планет? (да)

– Смена времѐн года на Земле зависит от Солнца? (да )

– Земля совершает один оборот вокруг своей оси за один год? (нет)

Такую игру я провожу иногда в начале урока, перед изучением новой темы. Даю вопросы по новой теме урока. Дети, отвечают, не изучив ее. Потом им становится интересно узнать правильные ответы и мы весь урок работаем над ними. В конце урока мы снова выполняем эту работу. И проверяем , сколько верных ответов уже после изучения темы.

Активизирует учащихся на работу также работа «Узнай по описанию». Где дети должны узнать объект по описанию или по рисунку. Например:

Кто в лесу живет?

 Одна из самых красивых и быстролетающих птиц. Обтекаемая форма тела и длинные крылья позволяют ей развивать большую скорость при полѐте. В пасмурную погоду она летает низко над землѐй, что издавна служило приметой смены погоды. Особенности рта позволяют этой птице на лету ловить насекомых. Когда осенью насекомые исчезают, птицы в поисках пищи летят в тѐплые края. (ласточка).

 Уютные гнезда устраивают эти зверьки. Оно имеет форму шара и выстлано внутри травой, мхом, пухом, шерстью. Это очень запасливое животное. В окрестностях своего гнезда зверек устраивает множество кладовых, где хранит орехи, желуди, шишки. Заготавливает он и грибы, накалывая их на сухие веточки высоко над землей. (Белка)


Также я использую игры «Выпавшие слова», где дети должны вставить пропущенные слова по теме урока. Младшие школьники очень любят искать ошибки, поэтому я также предлагаю учащимся тексты-описания, фенологические рассказы с ошибками . Это им очень нравится, т. к. они выполняют роль учителя какого-то вымышленного

героя, который так написал текст. Эту работу можно применять при актуализации знаний, а также в ходе изучения темы урока или при первичном закреплении. Например, во 2 классе: «Бактерии- самые маленькие живые существа. Среди них встречаются одноклеточные и многоклеточные. Они живут только в организме животных. Многие из них вызывают различные заболевания. Человек использует бактерии при производстве сыра, сметаны, творога, лекарств, витаминов.»

На своих уроках при изучении нового материала в 3-4 классах я применяю «Инсерт», т. е. чтение с пометками. Где дети отмечают, что они уже знают, что им показалось новым, над какой информацией нужно работать. Я предлагаю им текст, где они делают пометки.

При решении проблемного вопроса мне помогает прием «Фишбоун» (рыбьи косточки). Где на голове рыбы мы записываем проблему, в верхней части скелета рыбы мы записываем доводы «за», а внизу «против», а в хвосте формулируем вывод. В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, который могут располагаться горизонтально и вертикально. Использование технологии Фишбоун развивает умения учащихся работать в группах, анализировать текст, выделять основные события, понятие, определения и искать их причины, взаимосвязи, обобщать и делать выводы. Такой прием можно использовать при изучении темы «Здоровье и безопасность» (Важно ли здоровье для человека? Надо ли соблюдать безопасность или нет?), «Природные зоны России»». Во 2 классе я предлагаю варианты ответов, которые дети должны наклеить на косточки, а 3,4 классы уже пишут сами.

Одной из форм работы на уроках окружающего мира может быть работа с синквейном.

Синквейн- прием технологии развития критического мышления на стадии рефлексии.

Слово синквейн происходит от французского слова «пять».

Синквейн-это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Есть еще несколько определений синквейна.

Синквейн-малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.

Синквейн-короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану.

Правила написания синквейна.

1 строка- одно слово- название стихотворения, тема, обычно существительное;

2 строка– два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка– три глагола, описывающих действия по теме синквейна;

4 строка– фраза, предложение, цитата или крылатое выражение, выражающее свое отношение к теме;

5 строка– слово-обобщение, дающее новую интерпретацию темы.

Ребятам это нравится и учит находить главные, важные слова, которые характеризуют важные понятия урока.

Существенно повышает интерес учащихся к учебному предмету и использование на уроке наглядности. Ведь многие дети не знают, как выглядят многие виды растений, животных, им трудно даже по описанию представить себе, что такое пустыня или степь. Значит, нужно это показать! В этом помогают мне презентации, детские энциклопедии. Использование занимательного материала на уроках

окружающего мира также способствует развитию познавательной активности. Включѐнные в урок загадки, сказки, легенды, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты — всѐ это, несомненно, заинтересует младших школьников. Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.

Большое внимание уделяю практической деятельности учащихся в области познания окружающего мира. На экскурсиях мы наблюдаем за природой, вместе с ребятами стараемся изучить незнакомые объекты, узнать что-то новое о уже знакомых. Младшие школьники выращивают растения из семян, наблюдают за погодой. Изучение свойств воды, снега, льда, некоторых полезных ископаемых невозможно без проведения опытов.

В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя — совершенствовать, варьировать формы, методы, приѐмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.

Учитель: Рябых К.Ю.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!