Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: «Полна природа удивленья»
Цель: создать условия для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; способствовать развитию внимательности и наблюдательности, умению работать со схемами.
Задачи:
Обучающие: создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира.
Развивающие: развивать логическое мышление, учить сравнивать предметы, находить их различия, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: способствовать воспитанию устойчивого познавательного интереса к предмету; формировать коммуникативные умения; способствовать развитию навыков сотрудничества.
Планируемые результаты
Предметные: обучающиеся научатся: различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры различных явлений природы; сравнивать объекты природы между собой, соотносить явления, наблюдаемые в природе с иллюстрациями; классифицировать объекты живой и неживой природы по разным признакам;
Личностные: определяют границы собственного знания и «незнания»; имеют познавательные интересы, учебные мотивы; воспринимают важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной деятельности; оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы;
Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы в рисунках и схемах; ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач.
логические – учатся осуществлять сравнение, делать выводы; строят рассуждения в форме простых суждений.
Коммуникативные: умеют работать в паре, учатся контролировать действия партнера; учатся задавать вопросы; учитывают разные мнения и стремятся координации различных позиций в сотрудничестве.
Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа.
Ι. Ι. Организационный момент.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Мы легонечко вздохнем
Урок окружающего мира начнем.
ΙΙ. Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
- Вы любите преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
- Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.
- Послушайте себя и определите, какое настроение у вас сейчас?
- Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на нашем уроке?
- У вас на столе лежат солнышко и тучка. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее, покажите.
- Сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашего учебника. Откройте учебник по закладке. Рассмотрите маршрутный лист. Сколько остановок! - Найдём нашу первую остановку на пути следования. (Полна природа удивленья) Это и будет тема нашего урока. - А как вы понимаете эти слова? (Идёт обсуждение) - А что же такое природа? (Звучат ответы детей)
(Это все то, что нас окружает и существует независимо от человека.)
-Всё ли мы знаем об окружающем нас мире? (Конечно, нет)
-Кто из вас хочет научиться открывать новые знания?
А чтобы заметить что-то новое, что вы должны уметь делать? (Слушать, наблюдать, воображать, развивать свою речь, уметь доказывать своё мнение.
– Вот мы с вами и поставили задачи на урок.
- А вот каким получится наш урок, зависит от того, как вы будете помогать мне и друг другу.
2. Ознакомление с понятием «живая и неживая» природа
- Ребята, попробуйте угадать, о чем мы будем говорить сегодня.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг….. (природа)
- Правильно. Сегодня мы будем говорить о природе. Вспомним все, что о ней знаем.
- Посмотрите вокруг. Что вы видите? Что нас окружает? (Слайд 1)
3. Работа в группах.
- Давайте объединимся в команды.
- Чтобы нам лучше разобраться в этом вопросе я приготовила вам конверты, а в конвертах лежат карточки. Разделите карточки, на которых изображены различные предметы на группы.. - Вы должны будете отгадать: - Почему именно эти рисунки относятся к той или иной группе. - Но сначала ещё раз прослушаем, что нужно будет сделать каждой команде:
а) внимательно рассмотреть рисунки.
б) назвать признаки этой группы рисунков.
в) придумать общее название. - А то, что изображено на рисунках, мы будем называть научным словом «объекты».
4. Проверка групповой работы.
( Дети выходят группами к доске. 1-я группа с карточками, изображающими объекты живой природы, 2-я группа – неживой природы, 3-я группа – изделиями человека).
- Почему вы так распределили?
- А теперь уберите в конверт изображения того, что создано человеком.
- На какие 2 группы вы раздели остальные карточки? Почему?
- Какие общие признаки объектов?
- Чем они отличаются?
- Правильно. Ребята, это природа.
- Можно ли отнести к природе, то, что сделано руками человека?
5. Составление схемы.
– Так что же нас окружает? (Живая природа, неживая природа, изделия человека)
(Появляется табличка «Что нас окружает»)
– Что общего между живыми и неживыми объектами? (Их создала природа)
– Что можно сказать про рукотворные объекты? ( Их создал человек, они к природе не относятся, но относятся к окружающему миру)
– А куда мы отнесём человека? ( К объектам живой природы)
- Какой вывод можно сделать?
- (вывод) - Мы выяснили, что такое природа. Предметы окружающего мира бывают разные. (Слайд 2)
ΙΙΙ .Физминутка.
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Дети встают из-за парт
Потягиваются, улыбаются друг другу
Раз - росой она умылась.
Умываются ладошкой
Два – изящно покружилась,
Кружатся
Три нагнулась и присела,
Нагибаются и приседают
На четыре - улетела.
Улетают, садятся за парты
ΙV. Усвоение новых знаний (Слайд3)
Что нас окружает
Природа Изделия человека Живая Неживая
- А почему вы считаете их живыми? (Теплые, двигаются, издают звуки.)
- Солнце, реки, облака движутся? Они живые? (нет)
- Гром издает звуки, он живой? (нет)
- Дуб, цветы, гриб не движутся, они неживые? (нет)
- Движение, теплота, способность издавать звуки не главное, что может отличать живое и неживое. Что же нам поможет отличить живое от неживого? (Живые существа рождаются, растут, дышат, питаются, стареют и умирают). (Слайд 4.)
1.Работа по учебнику.
- Откройте учебник по закладке. Расскажите, что изображено на рисунке.
- Как можно назвать общим словом?
- Назовите объекты живой природы.
- Назовите объекты неживой природы.
2. Самостоятельная работа.
– Открываем тетрадь на странице 3 и выполняем задание 1.
( Обсуждение задания и распределение картинок по группам с использованием цветных карандашей)
– Красным кружком обозначаем объекты живой природы, синим – объекты неживой природы, зелёным – то, что сделано руками человека.
– Кто выполнил всё задание правильно?
– Кто допустил ошибки? Что вызвало затруднения?
Игра «Третий лишний»
Слайд № 5,6,7
- Правильно. Посмотрите на экран. На этих картинках тоже живая природа, но одна картинка – лишняя. Подумайте, какая?
- Верно. Почему он лишний? (потому, что он неживой.)
- Правильно. Как же мы можем отличить живое и неживое?
Слайд № 8
- Растения, животные и человек — живая природа.
Они дышат, питаются, размножаются, двигаются, растут, умирают
Слайд № 9
- Нельзя называть природой только то, что сделано руками человека.
- Сделаем вывод: Молодцы. Мы вспомнили признаки живой природы.
V. Обобщение по теме
1. Игра « Живое – неживое»
- Сейчас мы поиграем в игру «Живое - неживое». Я буду кидать мячик и называть слово, а вы говорить, природа это или нет, если природа, то какая, живая или нет.
Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть.
Постарайтесь дать ответ, где природа, а где нет.
Бабочка, камень, солнце, гусеница, кукла, машинка, человек, котенок, собака, дом.
- Молодцы!
2. Явления природы.
- Давайте вернёмся к названию темы нашего путешествия.
–Полна природа удивленья. Замечательные слова!
- Удивление встречает нас часто. Что вас удивляет в жизни?
- А что удивляет нас в природе? (Человек - часть природы и его эмоциональное состояние часто зависит от природы.)
– В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.
Рассмотрите рисунки в учебнике и назовите явления природы, изображенные на них.
Приходилось ли вам наблюдать такие явления природы?
- Отгадайте, что это.
1. Над рекой остановился
Шар воздушный, золотой.
А потом за лесом скрылся,
Покачавшись над водой.
(солнце)
2. Кто всю ночь по крыше
Бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт,
Убаюкивает?
(дождь)
3. Что случилось? Ой-ой-ой!
Летом стало, как зимой:
Белые горошки
Скачут по дорожке.
(град)
4. Крашеное коромысло
Через речку повисло.
(радуга)
- О чем эти загадки?
- Какие явления вы еще знаете?
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Закройте глазки и вспомните все, что у нас сегодня было на уроке.
- О чем мы говорили на уроке?
– Что нового вы узнали?
– Что интересного вы расскажете дома родителям?
– Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока. Достигли этих целей?
- Ребята, у вас на столе лежат карточки с изображением тучки и солнышка. - Покажите ту карточку, которая передает ваше настроение в конце урока.
Спасибо за урок! (Слайд 10).