РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРЕДМЕТАХ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Г.А. Баранова
к.п.н., доцент
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Тульской области
«Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области»,
г. Тула, РФ
И.А. Заркова
учитель-логопед
МКДОУ детский сад комбинированного вида № 10,
г. Узловая, Тульская область, РФ
Аннотация. В статье раскрываются особенности процесса развития представлений о предметах окружающей действительности у дошкольников с нарушением зрения. Представлен комплекс заданий и упражнений по развитию у детей дошкольного возраста с нарушением зрения представлений о предметах окружающей действительности.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения, представления о предметах окружающей действительности, нарушения зрения функционального или органического характера, близорукость, дальнозоркость, косоглазие, астигматизм, зрительный анализатор, центральное, бинокулярное зрение, взаимодействие зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза, периферическое зрение, поле зрения, цветовое зрение, дальтонизм, светоощущение, световая адаптация, обеднённость и схематичность зрительных образов.
Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, направлены на обеспечение равных прав и доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. По своей сути инклюзивное образование означает сложную и тонко подобранную систему, обеспечивающую соответствующее внимание и подход к способностям и проблемам ребёнка, к пониманию сути расстройств и планированию правильной инклюзии, которая позволит ребёнку развиваться и откроет перед ним новые возможности. «Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования образовательного процесса, способы повышения мотивации и качества обучения»[1.С.21]. Особое внимание уделяется организации образовательного процесса с детьми с нарушением зрения. Это обусловлено, во-первых: возрастанием числа детей, имеющих данный вид нарушения. Во-вторых, влиянием этого вида нарушения на развитие познавательной, мыслительной, эмоционально-волевой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ).
Отрицательно влияет нарушение зрения на процесс развития у детей дошкольного возраста представлений о предметах окружающей действительности. Различные аспекты проблемы развития у детей с нарушением зрения представлений о предметах окружающей действительности были рассмотрены в исследованиях Б.Г. Ананьева, О.И. Галкиной, И. Ломпшера, Ф.Н. Шемякина, Н.И. Голубевой. Вопросы развития у детей дошкольного возраста представлений о предметах окружающей действительности нашли отражение в работах: В.Е. Бушуровой, А.В. Запорожца, Р.Я. Лехтман-Абрамовича, В.И. Фрадкиной, А.А. Люблинской. Основные направления и подходы в определении содержания, методов и приёмов преодоления нарушений зрения, в том числе вопросы развития представлений детей о предметах окружающей действительности раскрыты в научных трудах: Л.И. Плаксиной, Е.Н. Подколзиной, Л.Б. Осиповой [4].
Развитие представлений дошкольников о предметах окружающей действительности является важным компонентом когнитивного и эмоционально-волевого развития ребёнка и связано с необходимостью включения детей в окружающий мир. В первую очередь, в содержание знаний ребёнка об окружающем мире входит формирование полных и точных представлений о назначении предметов, их свойствах и качествах, применении. Для когнитивного развития дошкольников важным является приобретение знаний о природе и природных явлениях, а также о человеке и условиях его жизни. Современная педагогическая наука считает ознакомление детей с предметным миром основой всестороннего развития ребёнка: его потребностей в эмоциональном общении с взрослыми и сверстниками, разнообразной деятельности, познании действительности.
Остановимся подробнее на характеристике особенностей развития детей с нарушением зрения. Организация образовательного процесса с такими детьми требует особого подхода. Прежде всего, это проявляется компенсаторным развитием других органов чувств, позволяющих познавать мир – осязания, слуха.
Нарушения зрения у ребёнка могут быть функционального или органического характера. Первые характеризуются преходящими изменениями, которые поддаются коррекции или могут пройти самостоятельно (например: косоглазие, близорукость, дальнозоркость, астигматизм и др.). Органические же поражения имеют в основе морфологические изменения структуры глаза или других отделов зрительного анализатора (зрительные нервы, проводящие пути и др.) и требуют специальной организации коррекционно-педагогической работы[2].
Зрение – самый мощный источник информации о внешнем мире. 85–90% информации поступает в мозг через зрительный анализатор. Поэтому частичное или глубокое нарушение его функций вызывает целый ряд нарушений в физическом и психическом развитии ребенка. Зрительный анализатор обеспечивает выполнение сложнейших зрительных функций: центрального, периферического, бинокулярного зрения; светоощущения; цветоощущения.
Как отмечают В.И. Белецкая, А.Н. Гнеушева, Г.Г. Демирчоглян, центральное зрение предназначено для восприятия цвета и объектов малых размеров. Одной из особенностей центрального зрения является восприятие формы предметов. Состояние центрального зрения определяется остротой зрения. Центральное зрение развивается постепенно: оно обнаруживается на 2-3 месяце жизни ребенка; перемещение взора за движущимся предметом формируется в возрасте 3-5 месяцев; на 4-6 месяце ребенок узнает ухаживающих за ним родственников; после 6 месяцев различает игрушки. Узнавание формы предмета появляется раньше, в 5 месяцев, затем идет процесс узнавания цвета [5].
Бинокулярное зрение – способность пространственного восприятия, объема и рельефа предметов, видение двумя глазами. Его развитие начинается на 3-4 месяце жизни ребенка. Совершенствуется в процессе накопления жизненного опыта. Бинокулярное восприятие возможно при взаимодействии зрительно-нервного и мышечного аппаратов глаза. Одним из признаков нарушения бинокулярного зрения является косоглазие – отклонение одного глаза от правильного симметричного положения. Это осложняет осуществление зрительно-пространственного синтеза, вызывает замедленность темпов выполнения движений, нарушение координации. Дети испытывают сложности в слежении за движущимися предметами (мячом, воланом и др.), степени их удаленности. Таким детям надо давать больше времени для рассматривания предметов и динамического восприятия, словесного описания тех предметов и действий, которые им предстоит наблюдать самостоятельно[5].
Важным средством развития бинокулярного зрения являются различные виды трудовой и игровой деятельности: игра в мяч, кегли и др., моделирование и конструирование из бумаги (оригами), картона, занятия с мозаикой, плетение и т.п.
Периферическое зрение действует в сумерках, оно предназначено для восприятия окружающего фона и крупных объектов, служит для ориентировки в пространстве. Этот вид зрения обладает высокой чувствительностью к движущимся предметам. Одной из важных характеристик состояния периферического зрения является поле зрения – пространство, которое воспринимается одним глазом при его неподвижном положении. Изменение поля зрения (скотома) может быть ранним признаком некоторых глазных заболеваний и поражения головного мозга.
Благодаря цветовому зрению человек способен воспринимать и различать многообразие цветного спектра в окружающем мире. Появление реакции на различение цвета у детей происходит в определенном порядке. Быстрее всего ребенок начинает узнавать красный, желтый, зеленый цвета, а позднее – фиолетовый и синий. Глаз человека способен различать разнообразные цвета и оттенки при смешивании трех основных цветов спектра: красного, зеленого и синего (или фиолетового).
Выпадение или нарушение одного из компонентов называется дихромазией. Впервые это явление описал английский ученый-химик Дальтон, который сам страдал этим расстройством. Поэтому нарушения цветового зрения в некоторых случаях называют дальтонизмом. При нарушении восприимчивости красного цвета красные и оранжевые оттенки детям кажутся темно-серыми или даже черными. Желтый и красный сигнал светофора для них – один цвет[5].
Светоощущение – способность сетчатки воспринимать свет и различать его яркость. Различают световую и темновую адаптацию. Световая адаптация – приспособление органа зрения к высокому уровню освещения. Световая чувствительность появляется у ребенка сразу же после рождения. Дети, у которых нарушена световая адаптация, в сумерках видят лучше, чем на свету. У некоторых детей с нарушением зрения отмечается светобоязнь. В этом случае дети пользуются темными очками. Такому ребенку следует предложить место для занятий в теневой части кабинета или стать спиной к солнцу (источнику света).
Расстройство темновой адаптации приводит к потере ориентации в условиях пониженного освещения. Освещенность помещения в школах III-IV видов должна быть намного выше, чем для учащихся с нормальным зрением.
Педагогу важно помнить, что ребёнку с нарушением зрения необходимо создать благоприятные условия для обучения в образовательной организации с целью предотвращения возможных вторичных отклонений.
Во-первых: нужно чётко дозировать зрительную нагрузку. Оптимальная нагрузка у слабовидящих дошкольников составляет не более 15 – 20 минут непрерывной работы. Для детей с глубоким нарушением зрения не должна превышать 10 – 15 минут.
Во-вторых: важно выбрать оптимально освещённое рабочее место, не менее 400 – 500 люкс. Помещение должно быть обеспечено повышенной общей освещённостью (не менее 1000 люкс)[5].
Ковалева Т.М. считает, что следует обратить внимание на точность высказываний, описаний, инструкций, не полагаясь на жесты и мимику. Речь педагога должна быть выразительной и точной. Необходимо проговаривать всё, что он делает вместе с ребенком, пишет или рисует. Так же ему необходимо называть каждого говорящего по имени, чтобы было понятно, кто говорит[2].
Педагогу лучше использовать в своей работе крупные и яркие наглядные пособия, крупный шрифт. При использовании доски записи должны быть контрастными, буквы – крупными. При записи лучше использовать цветные маркеры для наиболее важных моментов в записываемом материале. Нужно создать опору на другие модальности. Например, темп выполнения задания слабовидящего ребенка ниже, поэтому он может учиться выполнять учебные задания через прикосновения или слух с прикосновением.
Ребёнок должен иметь возможность ориентироваться в пространстве: знать основные ориентиры комнаты, где проводятся занятия, путь к своему месту. В связи с этим не следует менять обстановку и место ребёнка, особенно на первых порах, пока он не выработает автоматизма движения в знакомом помещении.
Дошкольнику важно научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. В этой ситуации ребёнок должен уметь сохранять чувство собственного достоинства и стремиться оказывать помощь в ситуации, соответствующей его возможностям.
У слабовидящих детей отмечаются изменения в сфере внешних эмоциональных проявлений. Все выразительные движения (кроме вокальной мимики) при глубоких нарушениях зрения ослаблены. Подготовка детей с нарушением зрения к обучению может быть успешной, при условии сформированности у ребёнка представлений о предметах окружающей действительности.
Выявление особенностей развития представлений о предметах окружающей действительности у дошкольников имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение, так как трудно представить любую деятельность человека, в которой развитие представлений о предметах окружающей действительности не играло важной роли.
Эффективным средством развития представлений о предметах окружающей действительности являются упражнения и дидактические игры. Данный комплекс упражнений и дидактических игр должен отвечать следующим требованиям[3]:
– учитывать специфику нарушения;
– должен предлагаться детям дозировано, быть доступным для выполнения;
– способствовать развитию мыслительных операций (сравнение, анализа, синтеза), учитывающих особенности наглядно-образного мышления детей.
Приведем примеры дидактических игр и упражнений данного комплекса:
Дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Цель: закрепить знания о разных видах игрушек, их форме, величине, развивать умение их зрительно обследовать, выделять основные части, дополнять зрительную информацию представлениями, полученными различными анализаторами, совершенствовать тактильные ощущения, мелкую моторику рук.
Ход игры.
До начала игры дети не должны видеть эти предметы. Хотя все они им знакомы «по жизни» (например: разнообразные мелкие предметы с различной фактурой (жёлуди, шишки, гладкие и шершавые камни, галька разной формы, кусочки меха и ткани, мелкие игрушки).
Поочерёдно то правой, то левой рукой дети достают из мешка один предмет за другим, предварительно ощупав его вслепую и определив три его признака: форма, степень жёсткости – мягкости, степень гладкости – шершавости.
Детям не надо угадывать предмет. А назвать его можно только тогда, когда предмет уже вынут из мешка. Если все предметы правильно описаны и названы, можно говорить о нормальной чувствительности пальцев и хороших номинативных способностей детей.
Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Цель: учить детей сравнивать форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу, закреплять знания о геометрических фигурах и цвете, упражнять в счёте фигур вне зависимости от формы и цвета.
Ход игры.
1 вариант (для индивидуальной работы).
Ребёнку даётся карточка, предлагается найти все фигуры одной формы, называя её цвет (например: красный, жёлтый, зелёный квадраты).
2 вариант (для групповой работы).
Играющим раздаются карточки с фигурами, ведущий достаёт из мешка фигуру, отдаёт игроку, у которого есть такая фигура на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее закроет всю карточку.
Дидактическая игра «Подбери по форме».
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков (цвета, величины), подбирать к заданному образцу геометрической фигуры предмет окружающего мира похожий на данную фигуру, закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии.
Ход игры.
Ребёнок выбирает по желанию «поле» с геометрической фигурой, называет фигуру. Из карточек с предметами окружающего мира выбирает только те предметы, которые соответствуют данной геометрической фигуре.
Дидактическая игра «Собери снеговика».
Цель: учить детей различать и называть четыре основных цвета (синий, красный, жёлтый, зелёный), закрепить знания о геометрической фигуре – круг (белый), умение группировать предметы по цвету; выделять величину предметов и выполнять действия с предметами разной величины, развивать зрительное восприятие.
Ход игры.
Педагог предлагается детям помочь снеговикам. Он говорит: «Снеговики расшалились – баловались и, так получилось, что рассыпались? Нужно им помочь, собрать их». Уточняется, как строится снеговик: на большой круг ставится круг поменьше, затем самый маленький. Далее педагог говорит: «После этого «надеваем» ведро (трапеция) на голову, и готово! Получились замечательные снеговики».
Дети выполняют предложенное задание.
Дидактическая игра «Найди цветок для бабочки».
Цель: изучение цветного спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный), развивать умение различать и соотносить цвета, зрительное восприятие, учить ребёнка подбирать для каждой бабочки цветок соответствующего цвета.
Ход игры.
Педагог предлагает ребёнку подобрать для каждой бабочки цветок соответствующего цвета. Для этого он расставляет на наборном полотне изображения цветущих растений красного, желтого, синего и зеленого цвета. Педагог показывает бабочек, объясняет, что бабочки хотят найти свои цветы – сесть на такой цветок, чтобы их было не видно, и никто не смог их поймать. Нужно помочь бабочкам спрятаться. Воспитатель рассматривает бабочек, обращая внимание детей на то, что цвет бабочки и цветка совпадают («такой же»), бабочку не видно – она спряталась. Затем дети достают из конвертов бабочек и цветы, выполняют задание.
Упражнение «Бусы для куклы».
Цель: закрепить знания детей о цветном спектре, уметь группировать предметы по цвету, закрепить знание о геометрической фигуре – круг, закрепить сущность понятия «одинаковые» - по цвету, форме, размеру. Развивать сенсорное восприятие, умение выделять и соотносить цвета, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, мелкую моторику рук.
Ход упражнения.
Педагог предлагает детям собрать бусы из разноцветных кружочков, выложив их на прорисованные контуры бусинок. Ребёнок раскладывает кружки, глядя на образец. Также можно создавать свои «бусы».
Упражнение «Составь из частей целое».
Цель: формировать у детей представления о целостном образе предмета, об окружающем мире. Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, речевую активность.
Ход упражнения.
На столе перед ребёнком разложены разобранные картинки изображением вверх. Педагог говорит: «Возьми одну деталь, что на ней нарисовано?». Затем ребёнку предлагают найти недостающую половинку. Педагог: «Сложи две детали вместе – они должны соединиться в целое изображение». Ребёнок должен сложить все картинки. После этого педагог спрашивает у дошкольника, как называется тот или иной предмет.
Упражнение «На что это похоже?».
Цель: развивать целостное восприятие, мышление, воображение и речевую активность, воспитывать познавательный интерес.
Ход упражнения.
На столе лежат различные геометрические фигуры, дети их рассматривают, определяют, как называются эти фигуры, их цвет. Говорят на какой предмет окружающего мира, похожа данная фигура.
Упражнение «Что перепутал художник?».
Цель: формировать целостное восприятие предметов, развивать внимание, логическое мышление, воображение.
Ход упражнения.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть картинки с изображением сказочных героев. Затем педагог просит детей дать описание этих картинок: назвать героев произведения, определить, что на картинке изображено неправильно, обосновать свой выбор.
Нужно отметить, что дидактические игры и упражнения проводились с использованием специального дидактического материала, который подбирался с учётом зрительного диагноза, индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребёнка. Дидактический материал предлагался детям на контрастном фоне. Цветные изображения предметов подбирались с яркими, контрастными цветами для лучшего зрительного восприятия.
Приведём примеры фрагментов занятий по развитию представлений о предметах окружающей действительности у дошкольников с нарушением зрения, с использованием комплекса упражнений и дидактических игр.
1. Тема: «Знакомство с миром профессий».
Цель: расширить представления детей о профессиях, уважать и ценить труд каждого человека.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
– уточнять и закреплять знания детей о профессиях;
– формировать представления о предметах окружающей действительности.
Коррекционно – развивающие:
– развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление;
– развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
– совершенствовать умение слушать других внимательно, не перебивая сверстников;
– воспитывать организованность, самостоятельность; интерес к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями профессий, книга с загадками и стихами, доска с магнитами.
Фрагмент НОД (непосредственно образовательной деятельности).
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о мире профессий. Профессия – это труд, которому человек посвящает всю свою жизнь. Она должна приносить радость человеку и окружающим людям. А, вы, дети знаете, кем работают ваши мамы, папы?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на доску (на доске вывешены картинки с изображениями машиниста, водителя, повара, врача, учителя, воспитателя, строителя, продавца, пожарного, парикмахера), рассмотрите картины с изображением профессий людей? Люди каких профессий изображены на картинах? Что делает каждый из них?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь давайте отгадаем загадки.
1. Тревожный номер «01»,
Ты не останешься один.
Гудят пронзительно сирены –
Начало для пожарной смены:
Необходимо им спешить,
Пожар опасный потушить.
Ответы детей: пожарные.
2. Он с утра на кухне нашей
Варит суп, компот и кашу.
Ответ детей: повар.
3. Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо.
Не волнуйся и не плач –
Ведь тебе поможет…
Ответы детей: врач.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Все загадки разгадали.
Воспитатель: А теперь, давайте, выполним упражнение «Составь из частей целое» (тема: «Профессии»).
Цель: учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на 2 – 4 части, формировать у детей представления о целостном образе предмета, об окружающем мире.
Ход упражнения.
На столе перед детьми разложены разобранные картинки изображением вверх. Педагог говорит: «Возьмите одну деталь, что на ней нарисовано». Затем детям предлагают найти недостающую половинку. Педагог: «Сложите две детали вместе – они должны соединиться в целое изображение». Дети должны сложить все картинки. После этого педагог спрашивает у дошкольников, какие изображения получились.
Воспитатель: Молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте, выполним зрительную гимнастику.
Гимнастика для глаз: «Врач».
Простудился мальчик Шура.
Поднялась температура.
(широко открыть глаза)
У него не важный вид.
И на помощь врач спешит
(посмотреть влево, вправо)
Чтобы снять температуру
Доктор выпишет микстуру.
(посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний)
Улыбнётся: «Будь здоров»
Нам никак без докторов!
(круговые движения глазами)
Говорю серьёзно вам:
– Честь и слава докторам!
(легко закрывать глаза).
Воспитатель: Давайте ребята, поможем человеку, определенной профессии, подобрать картинки с изображением предметов принадлежащих только к его профессии. Перед детьми разложены картинки предметов, относящихся к разным профессиям. Воспитатель показывает картинку, на которой нарисован человек определённой профессии, а дети находят изображения предметов, относящихся к данной профессии.
2. Тема: «Волшебные фигуры».
Цель: расширить представления детей о геометрических фигурах, представления о предметах окружающей действительности разной геометрической формы.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
– уточнять и закреплять знания детей о геометрических фигурах;
– формировать представления о предметах окружающей действительности.
Коррекционно – развивающие:
– развивать зрительное восприятие, наглядно-действенное мышление;
– развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно – воспитательные:
– воспитывать организованность, самостоятельность; интерес к результатам своей деятельности.
Материалы и оборудование: игрушка – кукла, сундучок.
Фрагмент НОД
Слышится стук в дверь.
Воспитатель: Ой, ребята кто-то к нам пришёл в гости, давайте я посмотрю, кто там стучит. Посмотрите ребята, кто к нам пришёл в гости.
Дети: «Кукла Аня».
Воспитатель: Посмотрите ребята, кукла Аня не случайно пришла к нам сегодня. У неё есть волшебный сундучок, который она очень хочет открыть. Но открыть сундучок можно только после того, как будут выполнены несколько заданий. Аня сама затрудняется их выполнить и просит вас ей помочь. Поможем Ане?
Дети: «Поможем».
Воспитатель: Внимательно послушайте.
Задание 1. «Геометрическое лото».
Воспитатель: Сравните форму изображённого предмета с геометрической фигурой и подберите предметы по образцу.
Цель: закреплять знания о геометрических фигурах и цвете. Воспитывать способность детей сравнивать фигуры, находить признаки сходства, развивать творческие возможности.
Ход задания.
Детям даётся карточка и предлагается найти все фигуры одной формы, называя её цвет (например, красный квадрат, жёлтый квадрат, зелёный квадрат).
Воспитатель: Молодцы, дети, справились с заданием. Подходите к столу. Слушайте следующее задание.
Задание 2. «На что это похоже?».
Воспитатель: Дети, посмотрите на геометрические фигуры и определите, на какие предметы окружающего мира они похожи.
Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе схематического изображения предметов; развивать целостное восприятие, воображение и речевую активность.
Ход упражнения.
На столе лежат различные геометрические фигуры, дети их рассматривают, определяют, как они называются, какого цвета. Говорят на какой предмет окружающего мира, похожа данная фигура.
Воспитатель: Молодцы, дети. А теперь давайте, выполним зрительную гимнастику, чтобы глазки отдохнули.
Гимнастика для глаз: «Глазкам нужно отдохнуть».
Глазкам нужно отдохнуть
(ребята закрывают глаза).
Нужно глубоко вздохнуть
(глубокий вдох, глаза всё так же закрыты).
Глаза по кругу побегут
(глаза открыты, движение зрачками по кругу по часовой и против часовой стрелки).
Много – много раз моргнут
(частое моргание глазами).
Глазкам стало хорошо.
(лёгкое касание кончиками пальцев закрытых глаз).
Увидят мои глазки всё!
(глаза распахнуты и на лице улыбка).
Список литературы и источников
1. Баранова Г.А. Подготовка учителя к применению современных педагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. 2016. № 1. С.21.
2. Белецкая В.И. Гигиена зрения: учебное пособие. М.: Медицина, 2008. 34 с.
3. Карпушина Е.Б. Формирование представлений о предметах окружающего мира у детей с недостатками зрения младшего дошкольного возраста: учебное пособие. М.: Просвещение, 2010. 104 с.
4. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Альманах ИКП РАО. М.: РАОИКП, 2011. 123 с.
5. Шкарпова С.И., Романовский В.Е. Близорукость, дальнозоркость, астигматизм. Серия: Медицина для вас: учебное пособие. М.: Педагогика, 2010. 89 с.