СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие психомоторных и сенсорных процессов программа курса для учащихся 1-4 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами Л.А. Метиевой, Э.Я Удаловой.

Просмотр содержимого документа
«Развитие психомоторных и сенсорных процессов программа курса для учащихся 1-4 классов»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02 ул. Школьная, 5 эл.адрес: nbskoshi@yandex.ru



Утверждаю

Директор школы

________________

Будаев С.О.



Развитие психомоторных и сенсорных процессов

программа курса для учащихся

1-4 классов















Пояснительная записка

Актуальность. Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) государственного казенного образовательного учреждения «Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат VIII вида»

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» составлена на основе авторской учебной программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами Л.А. Метиевой, Э.Я Удаловой.

Программа курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.

Цель программы: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи программы:

- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности

в совокупности их свойств;

- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, свойств предметов;

- формирование пространственно-временных ориентировок;

- развитие слухоголосовых координаций;

- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

- коррекция моторики, совершенствование зрительнодвигательной координации.

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов - определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Адресат программы: учащиеся школы с умеренной степенью умственной отсталости и с легкой степенью умственной отсталости, в структуре нарушения которых имеется более грубое недоразвитие отдельных
психических функций.

Общая характеристика программы

Основной задачей образовательного процесса коррекционной школы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В начальных классах фронтальная коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного представления об окружающей действительности. В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. На занятиях применяются разные формы организации детей: сидя полукругом на стульях или на ковре, находясь за партами или расположившись в разных концах кабинета, либо за круглым столом.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса в соответствии с целями стандарта – введение в культуру ребенка.

В программу включены занятия, которые способствуют овладению представлениями об окружающем мире и позволяют формировать на основе активизации работы всех органов чувств адекватное восприятие явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств, а также способствуют формированию способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно - перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к проговариванию деятельности обучающихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.

В каждом занятии предусмотрено программой проведение кинезиологических упражнений для развития межполушарноrо взаимодействия. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Длительность программы: 4 года обучения.

1 класс – 68 часов.

2 класс – 68 часов.

3 класс – 68 часов.

4 класс – 68 часов.

На каждый класс выделено 2 часа в неделю, продолжительность занятий 30-40 минут. Занятия проводятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Структура программы

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Основным содержанием занятий по программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» являются:

- дидактические игры на формирование у учащихся представлений о цвете, форме, величине и других сенсорных характеристиках окружающих предметов;

- упражнения, развивающие внимание, память, мыслительные операции, творческие способности;

- пальчиковая гимнастика и задания на коррекцию мелкой моторики пальцев рук;

- игры малой и средней подвижности на развитие общей моторики и координации движений учащихся младших классов с нарушением развития.

Структура программы коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:

- формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов;

- развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков;

- кинестетическое и кинетическое развитие;

- тактильно-двигательное восприятие;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

- восприятие пространства;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

- восприятие времени;

- развитие мыслительных операций.

Методы реализации программы:

- диагностика;

- ролевое проигрывание;

- анализ ситуаций;

- дидактическая игра;

- беседа.


Методы оценки эффективности психокоррекционной работы

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов происходит достижение двух видов результатов:

Личностные результаты:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции;

- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;

- опосредовать свою деятельность речью;

- определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя;

- развивать у ребёнка любознательность, наблюдательность, способность замечать новое.

Предметные результаты:

- ориентироваться на сенсорные эталоны;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать предметы по внешним признакам;

- классифицировать предметы по форме, величине, цвету;

- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;

- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;

- давать полное описание объектов и явлений;

- различать противоположно направленные действия и явления;

- определить последовательность событий;

- ориентироваться в пространстве;

Своевременная психолого-педагогическая помощь учащимся начальных классов является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания в среднем и старшем звене.

Оценка эффективности психокоррекционной и развивающей работы проводится качественно и количественно. Количественная оценка предполагает определение количественных показателей, соответствующих динамике психологических (психических) изменений на различных этапах психокоррекционной работы.

Учащиеся 1 класса должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога;

- правильно пользоваться письменными принадлежностями;

- анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

- различать основные цвета;

- классифицировать геометрические фигуры;

- составлять предмет из частей;

- определять на ощупь величину предмета;

- зрительно определять отличительные и общие признаки двух предметов;

- различать речевые и неречевые звуки;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги и на собственном теле;

- выделять части суток и определять порядок дней недели.

Учащиеся 2 класса должны уметь:

- определять разницу между предметами по форме, величине, цвету;

- различать основные цвета и их оттенки;

- конструировать предметы из геометрических фигур;

- узнавать предмет по части;

- определять на ощупь разные свойства предметов;

- находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

- различать «наложенные» изображения предметов;

- различать вкусовые качества;

- сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания;

- различать характер мелодии;

- ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении;

- соотносить времена года с названиями месяцев.

Учащиеся 3 класса должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога;

- дорисовывать незаконченные изображения;

- группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;

- составлять цветовую гамму от тёмного до светлого тона разных оттенков;

- конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур;

- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;

- зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом;

- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств;

- различать запахи и вкусовые качества, называть их;

- сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивать на руке;

- действовать по звуковому сигналу; адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов;

- определять время по часам.

Учащиеся 4 класса должны уметь:

- целенаправленно выполнять действия по четырёхзвенной инструкции педагога, составлять план действий;

- выполнять точные движения при штриховке двумя руками;

- пользоваться элементами расслабления;

- группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом;

- смешивать цвета, называть их;

- конструировать сложные формы из 6-8- элементов;

- находить нереальные элементы нелепых картинок;

- определять противоположные качества и свойства предметов;

- самостоятельно классифицировать предметы по разным признакам;

- распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу;

- определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

- моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

- определять возраст людей.

Положительная динамика - 1 балл. Под положительной динамикой понимаются изменения, в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции:

- полное усвоение нового опыта, полученного учащимся в ходе коррекционных занятий;

- применение данного опыта в новых психокоррекционных ситуациях;

- применение данного опыта в учебной и повседневной жизнедеятельности.

Частично положительная динамика - 0,5 балла. Под частично положительной динамикой понимаются частичные, т. е. не в полной мере соответствующие целям и задачам коррекции, изменения в состоянии учащегося:

- частичное усвоение нового опыта;

- частичное применение данного опыта в новых учебных и психокоррекционных ситуациях;

- затруднение переноса нового опыта в повседневную жизнь.

Отсутствие динамики - 0 баллов. Под отсутствием динамики понимается невозможность достижения психокоррекционных целей и задач.

- нечувствительность учащегося к новому опыту;

- невозможность применения новых знаний в незнакомых ситуациях;

- невозможность переноса частично усвоенного опыта в повседневную жизнь.

Описание разделов программы

Все разделы программы курса занятий взаимосвязаны, по каждому спланировано усложнение заданий от 1до 4 класса. В основе предложенной системы лежит комплексный подход, предусматривающий решение на одном занятии разных, но однонаправленных задач из нескольких разделов программы, способствующих целостному психическому развитию ребенка (развитие мелкой моторки, формирование представлений о форме предмета, развитие тактильного восприятия или упражнения на развитие крупной моторики, пространственная ориентировка в классной комнате, развитие зрительной памяти).

1 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (3ч).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (20ч).

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделения признаков формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме, по показу. Работа с геометрическим конструктором. Сопоставление двух предметов контрастных величин по высоте, длине, ширине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, жёлтый, синий, чёрный, белый). Конструирование фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

(16ч.)

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движения руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч.).

Формирование ощущений от различных поз и движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение, словом положения различных частей тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (7ч.).

Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. Формирование ощущений этого вида у детей с интеллектуальной недостаточностью затруднено. Сложность создания осязательного образа предмета у ребенка объясняется его формированием на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов, полноценной работы кожно-механического анализатора, развития мышечно-двигательной чувствительности. Для формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира предлагается определить на ощупь плоскостные фигуры и предметы, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4ч.).

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) и музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел 6. Восприятие пространства (7ч.).

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой руки; правой/левой ноги; правой/левой части тела. Определения расположения предметов в пространстве (справа – слева, вверху – внизу и др.). Движения в заданном направлении в пространстве (вперёд, назад…). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона).

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5ч.).

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 8. Восприятие времени (4ч.).

Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «Сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

2 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2ч).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (17ч.).

Формирование набора эталонов геометрических фигур и их вариантов (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, куб, шар); обозначение словом. Сравнение 2-3 предметов по основным параметрам величины (размер, высота, длина, толщина), обозначение словом. Группировка предметов по одному-двум признакам (по форме и величине, по цвету и форме). Составление сериационных рядов из 3-4 предметов по заданному признаку. Различение цветов и оттенков. Подбор оттенков цвета к основным цветам. Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали – машина, дом…). Различение основных частей хорошо знакомых предметов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15ч.).

Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящих из 2-3-х звеньев. Координация движений (игры типа «Тир», игры с мячом, обручем). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Обводка и рисование по трафарету. Штриховка в разных направлениях. Синхронность работы обеих рук (штриховка, нанизывание). Работа с ножницами. Аппликация. Графический диктант по показу.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3ч.).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природных явлений).

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (5ч.).

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жёсткие, холодные, тёплые, гладкие, шершавые). Определение на ощупь формы предметов. Работа с пластилином и глиной (твёрдое и мягкое состояние). Игры со средней мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4ч.).

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, колокольчик, бубен, гармошка, барабан, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (весёлая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 6. Восприятие пространства (8ч.).

Ориентировка в помещении, понятия «ближе» - «дальше»; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения. Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объёмных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Выражение пространственных отношений между конкретными объектами посредством предлогов. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (10ч.).

Формирование произвольности зрительного восприятия и зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения). Запоминание 3-4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Раздел 8. Восприятие времени (4ч.).

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года». Измерение времени (сутки, неделя, месяц). Часы, их составляющие (циферблат, стрелки). Определение времени по часам (с точностью до 1 часа).

3 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2ч).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (16ч.).

Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение двух объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5-6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4-5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (15ч.).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, кольцеброс, игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трёхзвенной инструкции педагога. Развитие моторики руки. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застёгивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч.).

Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы…). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений – имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру), инсценирование.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6ч.).

Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие – жёсткие, мелкие – крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая – шершавая; колючая - пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (2ч.).

Определение направления звука в пространстве (справа – слева – спереди – сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.

Раздел 6. Развитие восприятия пространства (5ч.).

Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Понятия: выше – ниже, левее – правее, рядом и др. Вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.

Раздел 7. Восприятие времени (4ч.).

Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций (16ч.)

Формирование умения устанавливать причинно-следственных связей; нахождение элементарных аналогий, формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор.

4 класс

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2ч.).

Раздел 1. Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины; конструирование предметов (14ч.).

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5-6 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешивание цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т.д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов с использованием объёмных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6-8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5-7 частей).

Раздел 2. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (12ч.).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трёх- и четырёхзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложнённым заданием. Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (3ч.).

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дрова и др.) Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Раздел 4. Тактильно-двигательное восприятие (6ч.).

Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т.д.). Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 4-5 предложенных. Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, тестом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.

Раздел 5. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (6ч.).

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребёнка и взрослого.

Раздел 6. Восприятие пространства (8ч.).

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчёта. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчёта. Составление простейших схем-планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нём предметов, игрушек.

Раздел 7. Восприятие времени (6ч.).

Определение времени по часам. Длительность различных временных интервалов. Работа с календарём и моделью календарного года.

Последовательность основных жизненных событий. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

Раздел 8. Развитие мыслительных операций (11ч.)

Установление причинно – следственных связей, систематизация. Элементарные аналогии. Понимание скрытого смысла. Самостоятельный поиск пропущенного звена, парных картинок, недостающих картинок.








Учебно-тематический план

1 класс

Часы

Тема занятия

Цели занятия

Деятельность учащихся

Дата

3ч.

Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся

Формирование групп для коррекционных занятий.

Выполнение тестовых задач


Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

1ч.

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, синий, чёрный, белый)

Знакомство с цветом.

Узнавание цвета, оттенков цвета.

Работа в группах


1ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») одного цвета из 2 контрастных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний.

Узнавание цвета, оттенков цвета.

Анализ цвета, сравнение


1ч.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки подходящие по цвету»)

Закрепление и применение полученных знаний

Сравнительный анализ контрастных цветов


1ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») одного цвета из 3-4 основных цветов.

Закрепление и применение полученных знаний

Группировка цветов по заданному признаку


1ч.

Дидактическая игра «Назови цвет»

Закрепление и применение полученных знаний

Работа в группах


1ч.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Формирование сенсорных эталонов цвета. Узнавание цвета, оттенков цвета. Сравнительный анализ предмета по цвету

Сравнение, соотнесение предметов по цвету. Работа в группах и индивидуально


2ч.

Формирование понятий: величины, высоты, длины, ширины, толщины.

Восприятие: величины: большой - маленький; высоты: высокий – низкий;

длины: длинный – короткий; ширины: узкий – широкий; толщины: толстый – тонкий.

Сравнительный анализ по заданному признаку


1ч.

Сравнение 2 предметов по высоте и длине.

Закрепление знаний по параметрам: высота и длина

Сравнительный анализ по заданному признаку


1ч.

Сравнение 2 предметов по ширине и толщине.

Закрепление знаний по параметрам: ширина и толщина

Сравнительный анализ по заданному признаку


1ч.

Выбор одинаковых по величине и цвету предметов из 3-4 предметов

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета


Работа в группе


2ч.

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы и цвета из 3-5 предметов

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Группировка предметов по величине и цвету


1ч.

Группировка предметов по форме, цвету

Закрепление знаний по восприятию величины и цвета

Работа в группах



1ч.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм.

Закрепление знаний по восприятию величины

Группировка плоскостных предметов контрастных по величине и цвету


2ч.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Восприятие поверхности Тактильный анализ предмета

Анализ предмета


1ч.

Дидактическая игра

«Какой фигуры не стало?»

Узнавание предметов и изображений.

Анализ по заданному признаку


1ч.

Составление целого (2-3 детали) на разрезном материале

Конструирование предметов и изображений.

Развитие целостности восприятия


1ч.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Узнавание предметов и изображений.

Работа в группах


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

1ч.

Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции (бросание в цель)

Развитие крупной моторики

Работа в группах


1ч.

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

Развитие крупной моторики

Индивидуальная работа


2ч.

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Индивидуальная работа


1ч.

Пальчиковые игры.

Развитие мелкой моторики пальцев руки

Работа в

группах


2ч.

Конструирование из счетных палочек

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Работа в

группах


2ч.

Выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Работа в

группах


1ч.

Выкладывание из мозаики изученных букв, цифр

Развитие графомоторных навыков

Работа в

группах


2ч.

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

Развитие мелкой моторики пальцев руки и графомоторных навыков

Индивидуальная работа


1ч.

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание, нанизывание)

Развитие координации движений

Индивидуальная работа


2ч.

Работа в технике «рваной» аппликации

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Работа в

группах


1ч.

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

Развитие мелкой моторики пальцев руки.

Работа в

группах


Кинестетическое и кинетическое развитие

1ч.

Формирование ощущений от различных поз тела; вербализация собственных ощущений.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Работа в

группах


1ч.

Движение и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

Кинестетическое и кинетическое развитие

Изображение животных, игрушек,

техники.


Тактильно-двигательное восприятие

1ч.

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

Развитие тактильно - двигательного восприятия

Индивидуальная работа


2ч.

Определение на ощупь величины предмета (большой – маленький – самый маленький).

Развитие тактильно - двигательного восприятия

Работа в группах


1ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Овощи и фрукты»

Развитие тактильно - двигательного восприятия

Работа в группах


1ч.

Упражнение в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение»

Развитие тактильно - двигательного восприятия

Работа в группах


2ч.

Игры с крупной мозаикой.

Развитие тактильно - двигательного восприятия

Работа в группах


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1ч.

Дидактическая игра «Кто как голос подает?», «Что как звучит?»

Развитие слухового восприятия

Работа в группах


1ч.

Упражнения на звукоподражание животным, технике (один из детей изображает, остальные угадывают).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в группах


1ч.

Дидактические игры «Громко – тихо», «Кто из детей тебя позвал?»

Развитие слухового восприятия учащихся

Работа в группах,

в парах


Развитие восприятия пространства

1ч.

Ориентация на собственном теле: право – лево, верх – низ, вперед - назад.

Развитие восприятия пространства

Выполнение движений по инструкции


1ч.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Выполнение движений по инструкции

Работа в

группе


1ч.

Ориентация на рабочем столе

Выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

Индивидуальная работа


1ч.

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая, левая сторона)

Восприятие пространства

Индивидуальная работа


1ч.

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

Восприятие пространства

Индивидуальная работа


1ч.

Расположение предметов на листе бумаги

Восприятие пространства

Индивидуальная работа


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

1ч.

Нахождение отличительных и общих признаков 2-х предметов

Развитие зрительного восприятия

Работа в группах


1ч.

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета)

Развитие зрительной памяти

Работа в группах


1ч.

Дидактическая игра «Что перепутал художник?», «Что не дорисовал художник?»

Развитие зрительного восприятия и памяти

Работа в

группах


1ч.

Упражнение для профилактики и коррекции зрения

Профилактика зрения

Работа в

группах


Восприятие времени

1ч.

Сутки. Последовательность событий

Ориентация во времени суток

Работа в

группах


1ч.

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

Ориентация во времени - неделя

Работа в

группах


1ч.

Дидактическая игра «Веселая неделя»

Закрепление и обобщение

Работа в

группах




Учебно-тематический план

2 класс

Часы

Тема занятия

Цели занятия

Деятельность учащихся

Дата

2ч.

Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся.

Формирование групп для коррекционных занятий.

Выполнение тестовых задач



Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

2ч.

Формирование эталонов объемов геометрических фигур (шар, куб)

Формирование сенсорных эталонов формы

Анализ предметов по параметрам


1ч.

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Работа в группах



1ч.

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Анализ предметов по оттенкам цвета


1ч.

Различие цветов и оттенков.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Работа в группах


1ч.

Подбор оттенков к основным цветам.

Формирование сенсорных эталонов цвета

Работа в группах


1ч.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Сравнительный анализ

предметов по заданному признаку


1ч.

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Формирование сенсорных эталонов формы

Группировка предметов объемных и плоскостных форм.


2ч.

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку


1ч.

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине. Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

Формирование сенсорных эталонов величины, конструирование предметов

Сравнительный анализ предметов по заданному признаку


1ч.

Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.

Конструирование предметов

Решение ситуационных задач


1ч.

Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Решение ситуационных задач


2ч.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Закрепление полученных знаний

Работа в группах


2ч.

Конструирование сложных форм предметов («Технический конструктор», мелкие пазлы)

Конструирование предметов

Работа в группах


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

2ч.

Выполнение сложных подражательных движений с постепенным увеличением темпа; смена видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением

Развитие крупной моторики

Работа в группах

(парах)


1ч.

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

Развитие мелкой моторики

Индивидуальная работа


2ч.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Работа в группах


1ч.

Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус).

Развитие крупной и мелкой моторики

Работа в группах


2ч.

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету.

Развитие графомоторных навыков.

Индивидуальная работа


2ч.

Обводка по трафарету орнамента из геометрических фигур.

Развитие графомоторных навыков.

Индивидуальная работа


2ч.

Графический диктант (по показу).

Выявить отклонения в развитии

Индивидуальная работа


3ч.

Работа в технике «объёмной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики

Работа в

группах


Кинестетическое и кинетическое развитие

1ч.

Движения и позы всего тела

Кинестетическое и кинетическое развитие

Работа в

группах


2ч.

Имитация движения и поз (повадки зверей, природные явления)

Кинестетическое и кинетическое развитие

Работа в

группах


Тактильно-двигательное восприятие

2ч.

Определение на ощупь предметов сложной формы

Развитие тактильного восприятия

Работа в

группах


1 ч.

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние)

Развитие тактильного восприятия

Индивидуальная работа


2 ч.

Игры со средней мозаикой

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Работа в

группах,

индивидуально


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1ч.

Звуковая имитация (подражание звукам окружающей среды)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в

группах,

индивидуально


2ч.

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи» (различение по голосу)

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в

группах


1ч.

Дидактическая игра «Найди звучащий предмет», «Чей голосок?»

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в

группах


Развитие восприятия пространства

1ч.

Ориентация на собственном теле – уметь показать правые и левые части тела. Ориентация относительно своего тела: справа – слева, сзади – спереди, далеко – близко.

Развитие восприятия пространства

Работа в

группах,

индивидуально


1ч.

Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части.

Развитие восприятия пространства

Работа в

группах


1ч.

Дидактическая игра «Куда пойдешь, то найдешь»

Закрепление навыков

Работа в

группах


2ч.

Дидактическая игра «Определи положение предмета»

Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов

Работа в

группах


2ч.

Выполнение элементарных работ по замыслу, составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала

Составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

Работа в

группах


1ч.

Расположение предметов на листе бумаги

Развитие восприятия пространства

Работа в

группах


Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

2ч.

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение 2-х картинок)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Сравнительный анализ 2-х картинок


1ч.

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Профилактика зрения

Работа в

группах


2ч.

Дидактические игры «Кто больше запомнил?», «Кто внимательнее?»

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Работа в

группах


1ч.

Различие «наложенных» изображений предметов (2-3 изображения)

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Сравнительный анализ 2-х картинок


1ч.

Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.

Развитие зрительного восприятия

Сравнительный анализ 2-х картинок


1ч.

Таблицы Шульте

Выявление уровня зрительной памяти

Индивидуальная работа


1ч.

Дидактическая игра «Что изменилось» (4-5 предметов).

Развитие зрительной памяти.

Работа в

группах


1ч.

Дидактическая игра «Запомни и повтори».

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Работа в

группах


Восприятие времени

2ч.

Порядок месяцев в году. Времена года. Работа с графической моделью «Времена года».

Восприятие времени (месяц, времена года)

Работа в

группах


2ч.

Знакомство с часами (циферблат, стрелки). Определение времени по часам.

Восприятие времени

Работа в

группах







































Учебно-тематический план

3класс

Часы

Тема занятия

Цели занятия

Деятельность учащихся

Дата

2ч.

Диагностика уровня интеллектуального развития учащихся.

Формирование групп для коррекционных занятий.

Выполнение тестовых задач


Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

1ч.

Соотнесение цвета реального предмета с эталоном; дифференцирование цвета

Формирование сенсорных эталонов цвета

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Использование цвета для обозначения предметов

Развитие предпосылок символической деятельности мышления

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

Формирование сенсорных эталонов цвета

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Выбор и группировка предметов на время

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Работа в группах


2ч.

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Сравнительный анализ предметов по самостоятельно выделенному признаку


1ч.

Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам

Формирование сенсорных эталонов формы, величины

Сравнительный анализ предметов по двум параметрам


1ч.

Дидактическая игра «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей).

Конструирование предметов

Работа в группах


1ч.

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

Развитие сенсорных эталонов величины

Работа в группах


1ч.

Дидактическая игра «Цветик-семицветик».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Работа в группах


2ч.

Выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Индивидуальная работа


1ч.

Дидактическая игра «Колумбово яйцо».

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Работа в группах


2ч.

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»).

Конструирование предметов

Индивидуальная работа


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

2ч.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции).

Развитие крупной моторики

Индивидуальная работа


2ч.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

Развитие мелкой моторики

Индивидуальная работа


2ч.

Штриховка в разных направлениях и рисование по трафарету. Обводка контуров предметных изображений.

Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

Индивидуальная работа


1ч.

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Развитие мелкой моторики

Индивидуальная работа


1ч.

Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»; «Угадай, кто я?» (пантомима).

Развитие крупной и мелкой моторики

Работа в группах


1ч.

Рисование бордюров по образцу.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Индивидуальная работа


3ч.

Графический диктант (зрительный и на слух).

Выявление отклонений в развитии

Индивидуальная работа


2ч.

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Групповая работа, индивидуально


2ч.

Работа в технике «объемной» и «рваной» аппликации.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Работа в группах


Кинестетическое и кинетическое развитие

2ч.

Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

Кинестетическое и кинетическое развитие

Работа в группах


Тактильно-двигательное восприятие

2ч.

Определение на ощупь предметов; выделение разных свойств и качеств

Развитие тактильно-двигательного восприятия (мягкие и жесткие; крупные и мелкие предметы).

Работа в группах


1ч.

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка «Овощи».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Дидактическая игра «Что бывает………(пушистое)».

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Групповая работа, индивидуально


2ч.

Игры с сюжетной мозаикой

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Групповая работа, индивидуально


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

1ч.

Развитие чувства ритма.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в группах


1ч.

Различение мелодий по темпу.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в группах


Развитие восприятия пространства

1ч.

Ориентировка на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам).

Развитие восприятия пространства

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Развитие восприятия пространства

Групповая работа, индивидуально


2ч.

Дидактическая игра «Лабиринт».

Развитие восприятия пространства

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

Развитие восприятия пространства

Групповая работа, индивидуально


Восприятие времени

1ч.

Дидактическая игра «Расположи по порядку» (времена года, части суток).

Развитие восприятия времени

Работа в группах


1ч.

Лото «Времена года».

Развитие восприятия времени

Работа в группах


2ч.

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Индивидуальная работа


Развитие мыслительных операций

1ч.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Развитие мыслительных операций

Работа в группах


2ч.

«Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета.

Развитие мыслительных операций

Групповая работа, индивидуально


2ч.

Дидактическая игра «Четвертый – лишний».

Развитие мыслительных операций

Групповая работа, индивидуально


2ч.

Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Закончи предложения», «Ленточки»).

Коррекция интеллектуального развития

Работа в группах


2ч.

Дидактическая игра «Разрезные картинки».

Развитие мыслительных операций

Работа в группах


1ч.

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

Формирование понимания последовательности событий,

Решение ситуационных задач


2ч.

Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый – мягкий», игра «Буквенная эстафета»)

Развитие мыслительных операций

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями: «Как мальчику достать мячик?», «Как Саше накормить кролика?», «Помоги ребятам украсить зал».

Формирование и развитие умения анализировать ситуацию

Решение ситуационных задач


1ч.

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

Формирование и развитие умения анализировать

Решение ситуационных задач


1ч.

«Кто любит на загадки отгадки находить?» - конкурс загадок.

Развитие мыслительных операций

Решение ситуационных задач, загадок


1ч.

Дидактическая игра «Найди различие и сходство».

Диагностика развития психомоторных и сенсорных процессов

Групповая работа, индивидуально
















Учебно-тематический план

4 класс

Часы

Тема занятия

Цели занятия

Деятельность учащихся

Дата

2ч.

Диагностика уровня интеллектуального развития

Формирование групп для коррекционных занятий.

Индивидуальная работа



Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины, конструирование предметов

2ч.

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Сравнительный анализ предметов


1ч.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, высоте).

Развитие сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4 – 5 предметов.

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Сравнительный анализ предметов


2ч.

Группировка предметов сходных цветов различных оттенков

Развитие сенсорных эталонов цвета

Сравнительный анализ предметов (индивидуально)


1ч.

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки)

Развитие сенсорных эталонов цвета

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Определение постоянных цветов.

Развитие и закрепление сенсорных эталонов цвета

Работа в

группах


2ч.

Построение по росту, сравнение величины предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

Развитие сенсорных эталонов величины

Работа в

группах


1ч.

Узнавание предмета по одному элементу.

Развитие сенсорных эталонов величины

Работа в группах


1ч.

Узнавание предмета по словесному описанию.

Закрепление сенсорных эталонов цвета, формы, величины

Работа в группах


2ч.

Конструирование сложных форм предметов

Конструирование предметов

Работа в группах


Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

2ч.

Упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу.

Развитие крупной моторики

Работа в группах


1ч.

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Индивидуальная работа


2ч.

Вычерчивание геометрических фигур.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Работа в группах


1ч.

Упражнения «Речь – ритм – движение».

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Индивидуальная работа


2ч.

Графический диктант с усложненными заданиями.

Выявление уровня развития графомоторных навыков

Индивидуальная работа


3ч.

Совершенствование мелких движений (мелкая мозаика, шнуровка, выкладывание узоров из семян растений)

Развитие графомоторных навыков

Работа в группах


1ч.

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции.

Развитие графомоторных навыков

Работа в группах


Кинестетическое и кинетическое развитие

2ч.

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. Релаксация.

Научить расслаблению


Работа в группах


1ч.

Воображаемые действия.

Кинестетическое и кинетическое развитие

Работа в группах


Тактильно-двигательное восприятие

2ч.

Тонкая дифференциация предметов на ощупь с мелкими предметами.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Работа в группах


2ч.

Закрепление тактильных ощущений при работе с глиной и пластилином.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Групповая работа, индивидуально


2ч.

Игры с мелкой мозаикой.

Развитие тактильно-двигательного восприятия

Работа в группах


Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

2ч.

Профилактика и коррекция зрения

Профилактика и коррекция зрения

Работа в группах


2ч.

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных /сюжетных/ картинок). Нахождение «нелепиц» на картинках.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Групповая работа, индивидуально


1ч.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

Работа в группах


1ч.

Дидактическая игра «Лабиринт с закрытыми глазами»

Развитие слухового восприятия

Работа в группах


Развитие восприятия пространства

2ч.

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

Развитие восприятия пространства

Индивидуальная работа


1ч.

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. Моделирование расположения предметов в пространстве

Вербализация пространственных отношений

Работа в группах


1ч.

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.

Развитие восприятия пространства

Работа в группах


2ч.

Дидактическая игра «Лабиринт»

Вербализация пространственных отношений

Работа в группах


1ч.

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

Развитие восприятия пространства

Решение ситуационных задач


1ч.

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман)

Развитие восприятия пространства

Групповая работа, индивидуально


Восприятие времени

1ч.

Определение времени по часам.

Развитие восприятия времени

Работа в группах


1ч.

«Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток)

Развитие восприятия времени

Работа в группах


2ч.

Последовательность основных жизненных событий

Развитие восприятия времени

Работа в группах


1ч.

Работа с календарем

Развитие восприятия времени

Работа в группах


1ч.

Длительность временных интервалов

Развитие восприятия времени

Работа в группах


Развитие мыслительных операций

1ч.

Дидактические игры «Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

Развитие мыслительных операций

(систематизация)

Работа в группах, решение ситуационных задач


1ч.

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

Развитие мыслительных операций

Работа в

группах


1ч.

Обучение систематизации «Что быстрее?», «Кто старше?», «Кто сильнее?».

Развитие мыслительных операций (систематизация)

Работа в группах,

решение ситуационных задач


1ч.

Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Решение ситуационных задач


1ч.

Нахождение в серии сюжетных картинок пропущенного звена.

Развитие мыслительных операций

Решение ситуационных задач


1ч.

Таблицы Шульте (с буквами, с числами).

Определение уровня развития мыслительных операций

Индивидуальное тестирование


1ч.

Обучение нахождению элементарных аналогий (подбор близких по значению слов).

Развитие мыслительных операций

Решение ситуационных задач


1ч.

Формирование понимания скрытого смысла

Развитие адекватных реакций на юмор.

Решение ситуационных задач


1ч.

Дидактические игры «Летает – не летает», «Съедобное – несъедобное».

Развитие мыслительных операций

Работа в

группах


1ч.

Игра «Шифровка» (написание письма другу с помощью шифра).

Развитие мыслительных операций

Работа в

группах


1ч.

Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок.

Развитие мыслительных операций

Групповая работа, индивидуально


























Список литературы

  1. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников: пособие для родителей и педагогов./ Н.Н. Васильева, Н.В. Новоторцева. - Ярославль: «Академия развития», 1996.

  2. Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей. / И. О. Карелина. - Ярославль: «Академия развития», 2006.

  3. Метиева Л. А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. /

Л. А. Метиева, Э. Я.Удалова. – Москва: «Просвещение», 2009.

  1. Метиеева Л.А. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений / Л.А. Метиеева, Э.Я. Удалова. - Москва: «Книголюб», 2007.

  2. Новотворцева Н. В. Развитие речи детей: популярное пособие для

родителей и педагогов / Н. В. Новотворцева - Ярославль: «Академия развития», 1997.

  1. Петухова В.Г. Формирование пространственного ориентирования у дошкольников с нарушением интеллекта // Воспитание и обучение детей с нарушениеми развития. 2003, №5, с. 3-15.

  2. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребѐнка. Дошкольный и младший школьный возраст. /Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – 2-е изд. – Москва: Айрис-пресс, 2007.

  3. Семаго Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. – Москва «Аркти», 2003.

  4. Стебелева Е.А. Формирование мышения у детей с отклонениями в развитии: книга для педагога – дефектолога. – Москва: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 2006.

  5. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: учебное пособие / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – Москва: Издательский центр «Академия», 2005.

  6. Чистякова М.И. Психогимнастика / М.И. Чистякова, М.И. Буянова.- 2-е изд. – Москва: «ВЛАДОС»,1995.

  7. Шаповалова О. Е. Психолого-педагогическая поддержка эмоционального развития умственно-отсталых школьников: пособие для психологов и воспитателей школы VIII вида; для студентов коррекционно-педагогических специальностей. / О. Е. Шаповалова. - Москва: «Просвещение», 2010.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!