Общение и взаимодействие
Способность удерживать внимание и слушать
- Ждёт, пока собеседник закончит своё сообщение, и только после этого отвечает ему, используя жесты и звуки.
- Когда кто-то указывает на удаленный объект (расположенный дальше, чем в 3-х метрах от ребенка), смотрит в указанную сторону.
- Обращает внимание на объект, на который смотрит или указывает кто-то из близких.
Переводит взгляд
с объекта на взрослого, чтобы привлечь его внимание к объекту.
На короткое время полностью
сосредотачивается на объекте или занятии, которое выбрал сам.
Наблюдает за окружающими
и слушает их, а затем подражает их действиям в своей игре.
На короткое время обращает внимание на картинки, называет их, и добавляет что- то от себя. Делает это под руководством взрослого или самостоятельно.
Совершает ритмичные движения под музыку или песенку.
Восприятие речи и жестов
Понимает, как минимум 15 слов / жестов, смотрит на названного человека или объект, или показывает человека / объект.
Может найти объект в ответ на вопрос:
«Где…?»
Например: «Где твои ботинки?»
Указывает на названные или обозначенные жестами объекты в книжке с картинками.
Вступает со взрослыми в короткие диалоги, связанные с конкретной ситуацией.
Умение использовать речь и жесты для коммуникации
Указывает на различные объекты, находящиеся вокруг, чтобы привлечь внимание взрослого. Указывая на объект, может издавать звуки.
Указывает на объекты, до которых не может дотянуться, как бы выражая просьбу назвать их или дать ему в руки.
Пытается жестикулировать или оспроизводить
произносимые кем-то слова.
Самостоятельно использует примерно 5 слов / жестов.
Предлагает поиграть в любимую игру,
используя слова, жесты, действия.
Например, предлагает поиграть в «ку-ку», произнося «ку!» или закрывая лицо ручками.
Произносит названия любимых предметов или изображает их.
Например, машинку, куклу или кошку.
Выражает словами или жестами просьбу.
Например: «Пить!», «Дать!»
Самостоятельно машет ручкой на прощание.
Активно лепечет, оставаясьв одиночестве или во время игры.
Играет с кем-тоиз близких в игры с использованием звуков. Копирует
возгласы близкого.
Например: «Бах!», «Дррр!»и т. д.
Лепеча на своём языке, использует множество разных согласных.
Социально- эмоциональное развитие
Умение понимать эмоции и поведение окружающих, выражать свои эмоции
Просит того, кто рядом, о помощи.
Например, обращается с просьбой достать какой- то предмет или завести заводную игрушку.
Смеётся над очевидно абсурдными ситуациями.
Например, что его будут щекотать в конце игры «Сорока-ворона».
Расстраивается, если ему мешают что-то сделать.
Например, когда он тянется к небезопасному предмету, а взрослый убирает этот предмет.
Интересуется действиями окружающих.
Инициирует взаимодействие с другими детьми.
Например, протягивает им игрушку.
Устав или огорчившись, прибегает к помощи взрослого для «эмоциональной подзарядки».
Например, залезает на руки ко взрослому.
Берёт с собой в кроватку любимую
«успокаивающую» игрушку.
В незнакомой обстановке успокаивается, прижимая к себе любимую игрушку или предмет. Предпочитает находиться среди знакомых людей.
Познавательная деятельность, игра
Развитие познавательной деятельности
Принимает активное участие
в повседневных делах и играх (одевание, купание, уборка).
Практически сразу подражает действиям, жестам, речи взрослых.
Начинает экспериментировать, используя метод проб.
Например, подбирая пазл к выемке.
Проявляет любопытство, исследуя предметы, помещения и обстановку вне дома. Приближается, показывает пальчиком или взглядом на интересующий его объект.
Узнаёт любимые игрушки и игры.
Например, увидев в книжке знакомого персонажа, приносит и показывает такую же игрушку.
Любит по многу раз слушать одну и ту же сказку.
Демонстрирует умение решать практические задачи, повторяя за взрослым или другим ребёнком способ использования орудий или приспособлений (палка, корзина).
Настойчиво ищет предметы, даже если они спрятаны под двумя-тремя покрывалами или стаканчиками.
Развитие игровой деятельности
С удовольствием рассматривает книжки
с картинками и слушает простые истории.
Во время игры демонстрирует понимание назначения разных предметов.
Например, причесывается расческой, прикладывает к уху телефон и т. д.
Первые попытки «притворяться»: притворяется спящим, укрывшись одеялом и закрыв глаза.
Играя, подражает действиям и занятиям окружающих.
Играя, совершает ряд связанных между собой простых действий.
Например, сажает куклу в машинку, затем толкает машинку, чтобы та ехала.
Играет в игры, предполагающие соблюдение очередности.
Например, кормит куклу, скатывает с горки машинку или стучит в барабан по очереди со взрослым.
С удовольствием играет в игры- дразнилки, когда предмет протягивают, но затем не дают,
а прячут.
Соглашается на внесение новых действий в игру, подражает взрослому и присоединяется
к игре.
Чтобы обозначить какой-либо предмет или животное, использует звукоподражания:
«Мяу», «Ав-ав», «Дррр».
Сенсомоторное развитие
Навыки крупной моторики
Делает первые шаги. При этом ноги
широко расставлены, шаги неровные
и неуверенные, руки подняты вверх и в стороны для сохранения равновесия.
Может самостоятельно вставать без дополнительной опоры на мебель.
Переходит из положения стоя
в положение сидя, плюхаясь на попу.
Ползёт по лестнице вверх.
Сползает с лестницы на четвереньках ногами вниз.
Идёт, удерживая в руках большую
игрушку или несколько игрушек поменьше.
Идёт и тянет за собой игрушку на верёвочке.
Навыки мелкой моторики
и зрительно- двигательная координация
Строит башенку из двух кубиков.
Рисует каракули мелком пастельным карандашом / мелком, используя пальцевые захваты.
Переворачивает коробку, чтобы вывалить из неё содержимое.
Бросает кубики в коробку с большими отверстиями.
Зрительное восприятие
Наблюдает за происходящим вокруг, показывая на происходящее пальчиком
и демонстрируя заинтересованность.
МАДОУ «Ромашка»
г. Лабытнанги
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
РАННЕГО ВОЗРАСТА
(
12–16 МЕСЯЦЕВ)
В буклете приводятся современные данные об основных закономерностях психического и двигательного развития детей
от 1 года до 1 года 4 месяца.
Основная задача МАДОУ — помочь Вам понять своего ребенка и оценить, насколько его развитие соответствует норме.
С уважением педагог-психолог
Ольга Ивановна Дубяга