СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Систематическая работа по развитию речевой деятельности учащихся дает положительные результаты в обучении грамоте.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речевой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе»

Ударные и безударные звуки в словах

Задание№1

1. Прочитай текст и озаглавь его. Над выделенными словами расставь ударение

----------------

Пришла осень. Часто льют дожди. С берёзы и липы опали листочки. Под елью устроился на зиму ёж. На полях собрали урожай. Смолкли весёлые птичьи песни. Журавли улетели на юг.



2.Выделенные слова выпиши в таблицу, в первый столбик с ударением на первом слоге, во второй - с ударением на втором, в третий – с ударением на третьем слоге.



Ударение на первый слог

Ударение на второй слог

Ударение на третий слог


осень

листочки

урожай

липы

устроился

журавли

песни

дожди

улетели



3. Сравни слова в столбиках с работой соседа по парте. Если есть ошибки, исправьте их.

4. Выпиши слова, в которых знак ударения не ставится. ( правило стр. 15)

(льют, берёзы, ёж, юг, весёлые)

---------------------------------------------------------------------------------------------------

5. .Обсуди с соседом по парте результаты вашей работы.







Задание №2

Прочитай слова. Определи, в каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог и подчеркни его.

  1. горох, бузина, рябина

  2. укачивает, метла, гитара

  3. солдат, городки, указ

  4. рынок, ворона, травинка

  5. __________________________

Найди в этом ряду слово, в котором одинаковое количество гласных и согласных звуков (гитара).

Обведи зелёным карандашом мягкие согласные, а синим – твёрдые согласные звуки.

Обсуди с соседом по парте результаты работы. Дополните вместе пятую строчку словами, в которых ударение падает на последний слог.



Парные согласные звуки

Задание №3

(Любую форму работы на выбор)

а) Прочитай слова. Вставь парный согласный «д» или «т». Соедини стрелочками буквы, которые ты написал в словах.



Горо…ки

Бра…

Медве…ь

Тру…



Д

Т

Де…

Обе…

Моне…ка

Ро…









б) Прочитай слова. Вставь парный согласный «в» или «ф».

Найди строчку, в которой ты встретил лишнее слово, подчеркни его.

Шар…, жира… , шка…,

Коро…ка, бро…ь, ла…ка

Була…ка, морко..ь, штра…



в) Прочитай слова. Вставь парный согласный «ж» или «ш».

Найди строчку ,в которой ты встретил лишнее слово, подчеркни его.

Ме…ки, пля…, гара…,

бума…ка, ло…ка, кни…ка,

кро…ка, камы…, руба…ка



г) Прочитай слова. Договоритесь в паре с соседом по парте, кто находит слова с парным согласным «з», а кто находит слова с парным согласным «с». Вставь парный согласный «з» или «с».

Зам….ка, гла…ки, кра…ки, вку…, выре…ка, ма…ка, ска…ка, повя…ка, ла…ка

Задание №4

Прочитай слова. Обведи зелёным карандашом слова, в которых все согласные мягкие (тишь, лить) и синим карандашом слова, в которых все согласные твёрдые (жир).

Яйцо, чаща, тишь, лить, чай, жир, штраф, жижица, щипцы

Подчеркни зелёным карандашом слово, в котором все согласные обозначают всегда мягкие (чаща, чай) и синим карандашом слово, в котором все согласные обозначают всегда твёрдые (жижица) звуки?

Обсуди с соседом по парте результаты работы.







Задание№ 5

Прочитай текст.

Юля и Егор приехали в гости к бабушке. Дом стоял у леса. Молодые ёлочки выгнули колючие ветки. Покрылась мелкой дрожью осинка. Дуб раскинул шатром свои листья. Поют птицы.

Вечером сели пить чай. Вдруг на веранде послышалось шуршание. Включили свет. В углу лежал ёжик.

Выбери два названия, которые наиболее точно подходят к тексту.

1) В гостях у бабушки.

2) Дом на краю леса

3) Встреча с ежиком

4) Чай на веранде

5) Лето в лесу

Подчеркни 5 букв, которые обозначают согласные мягкие звуки

Найди в тексте и впиши в таблицу слова, в которых звуков больше, чем букв (буквы е, ё, ю, я обозначают два звука)



буквы е, ё, ю, я обозначают два звука - в начале слова

буквы е, ё, ю, я обозначают два звука - после гласных

буквы е, ё, ю, я обозначают два звука - после ь и ъ разделительных знаков

Юля

приехали

листьями

Егор

стоял

дрожью

ёлочки

шуршание


ёжик

молодые



колючие



поют




Вместе с соседом по парте попробуй дополнить таблицу по правилу.

Задание №6

В каком ряду во всех словах равное количество звуков и букв, подчеркни его

  1. заяц, пояс, плеть,

  2. ёлочка, ясень, власть

  3. паять, юбка, прятки

  4. плюс, плетень, версия

Задание №7

Прочитай слова и распредели их в таблицу.

яхта, пальма, боюсь, съел, переход, летает, окунь, ябеда, телевизор, метель, ирис, лилия, деньки, юный, ступенька



В слове равное количество звуков и букв

В слове звуков больше, чем букв

В слове звуков меньше, чем букв

съел

яхта

окунь

переход

юный

метель

телевизор

ябеда

деньки

боюсь

летает

ступенька

ирис

лилия

пальма



Проверь в паре.

Задание№ 8

Прочитай слова. Вставь парный согласный «б» или «п». Впиши слова в таблицу

Ще…ка, про…ка, гри…ки, кре…кий, сугро…, ша…ка, озно…,

хру…кий, ско…ка, скорлу…ка, су…, голу…ь, ду…, оха…ка.



«б»

«п»

сугроб

шапка

грибки

охапка

голубь

хрупкий

пробка

скорлупка

озноб

крепкий

дуб

суп

скобка

щепка

Задание №9

Прочитай слова , впиши пропущенные буквы .Определи в каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква «д»

  1. гря...ки, чу…кий, гра…

  2. похо…ка, изгоро…ь, ло…ка

  3. сала…, площа…ка, огоро…

  4. крова…ка, лё…чик, гла…кий



Задание №10

Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы.

  1. уш…б, заж…м, взр…вать

  2. ул…бка, ж…вот, сторож…ть

  3. сш…вать, уж…нать, наж…мать

  4. ч…ж, пр…гать, старш…й

В каком ряду во всех словах нет ни одной буквы «ы»?



Задание №11

Сыграй с соседом в игру «Кто составит больше слов?»

Ча, ща, чу, щу, чай, ро, ка, све, ник, да, ту, лан, лок,



Задание №12

Найди лишнее слово и подчеркни его. Объясни свой выбор.

Чаща, чашка, чашечка, кружечка

Угощать, прощать, угощение

Живот, животное, ёжик, ежата



Задание №13

Андрей списал текст. Внимательно прочитай его.

Подарки.

Для дочки машы папа купил чюдесные карандаши. Сыну Мише купил новую машыну. Маме подарил душистые ландышы. Все счястливы.

Согласен ли ты с мальчиком? Исправь ошибки, если они есть, посчитай их, спроси у соседа по парте, сколько ошибок в тексте нашёл он.



Задание № 14

Из коробки выпали звуки, вместе с соседом по парте помоги им вернуться на свои места, допиши. Соедини красным карандашом пары согласных.



Парные согласные

Д В Т Ш

Непарные согласные

Ц М Р Х

Б Г Л Ж Н З Щ К Ч П Й С Ф