Развитие речевой культуры и творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Учитель начальных классов
Ерышова С.Н.
Начальное образование – одно из самых ответственных звеньев в общей системе народного образования. Овладение государственным русским языком является одним из самых важных приобретений ребенка. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В нашу современную жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей в младших классах средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих. (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И. Тихеева и др.) К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются.
Общетеоретические вопросы развития речи детей младшего школьного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.
Через язык ученик овладевает традициями своего народа, его мировоззрением, этическими ценностями; через язык он приобщается к величайшим сокровищам – русской литературе. Богатый материал и большие возможности для формирования речевой культуры дают уроки литературного чтения.
Литературное образование невозможно без речевого развития учащихся. Обогащение речи, понимание смысла слова, употребление в речи образных выражений, пословиц, сравнений - всё это задачи уроков литературного чтения. Здесь уместно вспомнить слова К.Д.Ушинского: «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова…. И не получило навыка распоряжаться им свободно, изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка».
В развитии речевой культуры младшего школьника огромную роль играют малые фольклорные жанры. Жанровый диапазон для чтения необыкновенно широк. На уроках литературного чтения дети знакомятся с жанрами: потешки, прибаутки, небылицы, считалки, загадки, пословицы, русские народные песни, докучные сказки, колыбельные песни, заклички, приговорки, скороговорки.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
А. С. Пушкин восторженно восклицал:
«А что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! И что за золото!»
На первом этапе работы над пословицами и поговорками советую завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем записывать только новые пословицы и поговорки, которые узнают от родителей и из книг. Дети с удовольствием рисуют рисунки к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют. Умение передать художественный образ в рисунке расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае становились более выразительными и разнообразными.
На втором этапе рекомендуется использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественными произведениями:
– разбор пословицы или поговорки предваряет чтение рассказа, сказки, подводя к осознанию его идеи;
– правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;
– когда у детей уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.
В учебнике литературное чтение представлены подобные задания:
-Обсуди с другом, какие пословицы подходят по смыслу к содержанию сказки?
-Какие пословицы больше всего подходят к прочитанным произведениям?
-Придумай небольшой рассказ, смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало» («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин; придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
Данные приемы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром и т.д.
Важным и интересным для детей в развитии речевой культуры и творческих способностях, будут например, игры-соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»: учитель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. (Рекомендации Г. Клименко)
Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а так же сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на уроках в школе и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.
При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам, школьники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы, развивать свои творческие способности.
Для совершенствования дикции на уроках литературного чтения рекомендуется использовать специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. (А.М. Бородич и другие методисты)
Сначала скороговорка читается медленно, отчетливо, выясняется смысл (о ком или о чем? что делает? где? и т.д.) Определяются часто повторяющиеся звуки. Читаем ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, читаем с постановкой логических ударений на разные слова. Стараемся запомнить и говорить ее очень отчетливо. Для повторения скороговорки сначала вызвать детей с хорошей памятью и дикцией. Затем скороговорку произносим хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми.
Постепенно эти занятия можно разнообразить следующими приемами. Повторять скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: «Из-за леса, из-за гор…»; второй ряд: «Едет дедушка Егор!». Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: «Расскажите про покупки». Вторая группа: «Про какие про покупки?». Все вместе: «Про покупки, про покупки, про покупочки мои!» Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.
Все перечисленные выше упражнения имеют своей основной и первоначальной целью обеспечить развитие четкой дикции ребенка. Это упражнения по технике речи.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у младших школьников «поэтический взгляд на действительность».
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Учителю необходимо иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Загадка у детей должна вызвать потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого рекомендуется организовать соревнование: «Кто правильнее докажет?», «Кто полнее и точнее докажет?», «Кто интереснее докажет?» (Ю.Г. Илларионова)
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Важно использовать малые формы фольклора в театрализованной деятельности (инсценирование сказок, чтение известных детям потешек, народные игры; загадывание загадок, концерты, праздники). Организуя развлечения для детей, мы активизируем в речи детей малые формы фольклора.
Театрализация на уроках литературного чтения является творческой формой изучения учебного материала, и ее можно рассматривать как путь интерпретации художественного текста сценически, с внесением элементов драматического действия. Процесс применения театрализации художественных произведений на уроках литературы основывается на читательском/зрительском сотворчестве ученика с автором, литературы с театром. Театрализация на уроках литературного чтения играет огромную роль в развитии творчества детей: развивает память, образное мышление, выразительность речи, воображение, усиливает эмоциональную сторону анализа художественного произведения. Она включает в себя инсценирование. Уроки литературного чтения с элементами театрализации способствовали развитию и формированию у детей творческих способностей.
Развитие литературного творчества является необходимой предпосылкой для развития творческой активности учащихся и воображения.
С развитием творческих способностей развивается и личность ребёнка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах.
«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - Л.Н. Толстой.