Пояснительная записка к учебному предмету
«Развитие речи»
7-8 класс
Данная рабочая программа составлена на основе примерной образовательной программы по русскому языку под редакцией ШмелеваА.Д. и учителем МОУ «СОШ с. Шумейка» Отческой А.Г.
Рабочая программа соответствует:
*Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;
* положению о рабочей программе по предмету МОУ «СОШ с.Шумейка»;
*Основной образовательной программе основного общего образования МОУ «СОШ с.Шумейка» на 2015-2020 г.
Программа составлена для обучающихся 7-8 классов.
Программа рассчитана на 34часа 1ч в неделю в 7 классе
на 34часа 1ч в неделю в 8 классе
Планируемые результаты освоения курса:
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому(родному) языку являются:
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
освоение базовых основ лингвистики;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Учебно-тематический план
учебного курса
7 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1 | Виды творческих работ. Сочинение и изложение | 1 | 1 | | |
2 | Виды сочинений. Обучение сочинению по картине | 4 | | | |
Составление плана стандартного и нестандартного сочинения | 1 | 1 | 1 | |
Использование средств выразительности в сочинении по картине | 2 | 1 | | 1 |
| Сочинение по картине. | 1 | 1 | | 1 |
3 | Обучение подробному изложению по прочитанному тексту | 3 | | | |
Подробное и сжатое изложение | 1 | 1 | | 1 |
Правила написания подробного изложения | 1 | 1 | | 1 |
Изложение | 1 | | | |
4. | Работа над сочинением по картине с использованием текста художественного произведения | 2 часа | | | |
| Особенности сочинения с опорой на прочитанный текст | 1 | 1 | | 1 |
Изложение по прочитанному тексту | 1 | | | |
| | | | |
5 | Работы над комплексным анализом текста | 3 часа | | | |
| Основы комплексного анализа текста | 1 | 1 | | 1 |
| Комплексный анализ текста | 2 | | | |
| | | | | |
6 | Работа над изложением по прочитанному тексту | 2 часа | | | |
Особенности изложения по прочитанному и прослушанному тексту. | 1 | 1 | | |
Изложение по прочитанному тексту. | 1 | | | |
7. | Работа над сжатым изложением | 3 часа | | | |
| Приемы сжатия текста | 1 | 1 | | |
Сжатое изложение | 2 | | | |
8 | Работ над изложением с элементами рассуждения | 3 часа | | | |
| Сочинение-рассуждение как вид творческой работы | 1 | 1 | | 1 |
| Изложение с элементами рассуждения. | 2 | 1 | | |
9 | Работа над сочинением по двум картинам | 3 часа | | | |
| Этапы написания сочинения по двум картинам И.И.Левитана «Осень» и В.Д. Поленова «Золотая осень» | 1 | 1 | | |
| Сочинение по картинам | 2 | 1 | | 1 |
10 | Работа над изложением с элементами описания | 3 часа | | | |
| Описание как тип речи. Использование описания в изложении | 1 | 1 | | 1 |
| Изложение с элементами описания | 2 | | | |
11 | Работа над изложением с продолжением | 3 часа | | | |
| Основы написания изложения с продолжением | 1 | 1 | | 1 |
| Изложение с продолжением | 2 | | | |
12 | Итоговое занятие. | 4 часа | | | |
| Изложение (сжатое или подробное - по выбору ученика) | 2 | | | |
| Сочинение по картине (по выбору ученика) | 2 | 1 | | |
| | | Итого: 17 ч. | Итого: 1 ч. | Итого: 10 ч. |
Содержание тем учебного курса
7 класс
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Форма урока | Форма и темы контроля |
1 | Виды творческих работ. Сочинение и изложение. | 1 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. | |
2 | Виды сочинений. Обучение сочинению по картине | 4 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование сочинений. | Редактирование творческих работ. Сочинение |
3 | Обучение подробному изложению по прочитанному тексту | 3 | Беседа учителя. Работа со словарями. Редактирование изложений. | Редактирование творческих работ. Изложение. |
4 | Работа над сочинением по картине с использованием текста художественного произведения | 2 | Редактирование сочинений Беседа учителя. Работа со словарями. Редактирование сочинений. Работа с текстом. | Редактирование творческих работ. Сочинение |
5 | Работы над комплексным анализом текста | 3 | Работа с текстом. Беседа учителя. Работа со словарями | Комплексный анализ текста |
6 | Работа над изложением по прочитанному тексту | 2 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений. | Редактирование творческих работ. Изложение |
7 | Работа над сжатым изложением | 3 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений. | Редактирование творческих работ. Изложение |
8 | Работ над изложением с элементами рассуждения | 3 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений | Редактирование творческих работ. Изложение |
9 | Работа над сочинением по двум картинам | 3 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование сочинений. Работа с иллюстрациями. | Редактирование творческих работ. Сочинение |
10 | Работа над изложением с элементами описания | 3 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений. Работа с иллюстрациями | Редактирование творческих работ. Изложение |
11 | Работа над изложением с продолжением | 3 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование сочинений. | Редактирование творческих работ. Изложение |
12 | Итоговое занятие | 4 | Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование сочинений. Работа с иллюстрациями | Редактирование творческих работ. Изложение. Сочинение. |
Учебно-тематический план курса
8 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Использование ИКТ | Использование проектной деятельности | Использование исследовательской деятельности |
1. | Вводное занятие. Виды изложений и сочинений | 1 | 1 | | |
2 | Работа над сжатым изложением. Приемы сжатия текста | 3 | | | |
| Упрощение как прием сжатия текста | 1 | 1 | | 1 |
| Обобщение как прием сжатия текста | 1 | 1 | | 1 |
| Исключение как прием сжатия текста | 1 | 1 | | 1 |
| Сжатое изложение | 1 | | | |
3 | Сочинения разной стилевой принадлежности | 10 | | | |
| 1. Сочинение научного стиля | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 2.Сочинение публицистического стиля. Сочинение на морально-этическую тему (подготовка к ОГЭ) | 1 | 1 | | 1 |
| 3.Сочинение художественного стиля. Эссе | 3 | 1 | | 1 |
| 4.Тексты делового стиля | 2 | 1 | | 1 |
| 5.Сочинение на лингвистическую тему (подготовка к ОГЭ) | 3 | 1 | | |
4 | Работа над сжатым изложением с элементами рассуждения. Сжатое изложение. | 4 | | | |
| Повторение способов сжатия текста | 1 | 1 | 1 | |
| Рассуждение как тип речи | 1 | 1 | | 1 |
| Сжатое изложение с элементами рассуждения | 2 | | | |
5 | Работа над комплексным анализом текста | 3 | | | |
| Основы работы над комплексным анализом текста | 1 | 1 | | 1 |
| Комплексный анализ текста | 2 | | | 1 |
6 | Работа над изложением по прослушанному тексту | 3 | | | |
| Основы аудирования | 1 | 1 | | 1 |
| Изложение по аудиозаписи текста изложения | 2 | | | |
7 | Работа над проектом на лингвистическую тему | 4 | | | |
| Проект как вид творческой деятельности обучающихся | 1 | 1 | 1 | 1 |
| Работа над проектом на лингвистическую тему | 3 | | 1 | 1 |
8 | Работа над сочинением по картине | 2 | | | |
| Повторение сведений о работе над сочинением по картине (обобщение) | 1 | 1 | | |
| Сочинение по картине | 1 | | | |
9 | Итоговое занятие. Защита проекта на лингвистическую тему | 2 | 1 | 1 | 1 |
10 | Итоговое занятие. Подробное изложение. | 2 | | | |
| | | Итого: 16 часов | Итого: 5 часов | Итого: 14 часов |
Содержание тем учебного курса
8 класс
№ п/п | Тематический блок | Кол-во часов | Форма урока | Форма и темы контроля |
1 | Вводное занятие. Виды изложений и сочинений. | 1 | Проблемная беседа. | |
2 | Работа над сжатым изложением. Приемы сжатия текста | 3 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений | Изложение. Редактирование изложения. |
3 | Сочинения разной стилевой принадлежности | 10 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование сочинений | Сочинение. Редактирование творческих работ. |
4 | Работа над сжатым изложением с элементами рассуждения. Сжатое изложение | 4 | Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений | Изложение с элементами рассуждения. Редактирование изложения |
5 | Работа над комплексным анализом текста | 3 | Беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. | Комплексный анализ текста. Редактирование текста |
6 | Работа над изложением по прослушанному тексту | 3 | Аудирование. Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений | Аудирование. Изложение. Редактирование изложения |
7 | Работа над проектом на лингвистическую тему | 4 | Беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Создание проекта | Создание проекта |
8 | Работа над сочинением по картине | 2 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование сочинений | Сочинение. Редактирование творческих работ. |
9 | Итоговое занятие. Защита проекта на лингвистическую тему | 2 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Защита проекта | Защита проекта |
10 | Итоговое занятие. Подробное изложение | 2 | Проблемная беседа. Работа с текстом. Практическое занятие. Редактирование изложений | Изложение. Редактирование изложения |