СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи на уроке литературы 5 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитее речи на уроках литературы 5 класс.

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Помню- долгий зимний вечер»

Цели урока:

Пробудить интерес учащихся к поэтическому творчеству Бунина;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся; дать им возможность осознать процесс познания через интерпретацию лирического произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Актуализация знаний по теме занятия;
  • совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового    

            своеобразия;

  • закрепление и обобщение полученных знаний в ходе решения проблемы

          путём индивидуального анализа жизненного опыта ученика и      

         психологических аргументов в ходе дискуссии.

Развивающие:

  • умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать  

       свою точку зрения;

  • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
  • развитие навыков творческой работы в группах;
  • развитие личности ученика, его мировоззрения;
  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

 

Воспитывающие:

  • Воспитание уважения к творческому наследию И. А. Бунина;
  • Формирование нравственных ценностей в ходе изучения поэтических произведений;
  • воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.

Слайд 1 Текст стихотворения

* * *

Помню — долгий зимний вечер, Полумрак и тишина; Тускло льется свет лампады, Буря плачет у окна. «Дорогой мой, — шепчет мама. — Если хочешь задремать, Чтобы бодрым и веселым Завтра утром быть опять, — Позабудь, что воет вьюга, Позабудь, что ты со мной, Вспомни тихий шепот леса И полдневный летний зной; Вспомни, как шумят березы, А за лесом, у межи, Ходят медленно и плавно Золотые волны ржи!» И знакомому совету Я доверчиво внимал И, обвеянный мечтами, Забываться начинал. Вместе с тихим сном сливалось Убаюкиванье грез — Шепот зреющих колосьев И невнятный шум берез... Слайд 2. Освоение содержание стихотворения через вопросы. Обучающимся делятся на две группы. Одним предлагается карточки с ключевыми фразами, ребёнок должен правильно задать вопрос своему однокласснику. Другая группа обучающихся отвечают на эти вопросы.

  • Поэт обращается (К кому?)
  • Бунин привлекает внимание к картине, изображающей (Что?)
  • Стихотворение окутано настроением (Каким)
  • Воспоминание или мечты (чего больше?)
  • Драматичным, трагичным, романтичным (Пафос стихотворения как можно назвать?)

Слайд 3. Основные темы произведения.

  1. Счастье.
  2. Природа.
  3. Внутренний мир.

 

В произведении проглядываются основные темы:

  1. Счастье. Бунин описывает погожий осенний день, отображает великолепие природы, которую герой созерцает через открытое окно. Представленная картина порождает в его душе состояние истинного блаженства. К герою приходит осознание, что большинство людей не замечают счастья, хоть оно и находится в мыслях о бренности бытия, уединении с книгой, в красоте окружающего мира.
  2. Природа. Автор в произведении передает великолепие сияющих тучек, осеннего сада, ласкового света. Во всем этом он видит еще один повод возрадоваться жизни, так как герой знает и умеет чувствовать, а также находится в очаровательном окружении, несущем блаженство.
  3. Внутренний мир. Обычно люди в поисках счастья смотрят по сторонам, не понимая, что настоящая радость жизни пребывает у них внутри.

 

Слайд 4. Обратимся к отдельным строкам.

  • Как мы назовем подчеркнутые слова?
  • Что такое антонимы?
  • В данных строках противопоставлены слова, а картины?
  • Как в литературе называется этот прием?

 

 обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Слайд 5. Картины:

  • Зима, ночь, мрак.
  • Тучи
  •  вечер долгий, зимний
  •  свет лампады — полумрак-тишина-буря.

Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности.

 Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Слайд 7. Мама:

На душе спокойно. Защита, забота. Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

Слайд 7. Лето: “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

Слайд 8. О чём это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. Контраст.

Слайд 9. «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Слайд 10 Домашняя работа: Подготовите выразительное чтение стихотворения, передавая соответствующие настроение, приятные воспоминания и мечты о встречи с давно прошедшим временем.

Слайд 11. Спасибо!

 

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи на уроке литературы 5 класс.»

Развитее речи на уроках литературы 5 класс.

Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Помню- долгий зимний вечер»

Цели урока:

Пробудить интерес учащихся к поэтическому творчеству Бунина;

Активизировать мыслительную деятельность учащихся; дать им возможность осознать процесс познания через интерпретацию лирического произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Актуализация знаний по теме занятия;

  • совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового    

            своеобразия;

  • закрепление и обобщение полученных знаний в ходе решения проблемы

          путём индивидуального анализа жизненного опыта ученика и      

         психологических аргументов в ходе дискуссии.

Развивающие:

  • умение высказывать собственные оценочные суждения и аргументировать  

       свою точку зрения;

  • формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;

  • развитие навыков творческой работы в группах;

  • развитие личности ученика, его мировоззрения;

  • Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

 

Воспитывающие:

  • Воспитание уважения к творческому наследию И. А. Бунина;

  • Формирование нравственных ценностей в ходе изучения поэтических произведений;

  • воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.

Слайд 1 Текст стихотворения

* * *

Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама. —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез —
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез...
Слайд 2. Освоение содержание стихотворения через вопросы. Обучающимся делятся на две группы. Одним предлагается карточки с ключевыми фразами, ребёнок должен правильно задать вопрос своему однокласснику. Другая группа обучающихся отвечают на эти вопросы.

  • Поэт обращается (К кому?)

  • Бунин привлекает внимание к картине, изображающей (Что?)

  • Стихотворение окутано настроением (Каким)

  • Воспоминание или мечты (чего больше?)

  • Драматичным, трагичным, романтичным (Пафос стихотворения как можно назвать?)

Слайд 3. Основные темы произведения.

  1. Счастье.

  2. Природа.

  3. Внутренний мир.



В произведении проглядываются основные темы:

  1. Счастье. Бунин описывает погожий осенний день, отображает великолепие природы, которую герой созерцает через открытое окно. Представленная картина порождает в его душе состояние истинного блаженства. К герою приходит осознание, что большинство людей не замечают счастья, хоть оно и находится в мыслях о бренности бытия, уединении с книгой, в красоте окружающего мира.

  2. Природа. Автор в произведении передает великолепие сияющих тучек, осеннего сада, ласкового света. Во всем этом он видит еще один повод возрадоваться жизни, так как герой знает и умеет чувствовать, а также находится в очаровательном окружении, несущем блаженство.

  3. Внутренний мир. Обычно люди в поисках счастья смотрят по сторонам, не понимая, что настоящая радость жизни пребывает у них внутри.



Слайд 4. Обратимся к отдельным строкам.

  • Как мы назовем подчеркнутые слова?

  • Что такое антонимы?

  • В данных строках противопоставлены слова, а картины?

  • Как в литературе называется этот прием?



обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.

Слайд 5. Картины:

  • Зима, ночь, мрак.

  • Тучи

  • вечер долгий, зимний

  • свет лампады — полумрак-тишина-буря.

Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности.

Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.

Слайд 7. Мама:

На душе спокойно. Защита, забота. Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности

Слайд 7. Лето: “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.

Слайд 8. О чём это стихотворение?

Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. Контраст.

Слайд 9. «Для меня сегодняшний урок…»

Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересно

1. работал

1. понял материал

2. скучно

2. отдыхал

2. узнал больше, чем знал

3.безразлично

3.помогал другим

3.не понял

Слайд 10 Домашняя работа: Подготовите выразительное чтение стихотворения, передавая соответствующие настроение, приятные воспоминания и мечты о встречи с давно прошедшим временем.

Слайд 11. Спасибо!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!