Развитее речи на уроках литературы 5 класс.
Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Помню- долгий зимний вечер»
Цели урока:
Пробудить интерес учащихся к поэтическому творчеству Бунина;
Активизировать мыслительную деятельность учащихся; дать им возможность осознать процесс познания через интерпретацию лирического произведения.
Задачи урока:
Обучающие:
Актуализация знаний по теме занятия;
совершенствование навыков анализа поэтического текста в аспекте его жанрового
своеобразия;
путём индивидуального анализа жизненного опыта ученика и
психологических аргументов в ходе дискуссии.
Развивающие:
свою точку зрения;
формирование навыков самооценки и самоанализа учебной деятельности;
развитие навыков творческой работы в группах;
развитие личности ученика, его мировоззрения;
Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.
Воспитывающие:
Воспитание уважения к творческому наследию И. А. Бунина;
Формирование нравственных ценностей в ходе изучения поэтических произведений;
воспитание вежливости, внимательности, уважения к людям.
Слайд 1 Текст стихотворения
* * *
Помню — долгий зимний вечер,
Полумрак и тишина;
Тускло льется свет лампады,
Буря плачет у окна.
«Дорогой мой, — шепчет мама. —
Если хочешь задремать,
Чтобы бодрым и веселым
Завтра утром быть опять, —
Позабудь, что воет вьюга,
Позабудь, что ты со мной,
Вспомни тихий шепот леса
И полдневный летний зной;
Вспомни, как шумят березы,
А за лесом, у межи,
Ходят медленно и плавно
Золотые волны ржи!»
И знакомому совету
Я доверчиво внимал
И, обвеянный мечтами,
Забываться начинал.
Вместе с тихим сном сливалось
Убаюкиванье грез —
Шепот зреющих колосьев
И невнятный шум берез...
Слайд 2. Освоение содержание стихотворения через вопросы. Обучающимся делятся на две группы. Одним предлагается карточки с ключевыми фразами, ребёнок должен правильно задать вопрос своему однокласснику. Другая группа обучающихся отвечают на эти вопросы.
Поэт обращается (К кому?)
Бунин привлекает внимание к картине, изображающей (Что?)
Стихотворение окутано настроением (Каким)
Воспоминание или мечты (чего больше?)
Драматичным, трагичным, романтичным (Пафос стихотворения как можно назвать?)
Слайд 3. Основные темы произведения.
Счастье.
Природа.
Внутренний мир.
В произведении проглядываются основные темы:
Счастье. Бунин описывает погожий осенний день, отображает великолепие природы, которую герой созерцает через открытое окно. Представленная картина порождает в его душе состояние истинного блаженства. К герою приходит осознание, что большинство людей не замечают счастья, хоть оно и находится в мыслях о бренности бытия, уединении с книгой, в красоте окружающего мира.
Природа. Автор в произведении передает великолепие сияющих тучек, осеннего сада, ласкового света. Во всем этом он видит еще один повод возрадоваться жизни, так как герой знает и умеет чувствовать, а также находится в очаровательном окружении, несущем блаженство.
Внутренний мир. Обычно люди в поисках счастья смотрят по сторонам, не понимая, что настоящая радость жизни пребывает у них внутри.
Слайд 4. Обратимся к отдельным строкам.
Как мы назовем подчеркнутые слова?
Что такое антонимы?
В данных строках противопоставлены слова, а картины?
Как в литературе называется этот прием?
обратимся к отдельным строкам. Помню – долгий зимний вечер… Позабудь, что воет вьюга… Вспомни тихий шепот леса… Как мы назовем подчеркнутые слова? Антонимы. Что такое антонимы? Слова с противоположным лексическим значением. В данных строках противопоставлены слова, а картины? Зимний – летний пейзаж. Как в литературе называется этот прием? Антитеза – противопоставление образов, картин, слов, понятий.
Слайд 5. Картины:
Возникает чувство страха, беспокойства, настороженности.
Глаголы: помню, льётся, плачет буря. Воспоминания детства свежи.
Слайд 7. Мама:
На душе спокойно. Защита, забота. Дитя задремало. Появляется мотив сна, связанный с отдыхом, забвением от страха, беспокойства. Позабудь, что воет вьюга… Позабудь, что ты со мной… Перенос из реальности
Слайд 7. Лето: “ шепот ветра» -он убаюкивает; “полдневный летний зной”, “шум берез”, “золотые колосья ржи”- метафоры Герой переносится в другое пространство, спокойно засыпая. Исчезает чувство беспокойства, страха. Глагол- внимал -. Из настоящего уход в прошлое, пережитое, более спокойное, безмятежное время. Сновидение.
Слайд 8. О чём это стихотворение?
Это стихотворение о детстве, о сладостных воспоминаниях о матери. Воспоминания приносят успокоение, навевают приятные мысли, чувства. Зимний пейзаж -тревожное и неспокойное состояние ребенка от того, что видит и слышит он. Летний пейзаж – легкое движение, ласковый шепот, от этого на душе становится легко и радостно, приходит покой, умиротворение. Контраст.
Слайд 9. «Для меня сегодняшний урок…»
Учащимся дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы, характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.
Урок | Я на уроке | Итог |
1. интересно | 1. работал | 1. понял материал |
2. скучно | 2. отдыхал | 2. узнал больше, чем знал |
3.безразлично | 3.помогал другим | 3.не понял |
Слайд 10 Домашняя работа: Подготовите выразительное чтение стихотворения, передавая соответствующие настроение, приятные воспоминания и мечты о встречи с давно прошедшим временем.
Слайд 11. Спасибо!