Развитие речи неслышащих дошкольников на занятиях
по изодеятельности.
Проблемой изобразительной деятельности глухих детей занимались такие ученые как А.А. Венгер, Б.Д. Корсунская, М.Ю. Рау.
Дошкольное воспитание и раннее обучение словесной речи ускоряют компенсаторный путь развития неслышащих детей дошкольного возраста. При этом происходит частичное замещение слухового восприятия зрительным. Постепенно возникают новые формы взаимодействия анализаторов, способствующие компенсации нарушенного слуха.
Изобразительная деятельность для неслышащих детей одно не только из важнейших, но и наиболее доступных средств эстетического воспитания. Влияние музыки, танцев, художественного чтения в силу особенностей нарушения слуха и речи у детей данной категории несколько меньше по сравнению с изобразительной деятельностью. Задача эстетического воспитания детей с нарушенным слухом решается в процессе ознакомления с произведениями искусства (народные поделки, игрушки, репродукции картин), привлечения внимания детей к предметам интерьера, одежды, в процессе оценки работ детей и взрослых и реализуется в формировании эстетических чувств. При правильном руководстве изобразительной деятельностью она может быть одним из средств личностного развития детей, так как в процессе деятельности развиваются активность, инициативность, формируются элементы самооценки, развивается эмоциональность восприятия окружающего мира.
Изобразительная деятельность для неслышащих детей дает возможность контролировать понимание отдельных слов и словосочетаний, помогает обнаружить и определить формализм в речевом развитии, возможность развить собственное восприятие и отображение действительности, воссоздающее воображение, замысел, играет ведущую роль в эстетическом воспитании глухого дошкольника, в формировании эмоционально окрашенного отношения к искусству родного народа, в привитии ему чувства прекрасного.
Тенденция развития восприятия цвета, величины, пространственных отношений у глухих и нормально слышащих детей дошкольного возраста одинакова. Однако у глухих не только более медленный темп развития восприятия, но имеется и ряд других особенностей. У глухих детей наблюдается меньшая самообучаемость в процессе занятия. Характер самих ошибок отличается большей стабильностью, снижена аналитичность восприятия.
При отсутствии специального обучения неслышащий ребенок иногда не овладевает изобразительной деятельностью до 5 - 6 лет. Существенно задерживается также развитие конструктивной деятельности. Вместе с тем при правильной организации обучения неслышащих дети могут строить, лепить, рисовать не хуже своих слышащих сверстников. Нами были определены основные направления коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми с использованием изобразительной деятельности:
1. формирование изобразительной и конструктивной деятельности детей;
2. использование изобразительной деятельности в качестве средства сенсорного воспитания, формирования представлений, эстетического воспитания, формирования речи.
Перечисленные задачи решаются в процессе проведения дидактических игр, занятий по конструированию, лепке, рисованию, аппликации, ознакомления детей с произведениями искусства.
Теоретическую основу для поиска и разработки новых ракурсов в понимании общих основ обучения техники рисования глухих и слабослышащих дошкольников составляют работы Б.Д. Корсунской, Т.В. Николаевой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.
Рисунки неслышащих детей содержат больше частностей и деталей, чем рисунки слышащих сверстников. Более полными оказываются и рисунки по памяти. Детям с нарушениями слуха труднее даются рисунки, которые выражают пространственные отношения.
Работа по изобразительной деятельности с неслышащих детьми строиться по подражанию взрослого.
Предлагая ребенку изобразить (рисовать, лепить) тот или иной натуральный объект, вначале хорошо ознакомьте его с ним: дайте ощупать, обвести контур его пальцем, если это игрушка - поиграть с нею. При этом следует помнить, чтобы один и тот же предмет ребенок раньше лепил, чем рисовал. Для постройки из кубиков можно дать нарисованный образец, чтобы ребенок подбирал по нему соответствующие по форме и цвету кубики.
Исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов о формировании двигательных навыков при различных способах обучения глухих детей позволили определить наиболее эффективные способы обучения графическим навыкам и умениям. Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений глухих и слабослышащих детей о движении руки при изображении.
Важнейшим элементом работы изобразительной деятельности с детьми, имеющими нарушения слуха, является формирование замысла рисунка, развитие сюжетного рисования, лепки, конструирования, соотнесение с реальными предметами, людьми, событиями. Таким образом, при формировании навыков рисования глухих детей старшего дошкольного возраста используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнении с целью отработки движений руки, их качеств, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений. Все эти способы должны использоваться в единстве.
Выработка обобщенных способов изображения требует опоры на детский опыт, активизации ранее полученных навыков и умений, привлечения детей к активному использованию этих умений (показ у доски). Применение психологически обоснованных способов обучения позволяет эффективно формировать двигательную основу изображения технические навыки и умения у глухих детей дошкольного возраста.
Таким образом, при формировании навыков рисования неслышащих детей старшего дошкольного возраста используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам рисования на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнений с целью отработки движений руки, их качеств, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений. Все эти способы в коррекционной работе должны использоваться систематически и в единстве. Актуальность данной работы подтверждается теоретическими источниками, активной заинтересованностью глухих детей при рисовании, повышенной мотивацией детей на занятиях по изобразительной деятельности.
ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23».
Сообщение на тему:
«Развитие речи неслышащих дошкольников на занятиях
по изодеятельности».
Подготовил: Соловьева И.И.
Белгород
2020 уч.год.