Урок развития речи в 5 классе
Письмо
Цели урока:
1.Образовательная: познакомить учащихся с историей появления письма и почты, особенностями написания письма и заполнения конверта; формировать умения выделять смысловые части, соблюдать стилевое единство письма;
2.Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся, навыков самостоятельной познавательной деятельности;
3.Воспитательная: воспитывать интерес к эпистолярному жанру, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: мультимедийный проектор, карточки-приложения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Мотивация познавательной деятельности в игровой форме.
Учитель:
- Ребята, у вас дома есть копилки?
- А что вы в них копите?
- А сегодня мы с вами на уроке будем копить самое ценное богатство.
- Перед вами - копилки – тетради! За этот урок мы должны наполнить эту копилки. Как вы думаете чем?
- Правильно, словами и мыслями.
- Откройте тетради, запишите: «Десятое декабря» (слайд 1)
- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашего урока. А чтобы найти его… (в это время стук в дверь).
- Кто там?
Почтальон Печкин: - Это я – Почтальон Печкин! ( Входит почтальон с сумкой).
- Ребята, я принёс загадку вам!
Учитель: Как? Почтальон и … загадку. Какую?
Почтальон Печкин: А вот и загадка! Если отгадаете, дам то, что принёс.
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорит (письмо)
Почтальон: Да, правильно. Я принёс вам письмо (показывает конверт).
Учитель: Значит, тема нашего урока - "Письмо" (Слайд 2)
- Опустите найденное слово в копилку.
Учитель: Ребята, а как вы понимаете лексическое значение слова «письмо»? (Слайд 3)
(это слово многозначное, т.е. имеет несколько значений: 1)написанный текст, посылаемый для сообщения чего-н. кому-н (заказное письмо), 2) умение писать (учиться письму), 3) та или иная система графических знаков для передачи, запечатления речи (иероглифическое письмо), 4) манера художественного изображения (икона старинного письма).
- Напишите 5-6 словосочетаний со словом "письмо", подберите те слова для словосочетаний, которые притягивают слово "письмо": слова-магниты, слова-ассоциации и опустите их в свою копилку (чтение этих словосочетаний: писать письма, письмо друга, письмо маме, любовное письмо, доброе письмо и т.д.).
Учитель: А что же в письме, которое принёс почтальон Печкин? (читает почтальон)
(Слайд 4) в рамках празднования Всемирного дня почты и Международной недели письма Почта России и Учительская газета, при поддержке Министерства образования РФ, Российской академии образования, Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке, а также Департамента образования города Москвы объявлен Всероссийский конкурс "Лучший урок письма» по следующим номинациям:
"Письмо Президенту".
"Письмо моей семье".
"Письмо ветерану".
"Письмо моему учителю".
"Письмо другу. Яркое событие в моей жизни".
3. Этап целеполагания.
- Ребята, если вы хотите участвовать в этом конкурсе, мы сегодня должны: (Слайд 5)
Познакомиться с историей появления письма и почты.
Научиться писать письма.
Уметь правильно оформлять надписи на конверте.
Уметь применять и использовать в жизни различные обращения и вежливые слова.
- А почтальон побудет у нас в гостях и поможет отправить ваши письма по адресу.
4. Этап погружения в историю возникновения письма.
Проверка домашнего задания. (Учащиеся должны были собрать материал по истории возникновения и развития почты)
Ведущий 1: Письма имеют большое значение в жизни людей. С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость. "В радости ведь тоже нужна помощь,- пишет Дмитрий Лихачёв, - помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им… Неразделённая радость - не радость".
Ведущий 2: Почти в каждой семье в дальнем уголке письменного стола или на верхней полке шкафа, на чердаке или комоде можно найти связку писем. Им может быть 100 лет, может 10. В любом случае они стали кусочками истории, они хранят неуловимое очарование эпохи, они таинственны, трогательны. Попросите родителей выбрать несколько писем для вас. Прочитайте их внимательно, не торопясь. Кто бы ни писал эти письма, в них есть нечто общее – печать времени, истории.
Учитель: А как же появилось само письмо? Какая у него история? - Послушаем экскурсовода музея почтовой связи и его гостей - учёных- исследователей. Пожалуйста! (входят гости).
Задание учащимся во время погружения…
Учитель: А вы, ребята, во время погружения в прошлое все новые понятия, новые слова, которые относятся к теме "письмо", опускайте в свою копилку, а потом проверим содержимое.
Первый гость- экскурсовод музея: С каменного века начинается история обмена известиями. (Слайд 6) Тогда информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал "письмо" со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим "в письме сказано", чем "в письме написано".
2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу. Согласно легенде, греческий воин по имени Филиппид в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «Радуйтесь, афиняне, мы победили!» и умер.
Для транспортировки писем также применяли почтовых голубей.
Второй гость: История почты тесно связана с историей письменности. Информация стала передаваться в письменном виде, что положило начало почтовой связи.
Великие державы древности Ассирия, Египет, Персия, Рим, имели хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения "mansio pozita..." - "станция в пункте..." и произошло слово "почта".
Третий гость: Дальнейшее развитие общества, прежде всего торговли и ремёсел, а также науки и культуры, способствовало повышению интереса к передаче сообщений и привело к появлению многочисленных и разнообразных почтовых служб.
(Слайд 7) В те времена прибытие почтовой кареты в маленький населённый пункт было целым событием. О своём приближении почтальон громко трубил в почтовый рожок. Новости доставлялись со скоростью 70 км в сутки — столько проезжал почтовый дилижанс.
Появление в начале XIX века паровоза и парохода, а в начале XX века самолёта значительно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать всё население.
Четвёртый гость: Основы русской почты - одной из старейших в Европе - закладываются в последней четверти IX в., почти в самом начале существования Киевской Руси. В 1266 г., почти на 100 лет раньше, чем в Германии - стране с самой развитой по тем временам почтой, появляются первые правила проезда гонцов по русским землям. Почта тогда стала основным средством связи между образованными людьми.
(Слайд 8) Особое место в русской истории занимает почта Великого Новгорода. Общеизвестно, что первыми письмами на русском языке принято считать берестяные грамоты. Они позволяют говорить не только о почти поголовной грамотности новгородцев, но и о существовании в боярской республике развитой системы пересылки почты.
Пятый гость: (слайд 9) Современная почта своим появлением обязана государству и царю Алексею Михайловичу. Именно им в 1665 году учреждена служба «для пересылки государственных бумаг» - Ямской или Почтовый приказ. Но почту еще называют Немецкой: она отправляется лишь в Польшу и Курляндию, один раз в две недели...
Лишь при Петре Великом в 1718-1720 годах появится «правильная» почта, и свяжет Петербург со всеми знатными городами. Тогда появились почтовые станции на дорогах. Возчики почты именовались «почтарями», а лошади - «почтовыми».
А при Екатерине Великой, с указа 1781 года, началось осуществление грандиозного проекта: почтовыми дорогами должны были быть соединены не только губернские, но и все уездные города. Все дороги в империи стали почтовыми трактами.
С1837 года у почтовых повозок появились колокольчики, чтобы, все, заслышав их, уступали всенепременно дорогу летящей тройке с ямщиком на облучке.
Раздаётся звук почтового рожка, появляется ученик, переодетый в ямщика.
- Я – ямщик! А знаете, кто такой ямщик и как произошло слово "ямщик"?
В Московском государстве в 18 веке почта называлась ямской гоньбой ("ям" от татарского "дзям"- дорога). На главных дорогах создавались почтовые станции, на которых меняли почтовых лошадей, а управляли ими мы, ямщики.
В 16 – 17 веках, чтобы не было задержек при смене лошадей, мы, подъезжая к станции, громко свистели – давали сигнал всем встречным освободить дорогу.
Царь Пётр I решил сделать как в Европе и для сигналов ввёл почтовый рожок, который стал с 19 в. символом российской почты и его изображение появилось на почтовом флаге, вывесках, печатях. Но с 70 – ых г. 18в. для подачи звукового сигнала стали использовать поддужные колокольчики.
Учитель: Спасибо нашим гостям. Какие слова появились в ваших копилках?
Ведущий 1: Не все умели составлять письма, чтобы они читались легко, с интересом. Для тех, кому эта наука не давалась, создавались особые руководства – «Письмовники», в которых предлагались образцы переписки как личного, так и делового характера.
Ведущий 2: Писали письма на Руси гусиными перьями (слайд 10). Для писания писем использовали орешковые чернила. Перья из левого крыла птицы ценились больше, так как их изгиб был удобнее для руки пишущего.
Такими перьями писали письма А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой. И сами письма с течением времени становятся историческими документами.
Учитель: А вы сами, ребята, не хотите стать историческими лицами, написав письма?
В наше время, кажется, написать письмо гораздо проще, нужно только взять бумагу и ручку, однако писать письма — дело непростое, оно требует одновременно легкости и глубины, ума и такта, тонкости и деликатности. В разговоре слова сопровождаются или уравновешиваются взглядом, голосом, жестом. На листе бумаги перед нами голая фраза. Здесь во всем величии проявляются могущество и вечность слова.
5. Беседа.
Учитель: А всё ли мы знаем о том, как писать письма?
- Скажите, кому люди обычно пишут письма?
(Родным, близким. Такие письма называются личными.)
Цель личных писем ? ( для чего мы пишем письма?) (вопрос к классу. Слайд 11)
1.сообщить, оповестить;
2. поздравить;
3. извиниться;
4. поделиться чувствами, впечатлениями;
5. поблагодарить и т. д.
Среди личных писем можно выделить:
(слайд 12) письмо-рассказ, письмо-поздравление, письмо-просьбу, благодарственное письмо.
Учитель: А как вы думаете, кто помогает доставлять письма по адресу?
Ученики: Это он! Это он! Долгожданный почтальон!
Учитель: Как зовут самого известного почтальона, которого создал писатель Эдуард Успенский?
Ученики: Почтальон Печкин!
Печкин: Правильно, ребята, почтальон Печкин! (Слайд 13)
Ему даже поставлен памятник!
А кто-нибудь знает, в каком городе находится этот памятник? (в Минске)
Учитель:
- Как называется человек, который отправляет письмо?
- Как называют человека, который получает письмо?
Слова адресат и адресант (Слайд 14) очень похожи, такие слова называются паронимами и встречаются в заданиях ЕГЭ. Поэтому необходимо их запомнить.
Учитель: Что нужно сделать, чтобы письмо попало к адресату? (опустить письмо в почтовый ящик.)
Печкин: Письмо само никуда не пойдёт,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит, пролетит, проплывёт
Тысячи вёрст пути.
Ведущий 1: А знаете, как появился почтовый ящик, ребята? (слайд 15)
Моряк: Почтовый ящик был придуман нами, моряками, в XVI веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу.
Почтовый ящик более скромных размеров появился в Австрии в XVII веке, и висел он не на стене, а на ремне, перекинутом через плечо почтальона. И только в 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт - Петербурге. Он сделан из досок и обшит снаружи железом. Датой его рождения считают 1 декабря 1848 года. Затем появились железные почтовые ящики, которые прикреплялись к стенам домов.
Ведущий 2: Издавна письмо оберегали от любопытных глаз. Прятали письма по-разному. В словаре В. Даля конверт называется «оберткой, оболочкой, сорочкой письма». Придумали «одежку» для писем в Вавилоне: написав клинописное письмо, вавилоняне замазывали его от чужих глаз слоем глины. Технология изготовления древнего конверта была следующая. Табличку с текстом письма обжигали, а затем покрывали слоем глины, на котором указывали адрес получателя. Затем табличку обжигали вторично, а выделявшиеся при этом водяные пары не давали складываться в единый кусок самому письму и «конверту». При получении послания конверт разбивали. Два таких удивительных письма с конвертами, найденные на археологических раскопках в Сирии, хранятся сейчас в Лувре.
Ведущий 1: В 19 веке письма запечатывали кольцом или специальной печаткой с гравированным («вырезным») камнем. У каждого была своя индивидуальная печатка. А бумажный почтовый конверт был придуман в 1820 году (слайд 16)
Ведущий 2: Из Англии приехала жена владельца бумажного магазина госпожа Бревер. Она расскажет, как был придуман конверт её мужем.
Госпожа Бревер: В 1820 г. в городе Брайтоне мой муж, господин Бревер, устроил на витрине магазина бумажную пирамиду для привлечения покупателей. Днём и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок бумаги величиной с визитку, венчавшей пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особенным шиком писать письма на бумаге размером с визитную карточку. Но на маленьком листе не оставалось места для адреса. Мой муж стал получать жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочка для вкладывания писем. Мешочки имели громадный успех и стали называться конвертами. Успех конвертов был столь велик, что г-н Бревер вынужден был поручить их изготовление 12-ти предприятиям.
Ведущий 1: Со дня изобретения первого почтового конверта прошло почти 200 лет. За это время менялись его формат, оформление, качество бумаги, но суть остаётся прежней – нести по почте вести людям.
Ведущий 2: Герой рассказа А.П.Чехова Ванька Жуков написал письмо, и на конверте написал адрес: на деревню дедушке Константину Макарычу.
- Как вы думаете, дойдёт это письмо адресату? Почему?
Письма говорить не могут -
Не слышны их голоса.
Но за письма всю дорогу
Говорят их адреса.
Знают письма и открытки
Город, улицу, район.
Знают номер той калитки,
Что откроет почтальон.
6.Учимся подписывать конверт.
Учитель: Учимся подписывать конверт! (слайд 17) У вас на партах лежат конверты, возьмите их и посмотрите внимательно.
- Адрес отправителя пишется в левом верхнем углу.
- Адрес получателя помещается в нижнем правом углу.
- Следует начинать не с “куда”, а с “кому” (слайд 18)
Индекс – это цифровое условное обозначение населённого пункта.
(ведущие и почтальон Печкин помогают подписывать конверты)
Учитель: А скажите, пожалуйста, чего не хватает на этом конверте?
Правильно, марки (слайд 19). Первая марка появилась в Англии в 1840 году. В России первая марка с изображением герба страны появилась лишь в 1857 году.
7. Алгоритм написания письма: (слайд 20)
Учитель: Какова же структура письма? (распечатка на столах)
1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
2.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
3.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
4.Подпись.
5.Дата.
Учитель: Вспомним обращение и знаки препинания при нём!
(слайд 21-22 –обращение, знаки препинания)
Учитель: Какие слова приветствия вам известны?
(здравствуй, привет, здравствуйте)
- В каких случаях можно использовать слово здравствуйте, а в каких слово привет?
Ведущий 1: В конце письма принято использовать так называемые формулы вежливости.
Заключительные формулы вежливости: (распечатка на столах) (слайд 23)
- Искренне твой (Ваш).
- Преданный тебе (Вам).
- Твой (Ваш).
- Твой искренний друг.
- Любящий тебя.
- Твой любящий сын.
- Целую.
- Искренне Ваш.
- С почтением.
- С уважением.
8.Основные правила оформления писем.
Ведущий 2: А теперь - правила оформления писем!
Запомните! (слайд 24)
1. Слева, справа, сверху и снизу должны быть оставлены поля (разумеется, не превышающие разумные пределы).
2. Письмо может быть написано от руки или напечатано (напечатанные теряют в “личности”).
Необходимо помнить: не принято печатать письма-соболезнования, письма-благодарности за приглашение на семейный праздник, письма-поздравления, т.е. все письма, посвященные событиям в личной жизни корреспондента.
3. Писать следует разборчиво, без ошибок (грамматических, орфографических, пунктуационных или стилистических).
4. Не пользуйтесь ластиком (корректором) – это не принято в современном письменном этикете.
5. Логически законченные части письма необходимо оформлять в абзацы. Соблюдать расстояние между строчками и абзацами.
Учитель: итак, давайте сделаем вывод: аккуратно оформленное, грамотно написанное письмо производит впечатление о пишущем как о культурном, организованном человеке. Так что мудрая пословица “по одежке встречают, по уму провожают” абсолютно права.
- Мы рассмотрели структуру и содержание всех частей письма. Но написание письма – это творческий процесс. Он не задан какими-то жесткими правилами, тем не менее соблюдение правил написания письма необходимо, оно поможет вам успешнее и эффективнее вести переписку.
9. Промежуточная проверка усвоенного материала.
Ведущий 1: Давайте проверим, насколько вы усвоили основные правила написания письма. Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа (слайд 25)
Для письма используй____________________ лист бумаги.
Письмо нужно писать_______________________________.
Обращение в письме пишется_________________________.
Дату пиши ______________.
Отвечать на письмо нужно _____________________________.
Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.
10. Домашнее задание: (слайд 26)
Учитель: Теперь, когда вы знаете о письме так много, вы сами попробуете дома написать письмо личного характера. Для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова – подсказки
Почтальон Печкин:
Теперь для друга своего
Вы напишите письмецо.
Оно его пусть удивит,
Или порадует, сразит!
Какое будет то письмо,
Решать, поверьте, вам.
Возьмите ручку и листок
И приступайте к чудесам.
Задание для группы №1:
Напишите письмо, в котором вы просите друга приехать к вам в гости.
Слова – подсказки:
У меня к Вам (к тебе) большая просьба...
Очень прошу Вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен…
Задание для группы №2:
Напишите первой учительнице письмо-поздравление.
Слова-подсказки:
Поздравляю
Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…
От всей души, от всего сердца…
Сердечно благодарю…
Задание для группы №3.
Напишите дедушке письмо с благодарностью за присланный подарок.
Слова – подсказки:
Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…
От всего сердца...
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…
Задание для группы №4.
Напишите другу письмо–рассказ о делах в классе.
Слова – подсказки:
Дорогой друг…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о…
С нетерпением ждем ответа…
Почтальон Печкин: Итак, ребята, мне пора!
Вот от меня вам пожеланье:
Пишите письма, и всегда
Я их доставлю. До свиданья!
11.Заключительная часть урока (рефлексия).
Учитель: Изменилось ли ваше отношение к письму, как к виду общения?
Своё духовное богатство и теплоту человек передаёт через общение. Письмо тоже вид общения. Именно в общении и через общение формируется человек целостный, интересующийся жизнью другого, способный испытать человеческое тепло по отношению к другому, человеческий интерес к нему, беспокойство за него, сочувствие, сострадание. Искусству общения тоже надо учиться.
Ведущий 1: Прошло много лет, а люди до сих пор пишут письма, но отправляют их уже всё чаще и чаще по электронной почте.
- Пишите друг другу, потому что в наш громкий век им нет цены (слайд 27)
Ведущий 2 и 1 : Письмо – восьмое чудо света!
И это правда - посмотри!
Ведь в нём – залог любви, успеха,
Ты это всё в письме прочти.
А если грусть на сердце ляжет,
Или тоска гнетёт тебя,
Ты обратись с советом к другу,
И он напишет для тебя.
В письме ты можешь рассказать
Всё, что захочешь, это так.
Тебя никто не перебьёт.
Никто не скажет, что «пустяк».
Письмом ты можешь удивить,
Порадовать и огорчить,
А можешь просто окрылить
И смехом друга наградить!
И это ли не чудо – правда?!
Так пусть живёт всегда письмо.
И заполняй конверт как надо,
Чтоб вовремя дошло оно!
Приложение №1
Алгоритм написания письма.
1.Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (Здравствуйте…).
2.Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
3.Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
4.Подпись.
5.Дата.
Приложение №2
Слова – подсказки для группы №1
У меня к Вам (к тебе) большая просьба...
Очень прошу Вас (тебя)…
С приветом…
Заранее благодарен…
……………………………………………………………………………….
Слова-подсказки для группы №2
Поздравляю
Разрешите поздравить…
Позвольте пожелать…
Дорогая…
Уважаемая…
От всей души, от всего сердца…
Сердечно благодарю…
………………………………………………………………………………..
Слова – подсказки для группы №3
Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…
От всего сердца...
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…
Слова – подсказки для группы №4
Дорогой друг…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о…
С нетерпением ждем ответа…