Подготовка к ОГЭ по русскому языку
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №21»
Обидиной Елены Владимировны
2016г.
Развитие речи в 9 классе
«Речевая культура- это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка»
(С.И.Ожегов)
Пояснительная записка
- Данная методическая разработка раздела программы развития связной устной и письменной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к написанию сжатого изложения.
- Уроки развития речи по написанию сжатого изложения являются достаточно сложными для восприятия учащихся. Ученики должны уметь определять тип и стиль текста; сжато излагать авторскую мысль, совершенствовать изложение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки.
- Большое внимание уделено лингвистическому анализу текста. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ГИА в 9 классе.
- Данный урок разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса « Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и совершенствует их учебно- языковые и коммуникативные умения.
- Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.
Задачи раздела
формировать структурированное восприятие и содержание текста;
Формировать умение видеть логику рассуждения;
Формировать умение пользоваться приёмами сжатия текста
продолжить отрабатывать навыки сжатия текста на примере сжатия публицистического текста в рамках подготовки к ГИА;
уметь выделять микротемы текста;
расширять словарный запас.
воспитывать интерес к предмету;
содействовать развитию умения учащихся общаться между собой;
помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;
показать важность таких жизненных понятий, как верность, любовь, милосердие.
- Используемые технологии : информационно- коммуникационная технология.
- Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.
- Форма организации познавательной деятельности: коллективная, групповая, самостоятельная.
- Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.
Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
- 1) лингвистическую, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- 2) языковую, то есть практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- 3) коммуникативную, то есть владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
А3 Исправь ошибки
- двое татаров
- несколько грузинов
- отбежи в сторону
- взвод солдатов
- отряд партизанов
- полуторастах километрах
- в двухтысяч восьмом году
- толковые инженера
- двести килограмм
- директоры заводов
- двадцать двое суток
- более тише
- трое племянниц
- пятистами рублями
- моих раздумьев
пп
1.
Тема занятия
Виды деятельности
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Знакомство с критериями оценки.
2.
Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку.
Задание С1. Что такое тема, микротема. Абзацное членение текста.
3.
Работа с текстом, границы микротем исходного текста.
Практическая работа «Членение текста на абзацы»
4.
5.
Работа с текстами. Составление плана текста.
Задание С1. Структурные особенности сжатого изложения
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых(опорных) слов.
Задание С1. Основные приёмы компрессии исходного текста.
6.
Работа с тектом. Знакомство с основными приёмами компрессии.
Отработка приёма исключение.
7.
Работа с текстом. Отработка приёмов компрессии исходного текста.
Отработка приёма обобщение.
8.
Отработка приёма упрощение.
9.
Работа с текстом.
Сокращение отдельных членов предложения в тексте.
10.
Сокращение однородных членов предложения.
11.
Сокращение сложного предложения за счёт менее существенной части
12.
13
Разбивка сложного предложения на сокращённые простые.
Работа по индивидуальным карточкам.
Перевод прямой речи в косвенную.
14.
15-16
Работа по индивидуальным карточкам.
Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты.
Групповая работа с предложенными текстами.
Практическая работа по упражнениям на восстановление текста.
17.
«Испорченный текст»
18.
Работа с текстом
Комбинированные упражнения на понимание текста, восстановление логических связей.
19.
20.
Порядок слов. Восстановление правильного порядка слов в тексте.
Коллективная работа с предложенными текстами.
Групповая работа с предложенными текстами.
Правильный порядок предложений в тексте.
21-22
Восстановление правильного порядка предложений в тексте.
Комплексный анализ текста как один из видов упражнений подготовки к сжатому изложению.
23-24
Работа с рабочей тетрадью «Комплексный анализ» индивидуально.
Итоговая контрольная работа.
Создание собственного текста изложения, оценивание работы.
Критерии оценивания сжатого изложения
- ИК 1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, отразив все важные для его восприятия микротемы. (2 б=3 мкр)
- ИК1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил 1 микротему-
(1 б=2мкр)
- ИК1 Экзаменуемый передал основное содержание прослушанного текста, но упустил или добавил более 1 микротемы
- (0 б=1мкр)
1.Этап определения темы текста: О чём текст? Как определить тему?
- Тема определяется различными способами: по началу текста, по ключевым словам, по ключевым эпизодам, по поступкам или размышлениям героев (автора), по заглавию текста.
Ключевые слова
- Имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли.
- Используются при составлении плана и определении микротем.
- Определяют смысловой и эмоциональный контекст.
- Могут повторяться в тексте.
2. Этап определения идеи текста: С какой целью автор его написал? Какую мысль хотел выразить? Что нам помогает сформулировать идею?
- Общая тональность звучания , настроение, которое вызывает прочтение текста, отношение автора к событиям, героям, наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).
3.Этап определения структуры текста.
Назовите композиционные части текста. Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.
- Композиция текста- построение текста. Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение. Тезис- положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.
4.Этап абзацного членения текста.
- Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего. Сколько больших интонационных пауз- столько в тексте абзацев.
- Абзац- показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами человека, читающего текст изложения.
- Что такое микротема? Микротема- содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью.
- Определите микротему каждого абзаца.
Научное определение
- Сжатое изложение- это обработанный пересказ прослушанного или прочитанного текста, при котором « максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств». ( Валгина Н.С.)
- Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но НЕ бедным по содержанию.
Приёмы компрессии текста
Содержательная компрессия текста.
Языковые приёмы компрессии текста.
1. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации.
1. Исключение:
- исключение одного или нескольких из синонимов;
- исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
- исключение фрагмента предложения;
2.Свёртывание исходной информации за счёт обобщения.
2Обобщение:
- вычленить единичные факты,
- подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
3.Нахождение в тексте мелких единичных фактов, выявление общего, объединение фактов на основе общего.
- Упрощение: з аменить сложное предложение простым; заменить предложение или его часть указательным местоимением;
- объединить два или три предложения в одно;
- разбить сложное предложение на сокращённые простые;
- перевести прямую речь в косвенную.
Пример исключения
Фрагмент текста
Бетховен ничего не сказал, сел за рояль и
заиграл. Никогда и ни перед кем не играл
Бетховен так, как играл в жилище бедного
сапожника и его слепой сестры. (28 слов.)
Сжатый вариант
Бетховен сел за рояль и заиграл так, как
никогда и ни перед кем не играл прежде.
(16 слов.)
Варианты исключения : У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.- У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский,- и никто не мог распознать в нём русского.- Он знал разные языки- и никто не мог распознать в нём русского.
Вариант обобщения : Жители посёлка проводят свой досуг по- разному. Кто- то перечитывает любимые с детства романы; кто- то проводит много времени на реке, в лесу. Основное занятие подростков- спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.- Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.
Пример обобщения
Фрагмент текста
Это было в Бонне. Однажды в лунный
весенний вечер я зашёл к Бетховену.
Я хотел прогуляться с ним. Вскоре мы шли
по тёмной и узкой улице. (26 слов.)
Сжатый вариант
Однажды в лунный весенний вечер мы
гуляли с Бетховеном по одной из улиц Бонна.
(14 слов.)
Варианты упрощения : Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.- Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.
Когда читаешь дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.- Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.- Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.
Пример упрощения
Фрагмент текста
- Извините, - сказал Бетховен, - я слышал
здесь музыку, и мы вошли; я тоже музыкант.
Я слышал, что вы говорили. Вам хочется
музыки? Я поиграю вам… (24 слова.)
Сжатый вариант
Бетховен извинился за то, что мы вошли, и
предложил послушать музыку в его
исполнении. (14 слов.)
Алгоритм написания сжатого изложения.
- 1.Прослушать текст, определить тему текста (о чем текст?)
- 2.Сформулировать основную мысль текста (чему учит текст? ради чего написан?)
- 3.Разбить текст на части, составить план текста.
- 4.Определить микротему каждой части.
- 5.Найти ключевые слова в каждой части текста, передающие главную информацию.
- 6.Подумать, что можно исключить из каждой части, от каких подробностей отказаться, что можно обобщить.
- 7.Обдумать средства связи между частями.
- 8.Записать сокращенный (сжатый) текст.
Подготовка к сжатому изложению. Текст для сжатия. 1 абзац.
- К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Нечто свойственное лишь прежним временам. « Сестра милосердия», « брат милосердия»- даже словарь даёт их как устаревшие понятия.
Подготовка к сжатому изложению. Ключевые слова.
- /К сожалению, наши обильные разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер/. А нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, |свойств,| понятий. Одно из таких чувств- чувство милосердия. Термин /несколько/ устаревший , непопулярный сегодня и /даже как будто/ отвергнутый нашей жизнью . /Нечто свойственное лишь прежним временам: сестра милосердия, брат милосердия, даже словарь даёт их как устаревшие понятия/.
Вариант сжатия 1 абзаца текста
- Нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, понятий. Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый нашей жизнью.
Микротема.1
- Нравственность состоит из определённых чувств и понятий, одно из которых милосердие. Но в наше время милосердие устарело, стало непопулярным.
Сжатое изложение.
Нравственность состоит из конкретных вещей - из определённых чувств, понятий. Одно из таких чувств - чувство милосердия. Термин несколько устаревший, непопулярный сегодня и отвергнутый нашей жизнью.
Это чувство свойственно всему животному и птичьему сообществу: милост ь к поверженным и пострадавшим. Можно возразить, приведя примеры трогательной отзывчивости. И тем не менее мы ощущаем убыль милосердия в нашей жизни
Уверен, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Но если это чувство не употребляется, оно слабеет и атрофируется.
Работа с испорченным текстом
- Друзья крепко проспали всю ночь. Моховая Борода первым открыл глаза. На поляне гуляли веселые солнечные лучики. Разбудило его вовсе не солнце. Разбудило его странное ощущение. Кто-то копошился в его бороде. Моховая Борода решил расчесать бороду. Моховая Борода поднял руку. Моховая Борода тут же опустил ее. Моховая Борода испуганно вздрогнул. Из бороды выпорхнула птица. Это была крохотная серая птичка. Птичка отлетела в сторону. Птичка уселась поблизости. Птичка уселась на ветвистом суку. Птичка стала смотреть на Моховую Бороду.
Задания и вопросы к «испорченному» тексту, которые помогут ученикам отредактировать его, а потом сжато пересказать.
- Прочитайте текст и подчеркните речевые повторы.
- Вспомните, чем можно заменить повторяющиеся слова? А что такое синонимы? Местоимения?
- Посмотрите на 4 и 5 предложения. Нужно ли здесь заменять повторяющийся глагол?
- А теперь скажите, о чем повествует данный текст. Какая информация является главной?
- Вычеркните из текста то, что вы считаете лишним, второстепенным, не относящимся к основной информации.
- А теперь посмотрите, какие предложения можно объединить, используя однородные члены - сказуемые.
- Запишите то, что получилось, заменяя повторяющиеся существительные на местоимения и объединяя несколько простых предложений в одно с однородными сказуемыми.
Упражнения на восстановление текста.
Пример.
а/ Среди приведенных найдите предложение с наиболее общим смыслом. Запишите его в тетрадь первым. Расположите оставшиеся предложения так, чтобы они отражали последовательное развитие мысли, высказанной в первом предложении. Допишите пропущенную часть предложения.
- Этот обычай родился много столетий назад.
- Мужчина отправлялся в путь только вооруженным.
- При встрече мужчины, здороваясь, пожимают друг другу правую руку.
- Человеку, которого не уважают, от которого ждут подлости, руки не подадут.
- Каждый встречный мог оказаться врагом.
- Многие привычные вещи обретают совершенно иной смысл, если вспомнить их историю.
- Открытая ладонь правой руки означала: «___________________________».
- Этот смысл утрачен – осталось правило этикета.
б/ Соедините простые предложения в сложные с помощью слов когда, потому что, однако.
РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня на уроке я узнал…..
- Сегодня на уроке я научился….
- Я понял, что.., теперь я могу..
Спасибо за внимание!