СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие речи у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через пение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через пение»

Выполнила: Докукина Д.С.

Статья «Развитие речи у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях через пение»


Аннотация. В статье рассматриваются влияние музыкальных занятий на заикание ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: заикание, пение, речь и артикуляционная гимнастика, дошкольный возраст.

Дошкольный возраст – этап психического развития от 3 до 7 лет, ведущей деятельностью является игра. В ходе игровой деятельности происходит усвоение приёмов орудийной деятельности и норм социального поведения.

Музыкальное занятие в детском саду – это сложный, интегрированный процесс, в котором соединены: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игры, танцы, пляски, музицирование и творчество во всех видах музыкальной деятельности.

Пение - это акт производства музыкальных звуков голосом. Пение развивает связную образную речь, расширяет кругозор, исправляет ряд речевых недостатков. Как форма углубленной работы по коррекции заикания используется пение.

Заикание – сложное речевое расстройство, требующее дальнейшего углубленного изучения. Заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной социализации. У заикающихся детей наблюдается большое напряжение мышечного тонуса или слабость его, плохая координация движений. С целью коррекции этих нарушений помогают игры с пением – хороводы и игры-инсценировки. В этих играх у детей развивается умение владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом музыки, выразительность движений – с характером музыкального сопровождения. Воспитание указанных умений положительно влияет на речь.

Во время пения у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.

Ребенку страдающему заиканием предлагаются песни:

  1. небольшие музыкальные фразы;

  2. доступное содержание и удобный для произношения текст;

  3. наличие сильной доли в начале музыкальной фразы;

  4. нисходящая мелодия песен (она более удобна, т. к. дыхание в начале пения более сильное);

  5. темп песен медленный или средний

     В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, проводим работу по коррекции устной речи, работаем над дикцией, разъясняем смысловое значение слов. Проговариваем слова, хорошо артикулируя, добиваясь у ребенка четкого произношения звуков в разных темпах, начиная с очень медленного. В этом нам помогает артикуляционная гимнастика. В неё включаем упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов. Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику. Также, для успешного развития артикуляции и чистоты интонирования мы используем так называемые фонопедические упражнения, которые являются наиболее эффективными для развития певческих навыков (с музыкальным сопровождением и без него).

     Так как известно, что в пении органы дыхания играют ведущую роль, поэтому необходимо закаливание органов дыхания, укрепление мышц носоглотки. Для этого проводим специально подобранные упражнения по системе В.Емельянова, А.Стрельниковой, М.Лазарева, Б.Толкачева. Мы используем еще эти упражнения и для развития чувства ритма, так как выдох и вдох мы проделываем на стаккато и легато, на разные длительности. В проведении дыхательных упражнений нами чаще всего используется сравнительный показ педагога (неправильное и правильное исполнение).

      В работе над дикцией нами используется прием – проговаривание текста одними губами в разных темпах, начиная с медленного.

























Заключение

Основной задачей на мой взгляд является устранение у заикающихся детей возможных психологических отклонений, воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к своему месту в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений. Педагог-воспитатель формирует, прежде всего, знания и навыки, предусмотренные коррекционной программой, ориентируясь на речевые возможности каждого ребёнка, закрепляет речевые успехи постоянно на своих занятиях и во всех режимных моментах. В воспитательных мероприятиях, направленных на формирование гармонично развитой личности воспитатель формирует определённые моральные представления и понятия, черты характера, умения, навыки, привычки, связанные с отношением человека к труду и коллективу, развивать стремление всё делать самому, понимание товарищества дружбы.































Список используемой литературы


  1. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа с учётом ФГОС / Н. Веракса, Т. Комарова, М. Васильева – Москва, 2014;

  2. Арсеневская О. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду, 2011;

  3. Картушина М.Ю. Вокально – хоровая работа в детском саду /Москва, 2010;

  4. Лазарев М. Л. «Здравствуй!» оздоровительно-развивающая программа – Москва, 2004;

  5. Емельянов В. «Развитие голоса. Координация и тренинг» – Санкт-Петербург, 1997.







4