Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка средствами игровых технологий
Е.В. Харина
Учитель начальных классов
Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающим мире.
В.А.Сухомлинский
Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игры
Компонент игровой технологии
Структурные элементы игры
Мотивационный
Установочный момент, игровая ситуация
Ориентационно-целевой
Задачи игры
Содержательно-операционный
Правила игры, игровое действие
Ценностно-волевой
Игровое состояние
Оценочный
Результат игры
Дидактическая игра - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Дидактические игры и игровые приёмы на уроках русского языка.
Мини-сочинение.
Цель: повторить признаки текста, учить составлять и записывать связный текст с помощью опорных слов; способствовать развитию образного мышления, устной и письменной речи; активизации словарного запаса.
Задание: Составь рассказ по опорным словам, которые придумаем сами, кроме одного – морозец.
з и м а
о коченеть
де р евья
снеж о ок
з вонко
сн е гирь
ц епенеть
«Аукцион частей речи»
Цель: закрепление пройденного материала; активизация мыслительной деятельности, словарного запаса; развитие речи учащихся.
«Жил да был на свете король глагол, он любил спрашивать «что делать?», «что делает?», «что сделать?» и т.д., чаще всего король глагол дружил с именем существительным, вместе они бывали то в единственном, то во множественном числе. Глагол в семье был главным…».
Буриме.
Цель: развитие речи; развитие логического мышления; активизация словарного запаса учащихся.
Падает, падает белый снежок .
И покрывает зеленый лужок.
Ребята слепили снежный комок ,
Весело встали в широкий кружок .
Игра « Почтальон»
Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
огород
гря-ки
парк
кали-ка
море
доро-ки
школа
реди-ка
пло-цы
бере-ки
морко-ка
фла-ки
столовая
кни-ки
ду-ки
обло-ки
хле-цы
зоопарк
ло-ки
ли-ки
пиро-ки
кле-ка
остро-ки
тетра-ка
сли-ки
марты-ка
промока-ка
голу-цы
тра-ка
реше-ка
Игра « Шифровальщики»
Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.
Например:
( тарелка, ложка, кружка)
( роза, астра, клен)
( планета, звезда, орбита)
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский