Просмотр содержимого документа
«Развитие речи учащихся начальных классов.»
Развитие речи учащихся начальных классов.
Сержантова Наталья Васильевна,
учитель начальных классов
МКОУ «СШ №1» г.Ефремова Тульской области.
Развитие речи – одна из основных задач начального образования.
Задачи развития речи младших школьников :
- целенаправленное поэтапное формирование различных видов речевой деятельности и механизмов в речи;
- формирование УУД, необходимых для работы с текстом;
- развитие способности самостоятельно определять возможности языковых средств;
- воспитание эстетически развитого читателя и слушателя;
- пробуждение интереса к словесному творчеству;
- воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости, духовно-нравственных ценностей;
- формирование навыков самостоятельной работы, имеющей исследовательский характер.
Цели развития речи:
- создание условий для становления личности младшего школьника, способного коммуникативно оправданно, полноценно и творчески воспринимать речь других людей и выражать собственные мысли и чувства в соответствии с речевой ситуацией;
- формирование способности саморазвития и самореализации личности;
- воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности.
Развитие речи учащихся начальной школы:
знакомство с основами грамматики
систематическая словарная работа
обогащение речи детей средствами лексики
совершенствование навыков устной и письменной связной речи
профилактическая деятельность по предупреждению речевых ошибок учащихся
Основные принципы развития речевой деятельности обучающихся:
- формирование активного речевого словаря;
- осмысленность восприятия изучаемых правил, текста;
- совершенствование умения анализировать учебный текст;
- систематичность и доступность заданий, упражнений, способствующих развитию связной речи.
Методы развития речевой деятельности младших школьников:
- создание и анализ различных речевых ситуаций,
- работа над содержанием текста, его анализ, составление собственного высказывания, вывода,
- подбор упражнений для закрепления понятий с учётом индивидуальных особенностей детей,
- использование устных и письменных творческих работ, направленных на развитие речи.
Работа по развитию речи включает:
а) обогащение словарного запаса учащихся с помощью лексических и грамматических средств;
б) формирование и совершенствование навыков устной и письменной связной речи;
в) ежедневную работу, направленную на предупреждение и преодоление ошибок в произношении, словообразовании, построении предложений.
Основные правила развития языковой способности:
логичность
наглядность
систематичность
Основные направления работы по развитию речи учащихся :
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
Использование различных видов работы с текстом в начальной школе:
- чтение про себя, вслух всего текста;
- пересказ (краткий, подробный, выборочный) отрывка, всего произведения;
- чтение в лицах;
- чтение по цепочке;
- нахождение и использование многозначных, устаревших, новых слов, синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- работа по вопросам к тексту;
- составление плана;
- работа по иллюстрациям;
- обмен впечатлениями ;
- творческие задания ( нарисовать свою иллюстрацию к понравившемуся отрывку, придумать свою концовку и др.)
Виды работ на уроках русского языка, способствующие развитию речи:
- минутки чистописания,
- орфографические минутки,
- работа со словом, словосочетанием, предложением, текстом,
- словарная работа,
- работа с деформированными предложениями, текстами,
- предварительная подготовка к написанию диктанта, изложения, сочинения,
- комментированное письмо,
- игровые ситуации, приёмы : «доскажи правило…»,
«помоги герою…», «найди ошибку…»
- заучивание нового правила в стихотворной форме,
- работа по использованию обучающих памяток,
- индивидуальная работа на карточках.
Виды работ на уроках литературного чтения, способствующие развитию речи:
- речевая разминка (работа с загадками, пословицами, поговорками, чистоговорками, стихотворными произведениями и т.д.);
- прогнозирование темы раздела;
- подбор своего названия к басне, стихотворению, тексту;
- выборочное чтение, пересказ;
- изменение последовательности пунктов плана в соответствии с текстом;
- придумывание своей концовки, истории к произведению;
- составление связных предложений по иллюстрации учебника или серии картинок;
- создание игровых ситуаций («придумай рифму…», «назови автора произведения…», «соедини стрелками название и писателя…»).
Речь – залог успешного обучения и развития ребёнка.
Спасибо за внимание!