НОД по звуковой культуре речи в старшей группе: дифференциация звуков ц–ч
ВОСПИТАТЕЛЬ: Канахина АллаЮрьевна
ЦЕЛЬ: -учить детей различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки ц–ч ;
-учить выделять звуки ц и ч в словах; закреплять навыки правильного, отчетливого произношения слов;
-учить определять место звука в слове (начало, середина, конец)
-отрабатывать интонационную выразительность речи;
-развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, слуховое внимание, умение изменять силу голоса;
-воспитывать звуковую культуру речи.
Сегодня у лесного гномика День рождения и всех ребят он приглашает в гости. Но для того, чтобы попасть к нему, нам нужно очень постараться и быть внимательными. Поэтому мы сейчас с вами потренируемся…
1 задание от гномика: Смотрим на картинку и произносим слова! Когда услышите звук «ц» - хлопните, а когда услышите звук «ч» - топните. ( ч асы, сини ц а, ц веток, ч ашка, одуван ч ик, огуре ц , ц апля)
А еще гномик любит чистоговорки, повторяйте чистоговорку вместе с гномиком:
- Ца-ца-ца – курица Чи-чи-чи – грачи Ча-ча-ча – чайка Цы-цы-цы – скворцы Чи-чи-чи – чижи.
Итак, ребята, сегодня у лесного гномика День рождения.
- Много зверей, птиц и насекомых хотят попасть к гномику на день рождения! Но гости приглашены только те, в названиях которых есть звук «ч» или «ц».
- Гномик попросит вас, ребята, раздать
билеты на автобус гостям.
Кому же мы отдадим билет на автобус, который отправляется к гномику?
Молодцы, ребята! Гномик был уверен, что вы справитесь с заданием, и заранее пригласил вас тоже в гости, ведь в слове «молод ц ы» какой нужный звук есть? («ц»). Превращаемся в водителей и едем в гости к гномику.
ФИЗМИНУТКА
Едем, едем на машине, (Дети крутят руль) Нажимаем на педаль, (Стопу правой ноги поднимают и опускают) Скорости переключаем, (Сгибают и разгибают руки в локтях) Смотрим пристально мы вдаль. (Одну руку ставят на пояс, другую козырьком подносят ко лбу) Дворники счищают капли Влево, вправо. Чистота! (Руки сгибают в локтях, изображают движения «дворников») Волосы шевелит ветер. ( Быстро двигают растопыренными пальцами, согнутых в локтях.) Мы шоферы хоть куда! (Хлопают в ладоши)
Посмотрите, ребята, нас встречает гномик! ОН ОЧЕНЬ РАД ВСЕХ ВИДЕТЬ!
А теперь отгадайте загадки и вы узнаете, что подарили гномику.
- Мы ночью ходим, Ходим днем, Но никуда мы не уйдем.
- Его бьют, а он не плачет, Веселее только скачет.
Гномик на своем празднике предлагает поиграть в игру «Волшебники»
- Оказывается, ребята, есть такие слова со звуком «ц», которые можно изменить так, чтобы в них появился звук «ч». Например: лисица , если она маленькая или мы хотим назвать ее ласково, как мы говорим? (лисичка).
ЛИСИЧКА
ЛИСИЦА
Итак, ребята, я вам показываю картинки со звуком «ц», а вы превращаете звук «ц» в звук «ч».
КУРОЧКА
КУРИЦА
ЗАЙЧИК
ЗАЯЦ
ПУГОВИЧКА
ПУГОВИЦА
А следующая игра для самых сообразительных и самых любознательных, как раз для таких как вы, ребята. Называется игра «Найди место звука в слове».
- Я буду показывать вам картинки, вы будете произносить слова, и определять, где находится звук «ц»– в начале , в середине или в конце слова – и поставите фишку в нужную клеточку.
ГОТОВЫ???
Скворец
Цыплёнок
Мотоцикл
Цапля
Молодцы, ребята!
А теперь пришло время прощаться с гномиком. Он всех вас благодарит, говорит, что ему было очень интересно с ВАМИ.
Надеюсь, что и Вам тоже было интересно!!!
Спасибо за внимание!!!